МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАНИЯ: ПРОБЛЕМЫ ВВЕДЕНИЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье проводится анализ требований ФГОС к личностным и метапредметным образовательным результатам по ступеням общего образования. Основанием для анализа является установка на управляемость процесса формирования метапредметных и личностных образовательных результатов на уровне как образовательных организаций, так и на уровне образовательных систем. Очевидно, что управление процессом формирования образовательных результатов подразумевает возможность задавать конкретные образовательные результаты ступени, года обучения, темы / раздела, урока / внеурочного мероприятия и осуществлять формирующую и суммирующую оценку этих результатов. Поэтому необходима операционализация требований ФГОС для целей формирования и оценивания, порядок выполнения которой предложен в статье и снабжен примерами. В статье представлены результаты соотнесения требований ФГОС к личностным и метапредметным образовательным результатам с традиционно принятыми в дидактике видами образовательных результатов. Показано, что значительная часть метапредметных образовательных результатов представляет собой ключевые (общие) компетенции обучающихся, т.е. присвоенные ими универсальные способы деятельности в области работы с информацией, коммуникации, разрешения проблем (самоуправления). Результаты, представленные в статье, получены в рамках выполнения государственного задания Минобрнауки РФ для Федерального института развития образования.

Ключевые слова:
оценивание образовательных результатов, метапредметные результаты обучения, планирование образовательных результатов, личностные образовательные результаты, промежуточные образовательные результаты
Текст

Хорошо организованный институт образования следует за социально-экономической эволюцией общества, формируя образовательные результаты на всех уровнях обучения так, чтобы обеспечить поколение инструментами адаптации к новым условиям и сделать деятельность в них наиболее эффективной.

Долгое время отечественное образование фиксировало предметные образовательные результаты как итоговые. По существу это продолжается и сегодня, несмотря на то, что в условиях сегодняшней реальности пришло понимание ограниченности этих результатов и их неадекватности. Однако однажды запущенная и отлаженная машина с трудом поддается смене режима.

ФГОС общего образования заявил новый тип образовательных результатов — метапредметные и личностные. Несмотря на то, что их статус не определен, это уже шаг в подготовке поколения к новой социально-экономической организации, которая является результатом стремительного технологического развития последних пяти-шести десятилетий. Тенденция роста скорости старения технологий сопровождается сокращением времени жизни актуальных знаний, потерей актуальности видов и приемов деятельности, организационно-управленческого устройства организаций.

Список литературы

1. Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. - М.: Просвещение, 2011. - 159 с.

2. Голуб Г.Б., Коган Е.Я., Посталюк Н.Ю., Фишман И.С. Компетентностно-ориентированное образование. Методология и практика / под общей ред. Е.Я. Когана. - Самара: Издательский дом «Федоров», 2014. - 128 с.

3. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Фишман И.С. Ключевые компетентности обучающихся в контексте требований ФГОС нового поколения: методическое пособие / под ред. Е.Я. Когана. - Самара: «Арбат», 2012. - 86 с.

4. Краевский В.В., Лернер И.Я., Журавлев И.К. и др. Теоретические основы процесса обучения в советской школе / под общ. ред. В.В. Краевского, И.Я. Лернера. - М.: Педагогика, 1989.

5. Лернер П.С. Очерки модели выпускника средней общеобразовательной школы [Электронный ресурс]. - http:// www.bim-bad.ru/biblioteka/article_full.php?aid=1125 [дата обращения 24.06.2016].

6. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа [Электронный ресурс]. - минобрнауки.рф/projects/413/fi le/4587 (дата обращения 24.06.2016).

7. Программа развития общих учебных умений и навыков школьников // Народное образование. - 1982. - № 10. - С. 106-111.

8. Репкин В.В. Развивающее обучение и учебная деятельность. - Рига, 1997. - 40 с.

9. Фишман И.С., Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А. Порядок формирования раздела «Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования» : метод. рекомендации. - Самара: ЦПО, 2013. - 100 с.

10. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, требование 15 [электронный ресурс]. - http://минобрнауки.рф/documents/922 (дата обращения 24.06.2016).

11. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования [Электронный ресурс]. - http://минобрнауки.рф/documents/543 (дата обращения 24.06.2016).

12. Эльконин Б.Д. Понятие компетентности с позиций развивающего обучения // Современные подходы к компетентностно-ориентированному образованию: материалы семинара. - Самара: Профи, 2001. - С. 22-29.

13. PISA 2012 Results in Focus: What 15-year-olds know and what they can do, 2013, OECD Publications [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.oecd.org/pisa/keyfindings/pisa-2012-resultsoverview.pdf.

14. European Commission/EACEA/Eurydice, 2015. Assuring Quality in Education: Policies and Approaches to School Evaluation in Europe. Eurydice Report. Luxembourg: Publications Offi ce of the European Union [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://eacea.ec.europa.eu/education/eurydice/documents/thematic_reports/178EN.pdf.

Войти или Создать
* Забыли пароль?