СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ ИННОВАЦИОННОГО ПОДХОДА К РАЗЛИЧНЫМ УРОВНЯМ УПРАВЛЕНИЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Важнейшей характеристикой экономики является интенсификация инновационных процессов, превращение их в фактор экономического роста. В настоящее время необходимо обеспечить развитие инновационной инфраструктуры на всех уровнях управления в государстве, поскольку это является мощным рычагом, с помощью которого возможно обеспечить развитие производства и наполнить рынок новой или улучшенной конкурентоспособной продукцией.

Ключевые слова:
инновационное развитие хозяйственных систем, модели инновационного развития управления на различных уровнях управления, процедуры инновационного развития управления на макро-, мезо- и микроуровнях
Текст

Развитие экономики государства в современных условиях основывается на инновационной активности хозяйственных систем и применении инновационного подхода в рыночных отношениях. Инновационная активность национальной экономики основана на результатах функционирования организаций, которые осуществляют инновации в различные сферы деятельности. Нововведения становятся стратегическим фактором роста, воздействуют на структуру общественного производства, преобразуют экономику страны, стабилизируют социальную политику в государстве.

В условиях развития инновационных процессов предполагается формирование инновационного пространства, объединяющего потоки инновационного взаимодействия субъектов инновационной деятельности на макро-, мезо- и микроуровне и способствующее межотраслевой рекомбинации и диффузии инновационных идей и результатов интеллектуальной деятельности между различными секторами экономики и отраслями знаний.

Инновационное развитие хозяйственных систем, таким образом, рассматривается на уровне управления страной в целом, регионами и локальными территориями, а также хозяйствующими субъектами предприятиями и организациями (макро- мезо- и микроуровень).

На микроуровне в качестве хозяйствующей системы рассматриваются отдельные предприятия, организации, предпринимательские фирмы. 

На мезоуровне под хозяйственной системой следует понимать совокупность хозяйствующих субъектов; формальных и неформальных институтов и объединений, институтов государственной власти, трудовых ресурсов, социально-экономических и хозяйственных процессов, природных и материальных элементов, находящихся в определенных отношениях и связях друг с другом и внешней средой.

На макроуровне хозяйствующей системой признана экономика страны в целом, с присущими ей проблемами, перспективами и тенденциями экономического развития.

Формирование и реализация инновационной политики должны основываться на создании такой системы, которая позволит в кратчайший срок и с высокой эффективностью использовать в производстве интеллектуальный и научно-технический потенциал страны. Благодаря использованию новых информационных технологий этим потенциалом могли бы пользоваться как малые, так и крупные предприятия всех форм собственности. 

Исходя из территориальных, отраслевых и структурных различий научно-технического потенциала страны можно выделить следующие модели инновационного развития (рисунок 1.1).

Поиск новых возможностей и механизмов в разработке и внедрении инноваций тесно связан с разработкой моделей инновационного развития, которые предусматривают повышение конкурентоспособности национальной экономики. Главный критерий, положенный в основу выбора модели инновационного развития – достижение наибольшей эффективности хозяйствования. 

Рисунок 1.1 - Модели инновационного развития на различных уровнях управления

 

Инновационное развитие актуально на всех уровнях управления, при этом на макроуровне происходит выделение национальных приоритетов инновационного разви-тия и создание государственной организационно-экономической системы управления инновационными процессами по структуре их использования; на мезоуровне – формирование системы инновационного взаимодействия (бизнеса, государства, социума) и развитие инновационной деятельности в регионах; на микроуровне - создание финансовой системы стимулирования инновацион¬ных процессов с привлечением бизнеса и активизация инновационной деятельности на предприятиях промышленности.

Таким образом, уже на стадии постановки цели создается модель будущего состояния сбалансированности  инновационной  инфраструктуры. Завершается этот этап рассмотрением альтернативных вариантов решения и выбором окончательного направления развития. [3, 500].

Структурируя данные об инновационном развитии в государстве, его тенденциях и особенностях проявления, автором представлен генезис инновационного развития на микро, мезо- и макроуровне (рис1.2).

Рисунок 1.2 - Генезис инновационного развития на микро, мезо- и макроуровне

 

Из рисунка следует, что активизации инновационной деятельности на макро-, мезо- и микроуровне способствует развитию инновационной инфраструктуры. 

Инновационная инфраструктура призвана создать условия для доступа предприятий (прежде всего малых) к производственным ресурсам. Сюда относятся технопарки и инновационно-технологические центры, инновационно-технологические комплексы, центры коллективного пользования производственным оборудованием. В современных российских условиях, когда большинство предприятий не имеют необходимых ресурсов на переоснащение производства, этот подход позволит при сравнительно небольших затратах обеспечить доступ к современным технологиям практически всем заинтересованным предприятиям независимо от их величины и объемов производства.

Вопросы модернизации и необходимости инновационного развития обсуждались в российских общественно-политических кругах, начиная с 2000-х годов. В последнее время данные обсуждения преобразовались в более активные попытки формирования инновационной экономики и развертывания модернизационных процессов в российской промышленности. 

Проблема формирования, становления и инновационного развития в России заключается в том, что данный процесс должен произойти в весьма сжатые исторические сроки при отсутствии многих условий для его развития. 

Инновационное развитие управления должно быть обеспечено выполнением комплекса следующих процедур по решению проблем инновационного развития на микро-, мезо- и макроуровнях (рисунок 1.3).

Рисунок 1.3 – Процедуры инновационного развития на макро-, мезо- и микроуровнях

 

Из рисунка следует, что в целях обеспечения эффективного инновационного развития на всех уровнях необходимо осуществление различных действий.

На макроуровне включение инновационного фактора роста потребует радикального изменения системы финансовой поддержки науки и инноваций за счет ограниченного в два раза увеличения бюджетных расходов, в том числе к 2016 году на 80%, привлечения коммерческих средств в 6,9 раз превышающих их современный уро¬вень в том числе до 2015 года на 80%. В период 2016-2020 гг. в структуре затрат должны учитываться возможности государственного бюджета и создаваемой экономической системы стимулирования.

Основными источниками и формами финансовой поддержки инноваций со стороны государства является государственный бюджет и налоговые льготы. Наряду с бюджетным финансированием институ¬тов в структуре федерального бюджета разрабатываются целевые про¬граммы. Эти программы являются одним из важнейших средств реали¬зации структурной политики государства. Они представляют собой увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления ком¬плекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, произ¬водственных, социально-экономических и других мероприятий, обес¬печивающих эффективное решение задач в разных областях развития.

На мезоуровне решению проблем инновационного развития будет способствовать возрастание роли новых центров инновационного экономического роста, опирающихся на концентрацию кадрового и технологического потенциала, существенным образом влияющих на трансформацию территориальной структуры расселения и распределения трудовых ресурсов, прежде всего: крупных городских агломераций с высоким качеством среды обитания и человеческим потенциалом;  территориально-производственных кластеров, ориентированных на высокотехнологичные производства в приоритетных отраслях российской экономики; туристско-рекреационных зон с высоким уровнем оказания услуг на территориях с уникальными природно-климатическими условиями;  крупных транспортно-логистических узлов и производственных комплексов. 

В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, стратегической целью формирования национальной инновационной экономики, является комплексное прогрессивное развитие производства, различных отраслей и территорий, которое будет способствовать обеспечению конкурентоспособности отечественных производителей на мировом рынке, что приведет к росту благосостояния общества.

Для реализации поставленных в Концепции целей на сегодняшний день необходимо сформировать такую инновационную инфраструктуру, которая бы способствовала развитию инноваций, основанных на высоких производственных технологиях. При этом, следует учитывать, что эффективность такого рода инфраструктуры находится в прямой зависимости от уровня развития инновационной деятельности в отдельно взятом регионе. В современных условиях выигрышную позицию имеют те регионы, где созданы наиболее благоприятные условия для создания и реализации новых научно-технических идей, внедрения перспективных технологий и разработок 

На микроуровне к приоритетным задачам, способствующим решению проблемы устойчивого и эффективного развития экономики следует отнести: создание и эффективное использование научно-исследовательского подразделения фирмы, если это крупное прибыльное предприятие, или заключение договора об оказании НИОКР с соответствующим отраслевым вузом или иным научным коллективом, имеющим новые идеи и разработавшими технологии их применения; обеспечение инвестиционной привлекательности предприятий за счёт использования маркетинговых и фандрейзинговых технологий; защита прав участников (учредителей) инновационного и производственного процесса, чёткое разграничение ответственности каждого из них, обеспечение свободного перераспределения прав участия в капитале; реализация интересов акционеров, инвесторов и кредиторов в получении необходимой информации о финансовой стратегии по реализации инновации, прозрачность финансово-экономического состояния предприятий; чёткое соблюдение контрактных обязательств между всеми участниками оперативной, венчурной и стратегической деятельности предприятия; переподготовка работников предприятия именно для реализации инновационного проекта. 

Успешность адаптации российских фирм к инновационной экономике во многом зависит от решения общих проблем по созданию благоприятных предпосылок для развития инновационной инфраструктуры на всех уровнях управления национальным инновационным развитием (микро, мезо- и макроуровень).

Управление инновационным развитием необходимо точно также проектировать, как и любую систему. Необходимо не только определять задачи, стоящие перед хозяйственными системами, но и создавать процедуру, обеспечивающую переход в это состояние, определять необходимые ресурсы, разрабатывать бизнес-процессы инновационной деятельности, а также эффективную структуру управления инновационным развитием хозяйственных систем на микро-, мезо- и макроуровнях, основываясь на  эффективной инновационной инфраструктуре.

Список литературы

1. Антонов И.Ю. Инновационное развитие экономики России: состояние, перспективы [Текст]: монография/И.Ю. Антонов.- М.: Интеграция, 2012. - 251 c.

2. Борисова О.В. Корпоративные финансы [Текст]: учебник и практикум для академического бакалавриата / О.В. Борисова, Н.И. Малых, Ю.И. Грищенко, Л.В. Овешникова. - М.: Юрайт, 2014.- 651 с.

3. Кудина М.В. Экономика инновационного развития [Текст] / М.В. Кудина, М.А. Сажина.- М.: ИД «Форум»: ИНФРА-М, 2014.- 256 с.

4. Кузовлева И.Ю. Программа проектирования сбалансированной инновационной инфраструктуры[Текст] / И.Ю. Кузовлева // Экономика и предпринимательство. - 2014. - № 12-2. -C. 500-506.

5. Малых Н.И. Статистика. Социально-экономическая статистика [Текст]: учебник и практикум для академического бакалавриата/Н.И. Малых.- М.: Юрайт, 2016. -Т. 2. - 473 с.

6. Маноим В.Н. Проблемы инновационного развития Российских предприятий [Текст] / В.Н. Маноим // Инновационное развитие России: условия, противоречия, приоритеты: сб. тр. науч.-практич. конф. - М.: Новые печатные технологии, 2013. - С.311-312.

Войти или Создать
* Забыли пароль?