THE MAIN STAGES OF THE ANALYSIS OF ACTIVITY OF TRADE ENTERPRISE (METHODOLOGICAL ASPECT)
Abstract and keywords
Abstract (English):
In the article the questions connected with the organization of the analysis of activity of trade enterprise, which involves several stages. Their consistent implementation will help to give a systematic assessment of the status and problems of the economic activities of commercial enterprises.

Keywords:
the stages of the analysis financially-economic activities, trading company, cost analysis of the treatment factors, profit
Text

Любой хозяйствующий субъект обладает определенными возможностями для достижения целей, ради которых он был создан. Основная цель анализа деятельности торговых предприятий - выявление, изучение и мобилизация резервов развития товарооборота, улучшения обслуживания покупателей, совершенствования товародвижения.

Обобщающие показатели состояния и развития торговли включены в число важнейших индикаторов социально-экономического прогнозирования.

Приказом Росстата от 18 апреля 2011 г. № 190 утверждены Методологические положения по определению обобщающих показателей по статистике внутренней торговли. Статистическое наблюдение за внутренней торговлей в России построено с учетом международных стандартов в области методологии и организации статистического наблюдения [6].

При анализе деятельности торгового предприятия используют данные планов его экономического и социального развития, бизнес-планов, бухгалтерской и статистической отчетности, текущего учета, первичных и сводных документов и других источников информации. Многие статистические отчеты в сфере торговли составляют с использованием натуральных измерителей, что позволяет углубить результаты исследования.

Анализ связан с повседневной оценкой финансово -хозяйственной деятельности предприятия, его коллектива и менеджеров.

Основным требованием, предъявляемым к информационной базе анализа деятельности торгового предприятия, является ее рациональность, под которой понимается качество информации, ее адекватность запросам пользователей[1, 2].

Анализ деятельности торгового предприятия включает в себя несколько этапов, последовательная реализация которых позволит дать системную оценку состояния и проблем хозяйственной деятельности [4].

Показателем, используемым для целей статистического наблюдения за состоянием розничной торговли является оборот розничной торговли, в общем виде представляющий собой выручку от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг)[6].

Анализ продаж является первым этапом анализа деятельности торгового предприятия.

В зависимости от решаемого вопроса осуществляется сбор информации, и предоставляются полезные для анализа показатели.

Примеры решения некоторых вопросов представлены в приведенной ниже таблице 1.

Таблица 1. Основные вопросы, рассматриваемые для принятия управленческих решений.

Вопрос, в аспекте которого принимается управленческое решение

Анализируемыепоказатели

Формула расчета

Направления анализа

Ассортимент: какой товар наиболее прибылен и почему?

Оборот по каждому наименованию (номенклатуре) товара

Вi=∑Вi, где i - номенклатурный номер, вид товара, i=1,2…n, i принадлежит N.

N - совокупность товаров определенного вида

В динамике - ежемесячно, при снижении оборачиваемости - подекадно. В структуре продаж положительно расценивается увеличение доли продаж товара в динамике (структурные сдвиги)

Прибылеемкость по каждому виду товара

Пеi=Тнi/Вi,

где Тнi - торговая надбавка по товару i-того вида

В динамике - ежемесячно, при снижении оборачиваемости - подекадно. Сравнительный анализ с товарами других видов

Оборачиваемость товара каждого вида

Обi=Вi/Зi,

где З-средняя стоимость товарного запаса i-того вида, определяемая как средняя хронологическая моментного ряда

Клиенты: какие покупатели являются наиболее ценными с точки зрения договорных отношений?

 

 

Объем продаж каждому клиенту

Вk=∑Вk, где k - учетный номер клиента, k=1,2…k, k принадлежит K.

K- совокупность клиентов (покупателей)

 

В динамике - ежемесячно, при снижении оборачиваемости - подекадно. В структуре продаж положительно расценивается увеличение доли продаж товара в динамике (структурные сдвиги)

Окупаемость продаж по клиентам

Озk=Вk/Псk, где Пс- полная себестоимость товара, без учета коммерческих расходов

В динамике - ежемесячно, при снижении оборачиваемости - подекадно. Сравнительный анализ с другими покупателями.

Оборачиваемость дебиторской задолженности по каждому клиенту

Обk=Вk/Дзk, где Дзk-средняя дебиторская задолженность k-того покупателя, определяемая по средней хронологической моментного ряда

Центры доходов: какие точки продаж (отделы, подразделения, филиалы) являются наиболее эффективными?

Объем товарооборота в точке продаж

Вj=∑Вj,

где j-учетный номер центра доходов, j=1,2…m, j принадлежит М.

М- совокупность центров доходов (точек продаж), в соответствии с учетными номерами

В динамике - ежемесячно, при снижении оборачиваемости - подекадно. В структуре продаж - положительно расценивается увеличение доли продаж товара в динамике (структурные сдвиги).

Окупаемость затрат по подразделению (центру доходов)

Озj=Вj/Псj

В динамике - ежемесячно, при снижении оборачиваемости - подекадно.

Сравнительный анализ с другими точками продаж.

Оборачиваемость товарных запасов по центру доходов

Обj=Bj/Зj

Оперативное ценообразование: эффективная скидка к цене

Эластичность спроса по цене

Э=ТпрQi/ТпрDi, где ТпрQi,% -среднемесячный темп прироста продаж товара i-того вида, %; ТпрDi - среднемесячный темп прироста цены продажи товара i-того вида

 

Анализируется в среднем за период: Э≥1 - спрос на товар эластичен по цене.

-1≤Э≤0 - спрос на товар не эластичен по цене.

Э>0 - спрос на товар может подчиняться «парадоксу Гиффена».

 

Средний процент торговой надбавки по товару каждого вида (номенклату-ры) по формуле прибылеемкости

Тнi.%=100х(Bi-Псi)/Bi=

= Пеi х100,

где Тнi,%-торговая надбавка по товару i-того вида в процентах к средней цене продажи

В динамике - ежемесячно, при снижении оборачиваемости - подекадно. Сравнительный анализ товаров разных видов с целью модификации ассортимента.

Запас финансовой прочности (с применением методики маржинального анализа) по товару каждого вида

Зфпi.%=(1-(КрхВi/B)/(Тнi-Тзрi))х100, где Тзрi-транспортно-заготовительные и/или иные прямые расходы на товар определенного вида; Кр - нераспределяе-мые (косвенные) коммерческие расходы исследуемого периода; Вi/B доля выручки от продажи i-того вида товара в общей величине выручки периода

Запас прочности по товару каждого вида определяет предельный размер снижения торговой наценки, при котором продажа товара данного вида не принесет убытка до тех пор, пока Тн, %≥[ Зфпi.%], и продажа товара не будет убыточной.

 

 

В результате анализа продаж делаются следующие выводы:

  • на основе расчета пороговых уровней рентабельности принимается решение о степени предпринимательского риска предприятия в целом и по группам товаров;
  • принимается решение относительно целесообразности продаж товарной группы или нескольких групп, производится примерный перерасчет программы продаж и анализируются полученные результаты. На их основе осуществляется выбор ассортиментной политики предприятия;
  • принимаются ценовые решения по видам продукции и товарным группам;
  • принимается решение относительно выбора новых рынков сбыта продукции.

Большую роль здесь будут играть решения о необходимом уровне цен, объемах продаж при заданном уровне рентабельности, а также критерии максимизации прибыли в долгосрочном плане[5].

Вторым этапом анализа деятельности торгового предприятия является анализ издержек обращения.

Требования, предъявляемые к анализу издержек обращения, обусловливают ряд основных задач:

  • выявление, расчет экономии или перерасхода издержек в целом и по статьям;
  • исследование степени влияния факторов на уровень издержек обращения в целом и по статьям;
  • поиск резервов экономии (снижения) издержек обращения при сохранении высокого уровня качества товаров или его улучшении, выявление непроизводительных расходов, потерь от брака товара, разработка мероприятий по их устранению или минимизации.

В ходе анализа необходимо выявить влияние факторов на издержки обращения [7]. Для расчета их влияния предлагаем использовать следующую модель:

Ие = Ио/То=(РРС+РОС+РОФ+ИОпроч)/ТО, где

Ие - издержкоемкость единицы продукции;

Ио - издержки обращения;

То - товарооборот;

РРС - издержки, связанные с использованием трудовых ресурсов;

РОС - издержки, связанные с формированием и использованием оборотных средств;

РОФ - издержки, связанные с содержанием и использованием основных средств;

ИОпроч - прочие издержки.

Поскольку выше указанная модель комбинированная, то расчет влияния факторов осуществляется методом цепной подстановки.

Динамическое изменение объема торговых затрат в условиях галопирующей инфляции, присущей современной российской экономике, приводит к искажению аналитических расчетов, поэтому при проведении анализа издержек обращения необходимо обратить внимание на необходимость корректировки величины издержек обращения на индекс цен либо индекс инфляции (индекс-дефлятор). Путем деления отчетной суммы торговых затрат на индекс цен достигается сопоставимость цен. Аналогичным образом рассчитывается сумма товарооборота в сопоставимых ценах.

Затем определяется влияние товарооборота на уровень издержек обращения путем расчетов как абсолютного, так и относительного отклонения. В процессе такого анализа выявляются величины относительной экономии и перерасхода, влияние объема товарооборота на сумму торговых затрат экономического субъекта.

В результате анализа издержек обращения определяются основные направления совершенствования управления торговыми затратами:

  • определяются пути оптимизации торгово-технологических процессов;
  • модернизируется и реконструируется материально-техническая база торговой организации;
  • увеличивается объем товарооборота, оптимизируются товарные запасы;
  • выбирается наиболее эффективная для предприятия управленческая стратегия и тактика в области управленческого учета, анализа и аудита.

Третьим этапом анализа хозяйственной деятельности торговых предприятий является анализ денежных потоков.

Для многих предприятий важным является сохранение своей платежеспособности и ликвидности, так как это может оказать существенное влияние на их финансовое состояние. В финансовом состоянии организации отражается общий итог его производственной, инвестиционной и финансовой деятельности. От финансового состояния зависит конкурентоспособность организации, возможности его дальнейшего развития [8].

В сложившейся ситуации «кризиса ликвидности» во избежание несостоятельности (банкротства) предприятий необходимо уделить особое внимание оптимизации денежных потоков.

Порядок и форма расчетов, в основном, не оказывают существенного влияния на стратегию развития торгового предприятия по сравнению с условиями срока расчетов, а именно оплаты.

Рекомендуемая характеристика информации о денежных потоках и их детализация показана в таблице 2.

Таблица 2

Данные для анализа денежных потоков торгового предприятия

Детализация в разрезе денежных потоков

Характеристика информации

Входящие денежные потоки

Данные о притоке денежных средств от покупателей в разрезе конкретного вида товаров

Исходящие денежные потоки

Сведения об оттоке денежных средств, связанном с расходами по закупке определенных видов товаров

 

Надежную информацию для анализа денежных потоков предприятия можно получить лишь при правильной организации бухгалтерского учета денежных средств и процесса формирования отчетности об их наличии и движении.

По результатам проведенного анализа деятельности предприятия торговли можно будет произвести корректировку стратегии предприятия, направленную на успешное развитие деятельности в будущем.

References

1. Averina O.I. Monitoring kak metod ekspress-analiza finansovogo sostoyaniya organizatsiy [Tekst] /O.I. Averina//Ekonomicheskiy analiz: teoriya i praktika. - 2013. -№48. - S. 24-30.

2. Borisova O.V. Informatsionnaya baza i metodika finansovogo analiza deyatel´nosti korporatsiy [Tekst] /O.V. Borisova// RISK: Resursy, informatsiya, snabzhenie, konkurentsiya. - 2013. - № 3.- S. 289-294.

3. Efimova O.V. Finansovyy analiz: sovremennyy instrumentariy dlya prinyatiya ekonomicheskikh resheniy [Tekst]: uchebnik / O.V. Efimova- 4-eizd., ispr. i dop. -M.: Omega-L, 2013. - 351 c.

4. Kazakova N.A. Finansovyy analiz[Tekst]:uchebnik i praktikum /N.A. Kazakova -M.: Yurayt, 2015.-S. 15-17.

5. Kireeva N.V. Sistema pokazateley bezubytochnosti v ramkakh AVS -metoda upravleniya zatratami [Tekst] /N.V. Kireeva//Ekonomicheskiy analiz: teoriya i praktika. -2013.- №34.- S. 25-34.

6. Livintsova M.G. Vliyanie ekonomicheskikh sanktsiy na strukturu vneshneekonomicheskikh svyazey [Tekst] / M.G. Livintsova, M.D. Mishina, N.D. Mishin . Ekonomicheskie issledovaniya.-2015.- №4 (15).- S. 1-2.

7. Malykh N.I. Statistika. Sotsial´no-ekonomicheskaya statistika[Tekst]: Uchebnik i praktikum[Tekst] /N.I. Malykh - M.: Yurayt, 2016. - T.2.- 275 s.

8. Markar´yan E.A. Finansovyy analiz[Tekst]: uchebnoe posobie/ E.A. Markar´yan, G.P. Gerasimenko, S.E. Markar´yan - 9-eizd.-M.:Knorus,2014.- S.11-12.

9. Prodanova N.A. Otsenka finansovogo sostoyaniya i rezul´tatov deyatel´nosti kommercheskoy organizatsii na primere OOO «Giperglobus» [Tekst] / N.A. Prodanova, N.I. Malykh. Ekonomika i predprinimatel´stvo. - 2015. - № 10-1 (63-1) - C. 529-539.

10. Rudenko G.G. Povyshenie effektivnosti trudovoy deyatel´nosti personala na osnove ego otsenki (metodicheskiy aspekt) [Tekst] / G.G. Rudenko, V.V. Pavlova. Normirovanie i oplata truda v promyshlennosti.- 2013. -№ 2.- S.42-50.

11. Semenova A.N. Informatsionnye vozmozhnosti dannykh bukhgalterskoy otchetnosti dlya finansovogo analiza[Tekst] /A.N. Semenova//Innovatsionnoe razvitie rossiyskoy ekonomiki.: sb. tr. nauch.-praktich. konf.- M.:MESI,2014. - S. 152-154.

Login or Create
* Forgot password?