В статье проводится анализ требований ФГОС к личностным и метапредметным образовательным результатам по ступеням общего образования. Основанием для анализа является установка на управляемость процесса формирования метапредметных и личностных образовательных результатов на уровне как образовательных организаций, так и на уровне образовательных систем. Очевидно, что управление процессом формирования образовательных результатов подразумевает возможность задавать конкретные образовательные результаты ступени, года обучения, темы / раздела, урока / внеурочного мероприятия и осуществлять формирующую и суммирующую оценку этих результатов. Поэтому необходима операционализация требований ФГОС для целей формирования и оценивания, порядок выполнения которой предложен в статье и снабжен примерами. В статье представлены результаты соотнесения требований ФГОС к личностным и метапредметным образовательным результатам с традиционно принятыми в дидактике видами образовательных результатов. Показано, что значительная часть метапредметных образовательных результатов представляет собой ключевые (общие) компетенции обучающихся, т.е. присвоенные ими универсальные способы деятельности в области работы с информацией, коммуникации, разрешения проблем (самоуправления). Результаты, представленные в статье, получены в рамках выполнения государственного задания Минобрнауки РФ для Федерального института развития образования.
оценивание образовательных результатов, метапредметные результаты обучения, планирование образовательных результатов, личностные образовательные результаты, промежуточные образовательные результаты
Хорошо организованный институт образования следует за социально-экономической эволюцией общества, формируя образовательные результаты на всех уровнях обучения так, чтобы обеспечить поколение инструментами адаптации к новым условиям и сделать деятельность в них наиболее эффективной.
Долгое время отечественное образование фиксировало предметные образовательные результаты как итоговые. По существу это продолжается и сегодня, несмотря на то, что в условиях сегодняшней реальности пришло понимание ограниченности этих результатов и их неадекватности. Однако однажды запущенная и отлаженная машина с трудом поддается смене режима.
ФГОС общего образования заявил новый тип образовательных результатов — метапредметные и личностные. Несмотря на то, что их статус не определен, это уже шаг в подготовке поколения к новой социально-экономической организации, которая является результатом стремительного технологического развития последних пяти-шести десятилетий. Тенденция роста скорости старения технологий сопровождается сокращением времени жизни актуальных знаний, потерей актуальности видов и приемов деятельности, организационно-управленческого устройства организаций.
1. Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. - М.: Просвещение, 2011. - 159 с.
2. Голуб Г.Б., Коган Е.Я., Посталюк Н.Ю., Фишман И.С. Компетентностно-ориентированное образование. Методология и практика / под общей ред. Е.Я. Когана. - Самара: Издательский дом «Федоров», 2014. - 128 с.
3. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Фишман И.С. Ключевые компетентности обучающихся в контексте требований ФГОС нового поколения: методическое пособие / под ред. Е.Я. Когана. - Самара: «Арбат», 2012. - 86 с.
4. Краевский В.В., Лернер И.Я., Журавлев И.К. и др. Теоретические основы процесса обучения в советской школе / под общ. ред. В.В. Краевского, И.Я. Лернера. - М.: Педагогика, 1989.
5. Лернер П.С. Очерки модели выпускника средней общеобразовательной школы [Электронный ресурс]. - http:// www.bim-bad.ru/biblioteka/article_full.php?aid=1125 [дата обращения 24.06.2016].
6. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа [Электронный ресурс]. - минобрнауки.рф/projects/413/fi le/4587 (дата обращения 24.06.2016).
7. Программа развития общих учебных умений и навыков школьников // Народное образование. - 1982. - № 10. - С. 106-111.
8. Репкин В.В. Развивающее обучение и учебная деятельность. - Рига, 1997. - 40 с.
9. Фишман И.С., Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А. Порядок формирования раздела «Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования» : метод. рекомендации. - Самара: ЦПО, 2013. - 100 с.
10. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, требование 15 [электронный ресурс]. - http://минобрнауки.рф/documents/922 (дата обращения 24.06.2016).
11. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования [Электронный ресурс]. - http://минобрнауки.рф/documents/543 (дата обращения 24.06.2016).
12. Эльконин Б.Д. Понятие компетентности с позиций развивающего обучения // Современные подходы к компетентностно-ориентированному образованию: материалы семинара. - Самара: Профи, 2001. - С. 22-29.
13. PISA 2012 Results in Focus: What 15-year-olds know and what they can do, 2013, OECD Publications [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.oecd.org/pisa/keyfindings/pisa-2012-resultsoverview.pdf.
14. European Commission/EACEA/Eurydice, 2015. Assuring Quality in Education: Policies and Approaches to School Evaluation in Europe. Eurydice Report. Luxembourg: Publications Offi ce of the European Union [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://eacea.ec.europa.eu/education/eurydice/documents/thematic_reports/178EN.pdf.