ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ АНАЛИЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ (МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассмотрены вопросы, связанные с организацией анализа деятельности торгового предприятия, которая включает в себя несколько этапов. Последовательная их реализация позволит дать системную оценку состояния и проблем хозяйственной деятельности торгового предприятия.

Ключевые слова:
этапы анализа, финансово-хозяйственная деятельность, предприятие торговли, анализ издержек обращения, факторы, прибыль
Текст

Любой хозяйствующий субъект обладает определенными возможностями для достижения целей, ради которых он был создан. Основная цель анализа деятельности торговых предприятий - выявление, изучение и мобилизация резервов развития товарооборота, улучшения обслуживания покупателей, совершенствования товародвижения.

Обобщающие показатели состояния и развития торговли включены в число важнейших индикаторов социально-экономического прогнозирования.

Приказом Росстата от 18 апреля 2011 г. № 190 утверждены Методологические положения по определению обобщающих показателей по статистике внутренней торговли. Статистическое наблюдение за внутренней торговлей в России построено с учетом международных стандартов в области методологии и организации статистического наблюдения [6].

При анализе деятельности торгового предприятия используют данные планов его экономического и социального развития, бизнес-планов, бухгалтерской и статистической отчетности, текущего учета, первичных и сводных документов и других источников информации. Многие статистические отчеты в сфере торговли составляют с использованием натуральных измерителей, что позволяет углубить результаты исследования.

Анализ связан с повседневной оценкой финансово -хозяйственной деятельности предприятия, его коллектива и менеджеров.

Основным требованием, предъявляемым к информационной базе анализа деятельности торгового предприятия, является ее рациональность, под которой понимается качество информации, ее адекватность запросам пользователей[1, 2].

Анализ деятельности торгового предприятия включает в себя несколько этапов, последовательная реализация которых позволит дать системную оценку состояния и проблем хозяйственной деятельности [4].

Показателем, используемым для целей статистического наблюдения за состоянием розничной торговли является оборот розничной торговли, в общем виде представляющий собой выручку от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг)[6].

Анализ продаж является первым этапом анализа деятельности торгового предприятия.

В зависимости от решаемого вопроса осуществляется сбор информации, и предоставляются полезные для анализа показатели.

Примеры решения некоторых вопросов представлены в приведенной ниже таблице 1.

Таблица 1. Основные вопросы, рассматриваемые для принятия управленческих решений.

Вопрос, в аспекте которого принимается управленческое решение

Анализируемыепоказатели

Формула расчета

Направления анализа

Ассортимент: какой товар наиболее прибылен и почему?

Оборот по каждому наименованию (номенклатуре) товара

Вi=∑Вi, где i - номенклатурный номер, вид товара, i=1,2…n, i принадлежит N.

N - совокупность товаров определенного вида

В динамике - ежемесячно, при снижении оборачиваемости - подекадно. В структуре продаж положительно расценивается увеличение доли продаж товара в динамике (структурные сдвиги)

Прибылеемкость по каждому виду товара

Пеi=Тнi/Вi,

где Тнi - торговая надбавка по товару i-того вида

В динамике - ежемесячно, при снижении оборачиваемости - подекадно. Сравнительный анализ с товарами других видов

Оборачиваемость товара каждого вида

Обi=Вi/Зi,

где З-средняя стоимость товарного запаса i-того вида, определяемая как средняя хронологическая моментного ряда

Клиенты: какие покупатели являются наиболее ценными с точки зрения договорных отношений?

 

 

Объем продаж каждому клиенту

Вk=∑Вk, где k - учетный номер клиента, k=1,2…k, k принадлежит K.

K- совокупность клиентов (покупателей)

 

В динамике - ежемесячно, при снижении оборачиваемости - подекадно. В структуре продаж положительно расценивается увеличение доли продаж товара в динамике (структурные сдвиги)

Окупаемость продаж по клиентам

Озk=Вk/Псk, где Пс- полная себестоимость товара, без учета коммерческих расходов

В динамике - ежемесячно, при снижении оборачиваемости - подекадно. Сравнительный анализ с другими покупателями.

Оборачиваемость дебиторской задолженности по каждому клиенту

Обk=Вk/Дзk, где Дзk-средняя дебиторская задолженность k-того покупателя, определяемая по средней хронологической моментного ряда

Центры доходов: какие точки продаж (отделы, подразделения, филиалы) являются наиболее эффективными?

Объем товарооборота в точке продаж

Вj=∑Вj,

где j-учетный номер центра доходов, j=1,2…m, j принадлежит М.

М- совокупность центров доходов (точек продаж), в соответствии с учетными номерами

В динамике - ежемесячно, при снижении оборачиваемости - подекадно. В структуре продаж - положительно расценивается увеличение доли продаж товара в динамике (структурные сдвиги).

Окупаемость затрат по подразделению (центру доходов)

Озj=Вj/Псj

В динамике - ежемесячно, при снижении оборачиваемости - подекадно.

Сравнительный анализ с другими точками продаж.

Оборачиваемость товарных запасов по центру доходов

Обj=Bj/Зj

Оперативное ценообразование: эффективная скидка к цене

Эластичность спроса по цене

Э=ТпрQi/ТпрDi, где ТпрQi,% -среднемесячный темп прироста продаж товара i-того вида, %; ТпрDi - среднемесячный темп прироста цены продажи товара i-того вида

 

Анализируется в среднем за период: Э≥1 - спрос на товар эластичен по цене.

-1≤Э≤0 - спрос на товар не эластичен по цене.

Э>0 - спрос на товар может подчиняться «парадоксу Гиффена».

 

Средний процент торговой надбавки по товару каждого вида (номенклату-ры) по формуле прибылеемкости

Тнi.%=100х(Bi-Псi)/Bi=

= Пеi х100,

где Тнi,%-торговая надбавка по товару i-того вида в процентах к средней цене продажи

В динамике - ежемесячно, при снижении оборачиваемости - подекадно. Сравнительный анализ товаров разных видов с целью модификации ассортимента.

Запас финансовой прочности (с применением методики маржинального анализа) по товару каждого вида

Зфпi.%=(1-(КрхВi/B)/(Тнi-Тзрi))х100, где Тзрi-транспортно-заготовительные и/или иные прямые расходы на товар определенного вида; Кр - нераспределяе-мые (косвенные) коммерческие расходы исследуемого периода; Вi/B доля выручки от продажи i-того вида товара в общей величине выручки периода

Запас прочности по товару каждого вида определяет предельный размер снижения торговой наценки, при котором продажа товара данного вида не принесет убытка до тех пор, пока Тн, %≥[ Зфпi.%], и продажа товара не будет убыточной.

 

 

В результате анализа продаж делаются следующие выводы:

  • на основе расчета пороговых уровней рентабельности принимается решение о степени предпринимательского риска предприятия в целом и по группам товаров;
  • принимается решение относительно целесообразности продаж товарной группы или нескольких групп, производится примерный перерасчет программы продаж и анализируются полученные результаты. На их основе осуществляется выбор ассортиментной политики предприятия;
  • принимаются ценовые решения по видам продукции и товарным группам;
  • принимается решение относительно выбора новых рынков сбыта продукции.

Большую роль здесь будут играть решения о необходимом уровне цен, объемах продаж при заданном уровне рентабельности, а также критерии максимизации прибыли в долгосрочном плане[5].

Вторым этапом анализа деятельности торгового предприятия является анализ издержек обращения.

Требования, предъявляемые к анализу издержек обращения, обусловливают ряд основных задач:

  • выявление, расчет экономии или перерасхода издержек в целом и по статьям;
  • исследование степени влияния факторов на уровень издержек обращения в целом и по статьям;
  • поиск резервов экономии (снижения) издержек обращения при сохранении высокого уровня качества товаров или его улучшении, выявление непроизводительных расходов, потерь от брака товара, разработка мероприятий по их устранению или минимизации.

В ходе анализа необходимо выявить влияние факторов на издержки обращения [7]. Для расчета их влияния предлагаем использовать следующую модель:

Ие = Ио/То=(РРС+РОС+РОФ+ИОпроч)/ТО, где

Ие - издержкоемкость единицы продукции;

Ио - издержки обращения;

То - товарооборот;

РРС - издержки, связанные с использованием трудовых ресурсов;

РОС - издержки, связанные с формированием и использованием оборотных средств;

РОФ - издержки, связанные с содержанием и использованием основных средств;

ИОпроч - прочие издержки.

Поскольку выше указанная модель комбинированная, то расчет влияния факторов осуществляется методом цепной подстановки.

Динамическое изменение объема торговых затрат в условиях галопирующей инфляции, присущей современной российской экономике, приводит к искажению аналитических расчетов, поэтому при проведении анализа издержек обращения необходимо обратить внимание на необходимость корректировки величины издержек обращения на индекс цен либо индекс инфляции (индекс-дефлятор). Путем деления отчетной суммы торговых затрат на индекс цен достигается сопоставимость цен. Аналогичным образом рассчитывается сумма товарооборота в сопоставимых ценах.

Затем определяется влияние товарооборота на уровень издержек обращения путем расчетов как абсолютного, так и относительного отклонения. В процессе такого анализа выявляются величины относительной экономии и перерасхода, влияние объема товарооборота на сумму торговых затрат экономического субъекта.

В результате анализа издержек обращения определяются основные направления совершенствования управления торговыми затратами:

  • определяются пути оптимизации торгово-технологических процессов;
  • модернизируется и реконструируется материально-техническая база торговой организации;
  • увеличивается объем товарооборота, оптимизируются товарные запасы;
  • выбирается наиболее эффективная для предприятия управленческая стратегия и тактика в области управленческого учета, анализа и аудита.

Третьим этапом анализа хозяйственной деятельности торговых предприятий является анализ денежных потоков.

Для многих предприятий важным является сохранение своей платежеспособности и ликвидности, так как это может оказать существенное влияние на их финансовое состояние. В финансовом состоянии организации отражается общий итог его производственной, инвестиционной и финансовой деятельности. От финансового состояния зависит конкурентоспособность организации, возможности его дальнейшего развития [8].

В сложившейся ситуации «кризиса ликвидности» во избежание несостоятельности (банкротства) предприятий необходимо уделить особое внимание оптимизации денежных потоков.

Порядок и форма расчетов, в основном, не оказывают существенного влияния на стратегию развития торгового предприятия по сравнению с условиями срока расчетов, а именно оплаты.

Рекомендуемая характеристика информации о денежных потоках и их детализация показана в таблице 2.

Таблица 2

Данные для анализа денежных потоков торгового предприятия

Детализация в разрезе денежных потоков

Характеристика информации

Входящие денежные потоки

Данные о притоке денежных средств от покупателей в разрезе конкретного вида товаров

Исходящие денежные потоки

Сведения об оттоке денежных средств, связанном с расходами по закупке определенных видов товаров

 

Надежную информацию для анализа денежных потоков предприятия можно получить лишь при правильной организации бухгалтерского учета денежных средств и процесса формирования отчетности об их наличии и движении.

По результатам проведенного анализа деятельности предприятия торговли можно будет произвести корректировку стратегии предприятия, направленную на успешное развитие деятельности в будущем.

Список литературы

1. Аверина О.И. Мониторинг как метод экспресс-анализа финансового состояния организаций [Текст] /О.И. Аверина//Экономический анализ: теория и практика. - 2013. -№48. - С. 24-30.

2. Борисова О.В. Информационная база и методика финансового анализа деятельности корпораций [Текст] /О.В. Борисова// РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. - 2013. - № 3.- С. 289-294.

3. Ефимова О.В. Финансовый анализ: современный инструментарий для принятия экономических решений [Текст]: учебник / О.В. Ефимова- 4-еизд., испр. и доп. -М.: Омега-Л, 2013. - 351 c.

4. Казакова Н.А. Финансовый анализ[Текст]:учебник и практикум /Н.А. Казакова -М.: Юрайт, 2015.-С. 15-17.

5. Киреева Н.В. Система показателей безубыточности в рамках АВС -метода управления затратами [Текст] /Н.В. Киреева//Экономический анализ: теория и практика. -2013.- №34.- С. 25-34.

6. Ливинцова М.Г. Влияние экономических санкций на структуру внешнеэкономических связей [Текст] / М.Г. Ливинцова, М.Д. Мишина, Н.Д. Мишин // Экономические исследования.-2015.- №4 (15).- С. 1-2.

7. Малых Н.И. Статистика. Социально-экономическая статистика[Текст]: Учебник и практикум[Текст] /Н.И. Малых - М.: Юрайт, 2016. - Т.2.- 275 с.

8. Маркарьян Э.А. Финансовый анализ[Текст]: учебное пособие/ Э.А. Маркарьян, Г.П. Герасименко, С.Э. Маркарьян - 9-еизд.-М.:Кнорус,2014.- С.11-12.

9. Проданова Н.А. Оценка финансового состояния и результатов деятельности коммерческой организации на примере ООО «Гиперглобус» [Текст] / Н.А. Проданова, Н.И. Малых // Экономика и предпринимательство. - 2015. - № 10-1 (63-1) - C. 529-539.

10. Руденко Г.Г. Повышение эффективности трудовой деятельности персонала на основе его оценки (методический аспект) [Текст] / Г.Г. Руденко, В.В. Павлова // Нормирование и оплата труда в промышленности.- 2013. -№ 2.- С.42-50.

11. Семенова А.Н. Информационные возможности данных бухгалтерской отчетности для финансового анализа[Текст] /А.Н. Семенова//Инновационное развитие российской экономики.: сб. тр. науч.-практич. конф.- М.:МЭСИ,2014. - С. 152-154.

Войти или Создать
* Забыли пароль?