МЕТОДОЛОГИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье обобщены основные положения учебного пособия А.В. Лубского «Методология социального исследования», в котором рассматриваются вопросы, связанные с профессиональной культурой исследователя, методологическими новациями в социальных науках, структурой, логикой, моделями и типами социальных исследований, разработкой концепции магистерской диссертации.

Ключевые слова:
социальное исследование, методология социального исследования, профессиональная культура исследователя, структура социального исследования, логика социального исследования, модели социального исследования, типы социального исследования, концепция социального исследования
Текст

Выделение социального исследования в качестве предмета методологии как учебной дисциплины ставит важные вопросы: является ли это исследование целесообразным или оно носит произвольный характер, какие условия определяют возможность получения нового научного знания, существуют ли логика и нормы научно-исследовательской деятельности. 

А.В. Лубский в новом учебном пособии «Методология социального исследования», подготовленном в издательстве «ИНФРА-М», отвечая на эти вопросы, пишет, что «социальное исследование, чтобы быть научным, должно проводиться в соответствии с определенными принципами и требованиями, которые должен соблюдать ученый. Поэтому свобода творчества, «вспышки озарения» в социальных науках неизбежно соседствуют с представлениями ученого о необходимых элементах целенаправленной научно-исследовательской деятельности» [1]. В этом плане «социальное исследование – это не только научное творчество, но и в известной мере ремесло, т.е. научно-исследовательская деятельность, подчиненная определенным нормативным требованиям. Изучение этих норм, приведение их в систему рациональных действий, теоретическое их обоснование дает возможность, – как подчеркивает автор, – осуществлять сознательный контроль над процессом социального исследования, постоянно совершенствовать его практику, а также осмысливать опыт научно-исследовательского мастерства и учиться ему» [1]. 

Учебное пособие, ставшее итогом предыдущих многочисленных работ автора [2–16], рекомендовано студентам вузов, обучающимся по магистерским программам социальных направлений профессиональной подготовки высшего образования. Это пособие является основным методическим ресурсом соответствующей учебной дисциплины, цель которой состоит в формировании у магистрантов профессиональной культуры исследователя. Учебное пособие включает пять глав, в которых рассматриваются такие вопросы, как профессиональная культура исследователя; методологическая деятельность и методологическая ситуация в социальных науках; новации в современном методологическом сознании; признаки научности и структура социальных исследований; специфика фундаментальных и прикладных, мультидисциплинарных, интердисциплинарных и трансдисциплинарных научных исследований; особенности классической, неклассической и неоклассической моделей социального исследования; разработка концепции магистерского исследования; логика научно-исследовательских действий, направленных на производство новых эмпирических, теоретических и концептуальных научных знаний

Основные положения учебного пособия А.В. Лубского «Методология социального исследования», выполненного на высоком профессиональном уровне, сводятся к следующему.

Социальное исследование – это не сочинение на заданную тему. Это – особый вид познавательной деятельности, направленной на получение принципиально нового научного знания. Социальное исследование обусловлено профессиональной культурой ученого, структурными компонентами которой являются профессиональное мышление, профессиональная компетентность, профессиональное мастерство.

Социальное исследование – это не только научное творчество, но и ремесло, без овладения которым не возможна сама научно-исследовательская деятельность. Для того чтобы эта деятельность была эффективной и успешной, магистрант должен соблюдать, прежде всего, методологические требования, принятые в академическом сообществе. Основное требование к социальным исследованиям – это научность, к признакам которой можно отнести актуальность, контекстуальность, рациональность, инновационность, стремление к истине, проблемность, рефлексивность, критичность, предметность, методологизм, субъектность, фундаментализм, эмпиризм, теоретизм, концептуализм, фальсификационизм. Понимание этих признаков позволит магистранту профессионально заниматься научно-исследовательской деятельностью.

В современном научном познании произошел переход от монистической интерпретации социальной реальности к плюралистической, что придает научно-исследовательским практикам мультипарадигмальный характер. Понимание  этих практик дает возможность магистранту успешно выбирать методологические основания своей научно-исследовательской деятельности, прежде всего модели социального исследования. В настоящее время можно выделить такие альтернативные модели научного исследования, как классическая, неклассическая и неоклассическая.

Социальное исследование как познавательная деятельность представляет собой культурно организованную и мотивированную активность, направленную на получение нового научного знания. В структуру социального исследования входят цель, средства, действия и результат. 

Необходимым компонентом научно-исследовательской деятельности на ее предварительной стадии является разработка концепции диссертационного исследования, без которой оно обречено стать сочинением на заданную тему. В концепции последовательно должны быть отражены следующие позиции: 1) обоснование выбора темы диссертационного исследования; 2) выяснение степени научной разработанности темы; 3) формулировка научной проблемы; 4) определение цели исследования; 5) постановка задач диссертационного исследования; 6) выделение объекта и предмета исследования, 7) выбор методологических оснований диссертационного исследования; 8) определение корпуса источников эмпирической информации; 9) выдвижение научной гипотезы; 10) составление плана диссертации. 

В структуре социального исследования особое значение имеют научно-исследовательские действия ученого, непосредственно направленные на производство нового научного знания. Эти действия подчиняются определенной логике, т.е. носят последовательный и взаимосвязанный характер. Логика социального исследования может быть описана в виде схемы: критика источников эмпирической информации – научные факты – эмпирическое описание – объяснение и понимание – специальные  теории – научная концепция.

Учебное пособие А.В. Лубского «Методология социального исследования», выполненное  на высоком теоретико-методологическом и учебно-методическом уровне, может быть рекомендовано для использования в образовательном пространстве высшей школы.

Список литературы

1. Лубский А.В. Методология социального исследования: Учебное пособие для магистрантов [Текст]. М: ИНФРА-М, 2016. с.

2. Лубский А.В. Методология научного исследования. Ростов н/Д: Фонд науки и образования, 2016. 56 с.

3. Лубский А.В. Постнеклассическая рациональность и неоклассическая модель социально-гуманитарных исследований // Научная мысль Кавказа. 2015. № 1. С. 21-30.

4. Лубский А.В. Социальные науки в России: интеллектуальная ситуация в конце ХХ - начале XXI века // Гуманитарий Юга России. 2016. № 3. С. 31-49.

5. Лубский А.В. Междисциплинарные научные исследования: когнитивная «мода» или социальный «вызов» // Социологические исследования. 2015. № 10. С. 3-11.

6. Лубский А.В. Специфика социологического дискурса в России // Социально-гуманитарные знания. 2015. № 9. С. 128-135.

7. Лубский А.В. Неоклассическая модель политологических исследований // Политическая концептология. 2014. № 3. С. 18-30.

8. Лубский А.В. Синергетический подход в региональных исследованиях // Зарубежное регионоведение: евразийские исследования: учебник. М.; Ростов н/Д: Социально-гуманитарные знания, 2013. С. 57-63.

9. Лубский А.В. Неоклассическая модель социологического исследования // Социально-гуманитарные знания. 2012. № 7. С. 112-120.

10. Лубский А.В. Социологическое познание после постмодернизма // Российское общество: проблемы идентичности и формирования гражданских институтов. Ростов н/Д: Издательство Южного федерального университета, 2012. С. 113-129.

11. Лубский А.В. Конструктивизм и научность социологического исследования // Методология, теория и история социологии: сборник научных статей: в 3-х т. Т. 1. Ростов н/Д: Изд-во Южного федерального университета, 2012. С. 154-163.

12. Лубский А.В. Гуманизация и конструктивизм в социально-гуманитарных науках // Гуманитарий Юга России. 2012. № 3. С. 63-80.

13. Лубский А.В. Социальные науки и социальная реальность: к вопросу о погружении в виртуальность // Научная мысль Кавказа, 2011. № 4. С. 19-29.

14. Лубский А.В. Альтернативные модели исторического исследования: Концептуальная интерпретация когнитивных практик. Saarbrücken: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2010. 304 с.

15. Лубский А.В. Неоклассическая модель исторического исследования в культурно-эпистемологическом контексте XXI века // Общественные науки и современность. 2009. № 3. С. 158-168.

16. Лубский А.В. Методология региональных социально-гуманитарных исследований. Ростов н/Д: Изд.-во ЮФУ, 2009. 238 с.

Войти или Создать
* Забыли пароль?