Abstract and keywords
Abstract (English):
The article summarizes the main provisions of the textbook Lubskiy A.V. "Methodology of social research", which deals with issues related to the professional researcher culture, methodological innovations in the social sciences, structure, logic, models and types of social research, the development of the concept of the master´s thesis.

Keywords:
social research methodology of social research, professional researcher culture, social structure research, social research logic, models of social research, the types of social research, concept of social research
Text

Выделение социального исследования в качестве предмета методологии как учебной дисциплины ставит важные вопросы: является ли это исследование целесообразным или оно носит произвольный характер, какие условия определяют возможность получения нового научного знания, существуют ли логика и нормы научно-исследовательской деятельности. 

А.В. Лубский в новом учебном пособии «Методология социального исследования», подготовленном в издательстве «ИНФРА-М», отвечая на эти вопросы, пишет, что «социальное исследование, чтобы быть научным, должно проводиться в соответствии с определенными принципами и требованиями, которые должен соблюдать ученый. Поэтому свобода творчества, «вспышки озарения» в социальных науках неизбежно соседствуют с представлениями ученого о необходимых элементах целенаправленной научно-исследовательской деятельности» [1]. В этом плане «социальное исследование – это не только научное творчество, но и в известной мере ремесло, т.е. научно-исследовательская деятельность, подчиненная определенным нормативным требованиям. Изучение этих норм, приведение их в систему рациональных действий, теоретическое их обоснование дает возможность, – как подчеркивает автор, – осуществлять сознательный контроль над процессом социального исследования, постоянно совершенствовать его практику, а также осмысливать опыт научно-исследовательского мастерства и учиться ему» [1]. 

Учебное пособие, ставшее итогом предыдущих многочисленных работ автора [2–16], рекомендовано студентам вузов, обучающимся по магистерским программам социальных направлений профессиональной подготовки высшего образования. Это пособие является основным методическим ресурсом соответствующей учебной дисциплины, цель которой состоит в формировании у магистрантов профессиональной культуры исследователя. Учебное пособие включает пять глав, в которых рассматриваются такие вопросы, как профессиональная культура исследователя; методологическая деятельность и методологическая ситуация в социальных науках; новации в современном методологическом сознании; признаки научности и структура социальных исследований; специфика фундаментальных и прикладных, мультидисциплинарных, интердисциплинарных и трансдисциплинарных научных исследований; особенности классической, неклассической и неоклассической моделей социального исследования; разработка концепции магистерского исследования; логика научно-исследовательских действий, направленных на производство новых эмпирических, теоретических и концептуальных научных знаний

Основные положения учебного пособия А.В. Лубского «Методология социального исследования», выполненного на высоком профессиональном уровне, сводятся к следующему.

Социальное исследование – это не сочинение на заданную тему. Это – особый вид познавательной деятельности, направленной на получение принципиально нового научного знания. Социальное исследование обусловлено профессиональной культурой ученого, структурными компонентами которой являются профессиональное мышление, профессиональная компетентность, профессиональное мастерство.

Социальное исследование – это не только научное творчество, но и ремесло, без овладения которым не возможна сама научно-исследовательская деятельность. Для того чтобы эта деятельность была эффективной и успешной, магистрант должен соблюдать, прежде всего, методологические требования, принятые в академическом сообществе. Основное требование к социальным исследованиям – это научность, к признакам которой можно отнести актуальность, контекстуальность, рациональность, инновационность, стремление к истине, проблемность, рефлексивность, критичность, предметность, методологизм, субъектность, фундаментализм, эмпиризм, теоретизм, концептуализм, фальсификационизм. Понимание этих признаков позволит магистранту профессионально заниматься научно-исследовательской деятельностью.

В современном научном познании произошел переход от монистической интерпретации социальной реальности к плюралистической, что придает научно-исследовательским практикам мультипарадигмальный характер. Понимание  этих практик дает возможность магистранту успешно выбирать методологические основания своей научно-исследовательской деятельности, прежде всего модели социального исследования. В настоящее время можно выделить такие альтернативные модели научного исследования, как классическая, неклассическая и неоклассическая.

Социальное исследование как познавательная деятельность представляет собой культурно организованную и мотивированную активность, направленную на получение нового научного знания. В структуру социального исследования входят цель, средства, действия и результат. 

Необходимым компонентом научно-исследовательской деятельности на ее предварительной стадии является разработка концепции диссертационного исследования, без которой оно обречено стать сочинением на заданную тему. В концепции последовательно должны быть отражены следующие позиции: 1) обоснование выбора темы диссертационного исследования; 2) выяснение степени научной разработанности темы; 3) формулировка научной проблемы; 4) определение цели исследования; 5) постановка задач диссертационного исследования; 6) выделение объекта и предмета исследования, 7) выбор методологических оснований диссертационного исследования; 8) определение корпуса источников эмпирической информации; 9) выдвижение научной гипотезы; 10) составление плана диссертации. 

В структуре социального исследования особое значение имеют научно-исследовательские действия ученого, непосредственно направленные на производство нового научного знания. Эти действия подчиняются определенной логике, т.е. носят последовательный и взаимосвязанный характер. Логика социального исследования может быть описана в виде схемы: критика источников эмпирической информации – научные факты – эмпирическое описание – объяснение и понимание – специальные  теории – научная концепция.

Учебное пособие А.В. Лубского «Методология социального исследования», выполненное  на высоком теоретико-методологическом и учебно-методическом уровне, может быть рекомендовано для использования в образовательном пространстве высшей школы.

References

1. Lubskiy A.V. Metodologiya sotsial´nogo issledovaniya: Uchebnoe posobie dlya magistrantov [Tekst]. M: INFRA-M, 2016. s.

2. Lubskiy A.V. Metodologiya nauchnogo issledovaniya. Rostov n/D: Fond nauki i obrazovaniya, 2016. 56 s.

3. Lubskiy A.V. Postneklassicheskaya ratsional´nost´ i neoklassicheskaya model´ sotsial´no-gumanitarnykh issledovaniy. Nauchnaya mysl´ Kavkaza. 2015. № 1. S. 21-30.

4. Lubskiy A.V. Sotsial´nye nauki v Rossii: intellektual´naya situatsiya v kontse KhKh - nachale XXI veka. Gumanitariy Yuga Rossii. 2016. № 3. S. 31-49.

5. Lubskiy A.V. Mezhdistsiplinarnye nauchnye issledovaniya: kognitivnaya «moda» ili sotsial´nyy «vyzov». Sotsiologicheskie issledovaniya. 2015. № 10. S. 3-11.

6. Lubskiy A.V. Spetsifika sotsiologicheskogo diskursa v Rossii. Sotsial´no-gumanitarnye znaniya. 2015. № 9. S. 128-135.

7. Lubskiy A.V. Neoklassicheskaya model´ politologicheskikh issledovaniy. Politicheskaya kontseptologiya. 2014. № 3. S. 18-30.

8. Lubskiy A.V. Sinergeticheskiy podkhod v regional´nykh issledovaniyakh. Zarubezhnoe regionovedenie: evraziyskie issledovaniya: uchebnik. M.; Rostov n/D: Sotsial´no-gumanitarnye znaniya, 2013. S. 57-63.

9. Lubskiy A.V. Neoklassicheskaya model´ sotsiologicheskogo issledovaniya. Sotsial´no-gumanitarnye znaniya. 2012. № 7. S. 112-120.

10. Lubskiy A.V. Sotsiologicheskoe poznanie posle postmodernizma. Rossiyskoe obshchestvo: problemy identichnosti i formirovaniya grazhdanskikh institutov. Rostov n/D: Izdatel´stvo Yuzhnogo federal´nogo universiteta, 2012. S. 113-129.

11. Lubskiy A.V. Konstruktivizm i nauchnost´ sotsiologicheskogo issledovaniya. Metodologiya, teoriya i istoriya sotsiologii: sbornik nauchnykh statey: v 3-kh t. T. 1. Rostov n/D: Izd-vo Yuzhnogo federal´nogo universiteta, 2012. S. 154-163.

12. Lubskiy A.V. Gumanizatsiya i konstruktivizm v sotsial´no-gumanitarnykh naukakh. Gumanitariy Yuga Rossii. 2012. № 3. S. 63-80.

13. Lubskiy A.V. Sotsial´nye nauki i sotsial´naya real´nost´: k voprosu o pogruzhenii v virtual´nost´. Nauchnaya mysl´ Kavkaza, 2011. № 4. S. 19-29.

14. Lubskiy A.V. Al´ternativnye modeli istoricheskogo issledovaniya: Kontseptual´naya interpretatsiya kognitivnykh praktik. Saarbrücken: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2010. 304 s.

15. Lubskiy A.V. Neoklassicheskaya model´ istoricheskogo issledovaniya v kul´turno-epistemologicheskom kontekste XXI veka. Obshchestvennye nauki i sovremennost´. 2009. № 3. S. 158-168.

16. Lubskiy A.V. Metodologiya regional´nykh sotsial´no-gumanitarnykh issledovaniy. Rostov n/D: Izd.-vo YuFU, 2009. 238 s.

Login or Create
* Forgot password?