В статье обобщены основные положения учебного пособия А.В. Лубского «Методология социального исследования», в котором рассматриваются вопросы, связанные с профессиональной культурой исследователя, методологическими новациями в социальных науках, структурой, логикой, моделями и типами социальных исследований, разработкой концепции магистерской диссертации.
социальное исследование, методология социального исследования, профессиональная культура исследователя, структура социального исследования, логика социального исследования, модели социального исследования, типы социального исследования, концепция социального исследования
Выделение социального исследования в качестве предмета методологии как учебной дисциплины ставит важные вопросы: является ли это исследование целесообразным или оно носит произвольный характер, какие условия определяют возможность получения нового научного знания, существуют ли логика и нормы научно-исследовательской деятельности.
А.В. Лубский в новом учебном пособии «Методология социального исследования», подготовленном в издательстве «ИНФРА-М», отвечая на эти вопросы, пишет, что «социальное исследование, чтобы быть научным, должно проводиться в соответствии с определенными принципами и требованиями, которые должен соблюдать ученый. Поэтому свобода творчества, «вспышки озарения» в социальных науках неизбежно соседствуют с представлениями ученого о необходимых элементах целенаправленной научно-исследовательской деятельности» [1]. В этом плане «социальное исследование – это не только научное творчество, но и в известной мере ремесло, т.е. научно-исследовательская деятельность, подчиненная определенным нормативным требованиям. Изучение этих норм, приведение их в систему рациональных действий, теоретическое их обоснование дает возможность, – как подчеркивает автор, – осуществлять сознательный контроль над процессом социального исследования, постоянно совершенствовать его практику, а также осмысливать опыт научно-исследовательского мастерства и учиться ему» [1].
Учебное пособие, ставшее итогом предыдущих многочисленных работ автора [2–16], рекомендовано студентам вузов, обучающимся по магистерским программам социальных направлений профессиональной подготовки высшего образования. Это пособие является основным методическим ресурсом соответствующей учебной дисциплины, цель которой состоит в формировании у магистрантов профессиональной культуры исследователя. Учебное пособие включает пять глав, в которых рассматриваются такие вопросы, как профессиональная культура исследователя; методологическая деятельность и методологическая ситуация в социальных науках; новации в современном методологическом сознании; признаки научности и структура социальных исследований; специфика фундаментальных и прикладных, мультидисциплинарных, интердисциплинарных и трансдисциплинарных научных исследований; особенности классической, неклассической и неоклассической моделей социального исследования; разработка концепции магистерского исследования; логика научно-исследовательских действий, направленных на производство новых эмпирических, теоретических и концептуальных научных знаний
Основные положения учебного пособия А.В. Лубского «Методология социального исследования», выполненного на высоком профессиональном уровне, сводятся к следующему.
Социальное исследование – это не сочинение на заданную тему. Это – особый вид познавательной деятельности, направленной на получение принципиально нового научного знания. Социальное исследование обусловлено профессиональной культурой ученого, структурными компонентами которой являются профессиональное мышление, профессиональная компетентность, профессиональное мастерство.
Социальное исследование – это не только научное творчество, но и ремесло, без овладения которым не возможна сама научно-исследовательская деятельность. Для того чтобы эта деятельность была эффективной и успешной, магистрант должен соблюдать, прежде всего, методологические требования, принятые в академическом сообществе. Основное требование к социальным исследованиям – это научность, к признакам которой можно отнести актуальность, контекстуальность, рациональность, инновационность, стремление к истине, проблемность, рефлексивность, критичность, предметность, методологизм, субъектность, фундаментализм, эмпиризм, теоретизм, концептуализм, фальсификационизм. Понимание этих признаков позволит магистранту профессионально заниматься научно-исследовательской деятельностью.
В современном научном познании произошел переход от монистической интерпретации социальной реальности к плюралистической, что придает научно-исследовательским практикам мультипарадигмальный характер. Понимание этих практик дает возможность магистранту успешно выбирать методологические основания своей научно-исследовательской деятельности, прежде всего модели социального исследования. В настоящее время можно выделить такие альтернативные модели научного исследования, как классическая, неклассическая и неоклассическая.
Социальное исследование как познавательная деятельность представляет собой культурно организованную и мотивированную активность, направленную на получение нового научного знания. В структуру социального исследования входят цель, средства, действия и результат.
Необходимым компонентом научно-исследовательской деятельности на ее предварительной стадии является разработка концепции диссертационного исследования, без которой оно обречено стать сочинением на заданную тему. В концепции последовательно должны быть отражены следующие позиции: 1) обоснование выбора темы диссертационного исследования; 2) выяснение степени научной разработанности темы; 3) формулировка научной проблемы; 4) определение цели исследования; 5) постановка задач диссертационного исследования; 6) выделение объекта и предмета исследования, 7) выбор методологических оснований диссертационного исследования; 8) определение корпуса источников эмпирической информации; 9) выдвижение научной гипотезы; 10) составление плана диссертации.
В структуре социального исследования особое значение имеют научно-исследовательские действия ученого, непосредственно направленные на производство нового научного знания. Эти действия подчиняются определенной логике, т.е. носят последовательный и взаимосвязанный характер. Логика социального исследования может быть описана в виде схемы: критика источников эмпирической информации – научные факты – эмпирическое описание – объяснение и понимание – специальные теории – научная концепция.
Учебное пособие А.В. Лубского «Методология социального исследования», выполненное на высоком теоретико-методологическом и учебно-методическом уровне, может быть рекомендовано для использования в образовательном пространстве высшей школы.
1. Лубский А.В. Методология социального исследования: Учебное пособие для магистрантов [Текст]. М: ИНФРА-М, 2016. с.
2. Лубский А.В. Методология научного исследования. Ростов н/Д: Фонд науки и образования, 2016. 56 с.
3. Лубский А.В. Постнеклассическая рациональность и неоклассическая модель социально-гуманитарных исследований // Научная мысль Кавказа. 2015. № 1. С. 21-30.
4. Лубский А.В. Социальные науки в России: интеллектуальная ситуация в конце ХХ - начале XXI века // Гуманитарий Юга России. 2016. № 3. С. 31-49.
5. Лубский А.В. Междисциплинарные научные исследования: когнитивная «мода» или социальный «вызов» // Социологические исследования. 2015. № 10. С. 3-11.
6. Лубский А.В. Специфика социологического дискурса в России // Социально-гуманитарные знания. 2015. № 9. С. 128-135.
7. Лубский А.В. Неоклассическая модель политологических исследований // Политическая концептология. 2014. № 3. С. 18-30.
8. Лубский А.В. Синергетический подход в региональных исследованиях // Зарубежное регионоведение: евразийские исследования: учебник. М.; Ростов н/Д: Социально-гуманитарные знания, 2013. С. 57-63.
9. Лубский А.В. Неоклассическая модель социологического исследования // Социально-гуманитарные знания. 2012. № 7. С. 112-120.
10. Лубский А.В. Социологическое познание после постмодернизма // Российское общество: проблемы идентичности и формирования гражданских институтов. Ростов н/Д: Издательство Южного федерального университета, 2012. С. 113-129.
11. Лубский А.В. Конструктивизм и научность социологического исследования // Методология, теория и история социологии: сборник научных статей: в 3-х т. Т. 1. Ростов н/Д: Изд-во Южного федерального университета, 2012. С. 154-163.
12. Лубский А.В. Гуманизация и конструктивизм в социально-гуманитарных науках // Гуманитарий Юга России. 2012. № 3. С. 63-80.
13. Лубский А.В. Социальные науки и социальная реальность: к вопросу о погружении в виртуальность // Научная мысль Кавказа, 2011. № 4. С. 19-29.
14. Лубский А.В. Альтернативные модели исторического исследования: Концептуальная интерпретация когнитивных практик. Saarbrücken: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2010. 304 с.
15. Лубский А.В. Неоклассическая модель исторического исследования в культурно-эпистемологическом контексте XXI века // Общественные науки и современность. 2009. № 3. С. 158-168.
16. Лубский А.В. Методология региональных социально-гуманитарных исследований. Ростов н/Д: Изд.-во ЮФУ, 2009. 238 с.