MODERN ASPECTS OF THE INNOVATIVE APPROACH TO VARIOUS LEVELS OF MANAGEMENT
Abstract and keywords
Abstract (English):
The most important characteristic of the economy is the intensification of innovative processes, turning them into a factor of economic growth. Currently, it is necessary to ensure the development of innovation infrastructure at all levels of governance in the state, as it is a powerful lever with which it is possible to ensure the development of production and filled the market with new or improved competitive products.

Keywords:
innovative development of economic systems, models of innovative development management at various levels of management, procedure of innovative development management at the macro, meso and micro levels
Text

Развитие экономики государства в современных условиях основывается на инновационной активности хозяйственных систем и применении инновационного подхода в рыночных отношениях. Инновационная активность национальной экономики основана на результатах функционирования организаций, которые осуществляют инновации в различные сферы деятельности. Нововведения становятся стратегическим фактором роста, воздействуют на структуру общественного производства, преобразуют экономику страны, стабилизируют социальную политику в государстве.

В условиях развития инновационных процессов предполагается формирование инновационного пространства, объединяющего потоки инновационного взаимодействия субъектов инновационной деятельности на макро-, мезо- и микроуровне и способствующее межотраслевой рекомбинации и диффузии инновационных идей и результатов интеллектуальной деятельности между различными секторами экономики и отраслями знаний.

Инновационное развитие хозяйственных систем, таким образом, рассматривается на уровне управления страной в целом, регионами и локальными территориями, а также хозяйствующими субъектами предприятиями и организациями (макро- мезо- и микроуровень).

На микроуровне в качестве хозяйствующей системы рассматриваются отдельные предприятия, организации, предпринимательские фирмы. 

На мезоуровне под хозяйственной системой следует понимать совокупность хозяйствующих субъектов; формальных и неформальных институтов и объединений, институтов государственной власти, трудовых ресурсов, социально-экономических и хозяйственных процессов, природных и материальных элементов, находящихся в определенных отношениях и связях друг с другом и внешней средой.

На макроуровне хозяйствующей системой признана экономика страны в целом, с присущими ей проблемами, перспективами и тенденциями экономического развития.

Формирование и реализация инновационной политики должны основываться на создании такой системы, которая позволит в кратчайший срок и с высокой эффективностью использовать в производстве интеллектуальный и научно-технический потенциал страны. Благодаря использованию новых информационных технологий этим потенциалом могли бы пользоваться как малые, так и крупные предприятия всех форм собственности. 

Исходя из территориальных, отраслевых и структурных различий научно-технического потенциала страны можно выделить следующие модели инновационного развития (рисунок 1.1).

Поиск новых возможностей и механизмов в разработке и внедрении инноваций тесно связан с разработкой моделей инновационного развития, которые предусматривают повышение конкурентоспособности национальной экономики. Главный критерий, положенный в основу выбора модели инновационного развития – достижение наибольшей эффективности хозяйствования. 

Рисунок 1.1 - Модели инновационного развития на различных уровнях управления

 

Инновационное развитие актуально на всех уровнях управления, при этом на макроуровне происходит выделение национальных приоритетов инновационного разви-тия и создание государственной организационно-экономической системы управления инновационными процессами по структуре их использования; на мезоуровне – формирование системы инновационного взаимодействия (бизнеса, государства, социума) и развитие инновационной деятельности в регионах; на микроуровне - создание финансовой системы стимулирования инновацион¬ных процессов с привлечением бизнеса и активизация инновационной деятельности на предприятиях промышленности.

Таким образом, уже на стадии постановки цели создается модель будущего состояния сбалансированности  инновационной  инфраструктуры. Завершается этот этап рассмотрением альтернативных вариантов решения и выбором окончательного направления развития. [3, 500].

Структурируя данные об инновационном развитии в государстве, его тенденциях и особенностях проявления, автором представлен генезис инновационного развития на микро, мезо- и макроуровне (рис1.2).

Рисунок 1.2 - Генезис инновационного развития на микро, мезо- и макроуровне

 

Из рисунка следует, что активизации инновационной деятельности на макро-, мезо- и микроуровне способствует развитию инновационной инфраструктуры. 

Инновационная инфраструктура призвана создать условия для доступа предприятий (прежде всего малых) к производственным ресурсам. Сюда относятся технопарки и инновационно-технологические центры, инновационно-технологические комплексы, центры коллективного пользования производственным оборудованием. В современных российских условиях, когда большинство предприятий не имеют необходимых ресурсов на переоснащение производства, этот подход позволит при сравнительно небольших затратах обеспечить доступ к современным технологиям практически всем заинтересованным предприятиям независимо от их величины и объемов производства.

Вопросы модернизации и необходимости инновационного развития обсуждались в российских общественно-политических кругах, начиная с 2000-х годов. В последнее время данные обсуждения преобразовались в более активные попытки формирования инновационной экономики и развертывания модернизационных процессов в российской промышленности. 

Проблема формирования, становления и инновационного развития в России заключается в том, что данный процесс должен произойти в весьма сжатые исторические сроки при отсутствии многих условий для его развития. 

Инновационное развитие управления должно быть обеспечено выполнением комплекса следующих процедур по решению проблем инновационного развития на микро-, мезо- и макроуровнях (рисунок 1.3).

Рисунок 1.3 – Процедуры инновационного развития на макро-, мезо- и микроуровнях

 

Из рисунка следует, что в целях обеспечения эффективного инновационного развития на всех уровнях необходимо осуществление различных действий.

На макроуровне включение инновационного фактора роста потребует радикального изменения системы финансовой поддержки науки и инноваций за счет ограниченного в два раза увеличения бюджетных расходов, в том числе к 2016 году на 80%, привлечения коммерческих средств в 6,9 раз превышающих их современный уро¬вень в том числе до 2015 года на 80%. В период 2016-2020 гг. в структуре затрат должны учитываться возможности государственного бюджета и создаваемой экономической системы стимулирования.

Основными источниками и формами финансовой поддержки инноваций со стороны государства является государственный бюджет и налоговые льготы. Наряду с бюджетным финансированием институ¬тов в структуре федерального бюджета разрабатываются целевые про¬граммы. Эти программы являются одним из важнейших средств реали¬зации структурной политики государства. Они представляют собой увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления ком¬плекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, произ¬водственных, социально-экономических и других мероприятий, обес¬печивающих эффективное решение задач в разных областях развития.

На мезоуровне решению проблем инновационного развития будет способствовать возрастание роли новых центров инновационного экономического роста, опирающихся на концентрацию кадрового и технологического потенциала, существенным образом влияющих на трансформацию территориальной структуры расселения и распределения трудовых ресурсов, прежде всего: крупных городских агломераций с высоким качеством среды обитания и человеческим потенциалом;  территориально-производственных кластеров, ориентированных на высокотехнологичные производства в приоритетных отраслях российской экономики; туристско-рекреационных зон с высоким уровнем оказания услуг на территориях с уникальными природно-климатическими условиями;  крупных транспортно-логистических узлов и производственных комплексов. 

В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, стратегической целью формирования национальной инновационной экономики, является комплексное прогрессивное развитие производства, различных отраслей и территорий, которое будет способствовать обеспечению конкурентоспособности отечественных производителей на мировом рынке, что приведет к росту благосостояния общества.

Для реализации поставленных в Концепции целей на сегодняшний день необходимо сформировать такую инновационную инфраструктуру, которая бы способствовала развитию инноваций, основанных на высоких производственных технологиях. При этом, следует учитывать, что эффективность такого рода инфраструктуры находится в прямой зависимости от уровня развития инновационной деятельности в отдельно взятом регионе. В современных условиях выигрышную позицию имеют те регионы, где созданы наиболее благоприятные условия для создания и реализации новых научно-технических идей, внедрения перспективных технологий и разработок 

На микроуровне к приоритетным задачам, способствующим решению проблемы устойчивого и эффективного развития экономики следует отнести: создание и эффективное использование научно-исследовательского подразделения фирмы, если это крупное прибыльное предприятие, или заключение договора об оказании НИОКР с соответствующим отраслевым вузом или иным научным коллективом, имеющим новые идеи и разработавшими технологии их применения; обеспечение инвестиционной привлекательности предприятий за счёт использования маркетинговых и фандрейзинговых технологий; защита прав участников (учредителей) инновационного и производственного процесса, чёткое разграничение ответственности каждого из них, обеспечение свободного перераспределения прав участия в капитале; реализация интересов акционеров, инвесторов и кредиторов в получении необходимой информации о финансовой стратегии по реализации инновации, прозрачность финансово-экономического состояния предприятий; чёткое соблюдение контрактных обязательств между всеми участниками оперативной, венчурной и стратегической деятельности предприятия; переподготовка работников предприятия именно для реализации инновационного проекта. 

Успешность адаптации российских фирм к инновационной экономике во многом зависит от решения общих проблем по созданию благоприятных предпосылок для развития инновационной инфраструктуры на всех уровнях управления национальным инновационным развитием (микро, мезо- и макроуровень).

Управление инновационным развитием необходимо точно также проектировать, как и любую систему. Необходимо не только определять задачи, стоящие перед хозяйственными системами, но и создавать процедуру, обеспечивающую переход в это состояние, определять необходимые ресурсы, разрабатывать бизнес-процессы инновационной деятельности, а также эффективную структуру управления инновационным развитием хозяйственных систем на микро-, мезо- и макроуровнях, основываясь на  эффективной инновационной инфраструктуре.

References

1. Antonov I.Yu. Innovatsionnoe razvitie ekonomiki Rossii: sostoyanie, perspektivy [Tekst]: monografiya/I.Yu. Antonov.- M.: Integratsiya, 2012. - 251 c.

2. Borisova O.V. Korporativnye finansy [Tekst]: uchebnik i praktikum dlya akademicheskogo bakalavriata / O.V. Borisova, N.I. Malykh, Yu.I. Grishchenko, L.V. Oveshnikova. - M.: Yurayt, 2014.- 651 s.

3. Kudina M.V. Ekonomika innovatsionnogo razvitiya [Tekst] / M.V. Kudina, M.A. Sazhina.- M.: ID «Forum»: INFRA-M, 2014.- 256 s.

4. Kuzovleva I.Yu. Programma proektirovaniya sbalansirovannoy innovatsionnoy infrastruktury[Tekst] / I.Yu. Kuzovleva. Ekonomika i predprinimatel´stvo. - 2014. - № 12-2. -C. 500-506.

5. Malykh N.I. Statistika. Sotsial´no-ekonomicheskaya statistika [Tekst]: uchebnik i praktikum dlya akademicheskogo bakalavriata/N.I. Malykh.- M.: Yurayt, 2016. -T. 2. - 473 s.

6. Manoim V.N. Problemy innovatsionnogo razvitiya Rossiyskikh predpriyatiy [Tekst] / V.N. Manoim. Innovatsionnoe razvitie Rossii: usloviya, protivorechiya, prioritety: sb. tr. nauch.-praktich. konf. - M.: Novye pechatnye tekhnologii, 2013. - S.311-312.

Login or Create
* Forgot password?