На основании анализа международных и отечественных документов показана важная роль педагогов (учителя, преподаватели, воспитатели) в образовании для устойчивого развития, необходимость их адекватной подготовки, профессиональной переподготовки и непрерывного повышения квалификации. Представлены результаты проведенного в 2011–2015 гг. анкетирования 359 педагогов из 10 регионов Российской Федерации. Большинство опрошенных знает о необходимости реализации образования для устойчивого развития и положительно оценивает его необходимость. Однако лишь 9,7% специалистов оценивают уровень своей методической подготовки как достаточный для реализации образования для устойчивого развития; 77,4% хотели бы повысить свою квалификацию. Сопоставлены зарубежные модели компетенций педагогов в области образования для устойчивого развития и требования отечественных образовательных (общего, высшего образования) и профессионального стандартов, показана существенная неполнота вторых по отношению к первым. Сформулированы практические предложения по укреплению потенциала педагогов в области образования для устойчивого развития, основанные на международных рекомендациях.
образование для устойчивого развития, педагоги, компетенция, стандарт
Сущность устойчивого развития, ведущее значение образования в его достижении, стратегические задачи образования для устойчивого развития (ОУР) изложены ранее [1]. В 2015 г. 70-я Генеральная Ассамблея ООН определила новые цели в области устойчивого развития на период до 2030 г., в числе которых — обеспечение всеохватного и справедливого качественного образования и поощрение возможности обучения на протяжении всей жизни для всех (цель 4).
Важная роль в реализации ОУР принадлежит педагогам. Стратегия Европейской экономической комиссии (ЕЭК) ООН для ОУР [15] ставит одной из задач освоение педагогами (под которыми понимаются учителя, лекторы, инструкторы и другие специалисты, занимающиеся педагогической работой, а также общественные лидеры, работающие на добровольных началах) знаний, позволяющих включать вопросы устойчивого развития в преподаваемые ими предметы. Исключительно важное значение для обеспечения успеха ОУР имеют адекватная первоначальная профессиональная подготовка и переподготовка педагогических работников, создание возможностей для обмена опытом. Ключевыми направлениями при этом могут быть включение вопросов устойчивого развития в программы профессиональной подготовки и переподготовки, стимулирование повышения квалификации работников системы образования, разработка критериев их аттестации с учетом требований ОУР, внедрение систем управления в интересах устойчивого развития в рамках формального и неформального образования, поощрение педагогов.
1. Ермаков Д.С. Образование для устойчивого развития: предварительные итоги [Текст] // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2013. - № 4. - С. 3-8
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 г. № 413 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» [Текст] // Российская газета. - 21.06.2012. - № 5812. - С. 17-18.
3. Проект концепции модернизации педагогического образования [Электронный ресурс]. URL: http://педагогическоеобразование.рф/documents/show/3 (дата обращения: 10.01.2015).
4. Профессиональный стандарт «Педагог» (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель) (утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.10.2013 №544н) [Текст] // Российская газета. - 18.12.2013. - № 6261. - С. 20.
5. Рябова Н., Новикова Т. Обучение демократии: в поисках гармонии: образование для устойчивого развития [Текст]. - Минск: АГА, 2007. - 102 с.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (уровень магистратуры) (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 21.11.2014 г. № 1505) [Электронный ресурс]. - URL: http://fgosvo.ru/uploadfi les/fgosvom/440401.pdf (дата обращения: 15.01.2015).
7. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр») (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.01.2011 г. № 46) [Электронный ресурс]. - URL: http://fgosvo.ru/uploadfi les/fgos/5/20111207164014.pdf (дата обращения: 15.01.2015).
8. Aichi-Nagoya Declaration on Education for Sustainable Development [Electronic resource]. - URL: https://s u s t a i n a b l e d e v e l o p m e n t. u n. o r g / c o n t e n t /documents/5859Aichi-Nagoya_Declaration_EN.pdf (accessed 15 January 2015).
9. Candice S. OECD Work on Competencies for Education for Sustainable development (ESD) [Electronic resource]. - URL: http://www.unece.org/env/esd/inf.m e e t i n g. d o c s / E G o n I n d / 8 m t g / E S D CompetenciesOECD.pdf (accessed 15 January 2015).
10. Competencies for ESD (Education for Sustainable Development) teachers. A framework to integrate ESD in the curriculum of teacher training institutes [Text] / ed. W. Sleurs. - Brussels, 2008. - 88 p.
11. Learning for the future: Competences in education for sustainable development [Electronic resource]. - URL: http://www.unece.org/fi leadmin/DAM/env/esd/ESD_Publications/Competences_Publication.pdf (accessed 15 January 2015).
12. Learning: the treasure within: report to UNESCO of the International commission on education for the 21st century [Text] / J. Delors, I. Al Mufti, I. Amagi etc. - Paris: UNESCO, 1998. - 266 p.
13. Proposal for a Global action programme on education for sustainable development as follow-up to the United Nations Decade of education for sustainable development (DESD) after 2014 [Electronic resource]. - URL: http://unesdoc.unesco.org/images/0022/002243/224368e.pdf (accessed 15 January 2015).
14. The defi nition and selection of key competencies: executive summary [Electronic resource]. - URL: http://www.oecd.org/pisa/35070367.pdf (accessed 15 January 2015).
15. UNECE Strategy for education for sustainable development [Electronic resource]. - URL: http://www.unece.org/fileadmin/DAM/env/documents/2005/cep/ac.13/cep.ac.13.2005.3.rev.1.e.pdf (accessed 15 January 2015).
16. UNESCO Roadmap for implementing the Global action programme on education for sustainable development [Electronic resource]. - URL: http://unesdoc.unesco.org/images/0023/002305/230514e.pdf (accessed 15 January 2015).