РОЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ДИСЦИПЛИНЫ «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК» В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ВЫПУСКНИКА ВУЗА
Рубрики: -
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В настоящей статье рассматриваются условия формирования полилингвальной и мультикультурной личности, важнейшим из которых является степень сформированности иноязычной профессиональной коммуникативной компетенции как одной из ключевых образовательных компетенций. Исследуемая компетенция способствует развитию у будущих выпускников вуза способностей: 1) взаимодействовать с носителями другого языка и культуры в логике современного научного мировоззрения с учетом профессиональных особенностей, национальных ценностей и норм поведения; 2) создавать позитивный настрой в профессионально-ориентированном иноязычном общении; 3) успешно выбирать адекватные ситуациям профессионального и академического общения способы вербальной и невербальной коммуникации.

Ключевые слова:
Полилингвальная и мультикультурная личность, иноязычная профессиональная коммуникативная компетенция, лингвистический, дискурсивный, прагматический, стратегический, межкультурный компоненты, исследовательская компетенция.
Текст

Как известно, обучение иностранному языку преследует несколько целей: практическую, образовательную и воспитательную. Под практической целью понимается формирование у студентов иноязычных коммуникативных навыков и умений; образовательная предполагает обогащение кругозора, культуры мышления, иноязычной коммуникации, что в свою очередь направлено на становление полилингвальной и мультикультурной личности студента. Образовательный потенциал дисциплины «Иностранный язык» проявляется в долговременной готовности студента развивать межкультурные, научные, академические и профессиональные связи, уважать ценности других стран и народов [4].

 

Формирование у студентов – будущих бакалавров и магистров иноязычной профессиональной коммуникативной компетенции обеспечивает реализацию образовательной, воспитательной и развивающей задач обучения. 

Список литературы

1. Ананьев, Б. Г. Избранные психологические труды [Текст] : в 2 т. Т. 1 / Б. Г. Ананьев. - М. : Педагогика, 1980. - 232 с.

2. Асмолов, А. Г. Деятельность и установка [Текст] / А. Г. Асмолов. - М. : Москва: Изд-во МГУ, 1979. - 151 с.

3. Матиенко, А. В. Методическая концепция когнитивно-коммуникативного контроля в системе обучения иностранному языку студентов лингвистического вуза [Текст] : дис. … д-ра пед. наук 13.00.02 / А. В. Матиенко. - Нижний Новгород, 2012. - 353 с.

4. Новоселов, Н. М. Иноязычная профессиональная коммуникативная компетенция: определение понятия в логике уровневого образования (бакалавриат и магистратура) [Текст] / Н. М. Новоселов // Фундаментальные исследования. - 2013. - № 11-6. - С.143-170.

5. Деркач, A. A. Акмеологические основы развития профессионала [Текст] / A. A. Деркач. - М. : Издательство Московского психолого-социального института; НПО «МОДЕК», 2004. - 752 с.

6. Матиенко, А. В. Альтернативный контроль в обучении иностранному языку как средство повышения качества языкового образования [Текст] : автореф. … д-ра пед. наук 13.00.02 / А. В. Матиенко. - Тамбов, 2009. - 46 с.

7. Матиенко, А. В.Альтернативный контроль в обучении иностранному языку как средство повышения качества языкового образования [Текст] : дис. … д-ра пед. наук 13.00.02 / А. В. Матиенко. - Тамбов, 2009. - 369 с.

8. Матиенко, А. В. Предмет языкового тестирования с позиций когнитивно-коммуникативного подхода [Текст] / А. В. Матиенко // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. - 2011. - №2. - С.278-281.

9. Сластенин, В. А.Педагогика [Текст] : учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. - М. : Издательский центр «Академия», 2012. - 608 с.

10. Цатурова, И. А. Тестирование устной коммуникации [Текст] / И. А. Цатурова, С. Р. Балуян. - Москва : Высшая школа, 2004. - 245 с.

11. Матиенко, А. В. Учебно-тестовый портфель как альтернативная форма языкового тестирования [Текст] / А. В. Матиенко // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2008. - № 5. - С.160-163.

12. Bachman, L. The construct validation of some components of communicative proficiency / L. Bachman, A. Palmer // TESOL Quarterly. - 1982. - N 16. - P. 449-465.

13. Bezukladnikov, K. An outline of an ESP Teacher Training Course (2012). / K. Bezukladnikov, B.Kruze B. - World Applied Sciences Journal (WASJ). Volume 20, Issue 20 (Special Issue on Pedagogy and Psychology) P. 103-106. ISSN: 1818-4952 URL: http://www.idosi.org/wasj/ online.htm.

14. Canale, M. Theoretical Bases of Communicative Approaches to Second Language Teaching and Testing / M. Canale, M. Swain // Applied Linguistics. -1980. - Vol. 1. - P. 1-47.

15. Chomsky, N. Knowledge of Language: its nature, origin, and use / N. Chomsky. - New York: Praeger, 1986. - 698 p.

Войти или Создать
* Забыли пароль?