В статье вводится представление о практике организации «художественного события» как стратегии интегрированного обучения, отвечающей современным социокультурным дефицитам. Раскрывается значение терминов «событие» и «событийность», анализируются педагогические условия, необходимые для моделирования образовательного пространства школы. Рассматриваются инновационные полихудожественные методы обучения.
интеграция, художественное событие, образовательное пространство, образовательная среда, полихудожественное воспитание, художественная деятельность, образовательное событие
Современное образование не может обойти ситуацию, которую уже давно в философской литературе называют «антропологическим кризисом». Его характеризуют несколько тенденций, одна из которых — порабощение внутренней жизни, всего сознания человека материальными, сугубо прагматическими потребностями. Повседневная жизнь практически не оставляет место созерцанию, открыто отвергает идеальную ипостась человека, размывая представления о добре и зле, о норме и патологии, возводя принцип относительности в главенствующий закон жизни. В подобной ситуации ребенку, развивающемуся молодому человеку трудно выстроить нравственно-ценностную систему координат, а значит, не на чем строить позитивную самоидентичность [9]. Ситуация еще больше обостряется в крупных городах и мегаполисах: для молодежи там почти не остается возможностей для самостоятельных проб, инициатив, самореализации и новых открытий. Жизнь ребенка жестко регламентирована: школа-дом, уроки-домашние задания.
Теряется непосредственность чувств, ощущение жизни, не выстраивается контакт с самим собой, а в итоге растет количество детских суицидов. Не учитывать это невозможно, тем более в школьной жизни учитель постоянно сталкивается с последствиями этой катастрофы, проявляющимися, в том числе, и в отсутствии учебной мотивации.
1. Курдин А.Г. Отсутствующая реальность и художественно-эстетическое событие // Вестник СамГУ. 2008. № 64.2 С.12-20.
2. Лишаев С.А. Эстетика Другого: монография / науч. ред. В.А. Конев. - Самара, 2000. - 366 с.
3. Лишаев С.А. Эстетика Другого: эстетическое расположение и деятельность: монография / науч. ред. В.А. Конев. - Самара, 2003. - 296 с.
4. Лотман Ю.М. Структура художественного текста / Ю.М. Лотман. - М. 1970. - 384 с.
5. Малый академический словарь / Ред.: А.П. Евгеньева. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Русский язык, 1981 - 1984, т. 4.
6. Савенкова Л.Г. Воспитание человека в пространстве мира и культуры: интеграция в педагогике искусства. - М.: МАНМУ-РАНХи ГС, 2014.
7. Савенкова Л.Г. Технологии интегрированного полихудожественного обучения. / Педагогика искусства. - ИХО РАО. 2011. № 3. С. 60-81.
8. Селевко Г.К. Саморазвивающее обучение. - Ярославль: ИПК, 1996.
9. Слободчиков В.И. Антропологический кризис в современной европейской культуре // http://www.pravoslavie.ru/jurnal/280.htm
10. Смирнов А.А. История слова «событие». http://www.textology.ru/article.aspx?aId=168
11. Столяренко Л.Д. Основы психологии. - М.: Проспект, 2010. - 464 с.
12. Толковый словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. Д.Н. Ушакова. - Т. 3. М., 1939.
13. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4-х т. Т. 3 / В.И. Даль. - 2-е изд. - М.; СПб., 1892.