Проведено ретроспективное поперечное исследование результатов гидроэхоколонографии у 263 детей с запором в возрасте от 14 суток до 17 лет. Полученные данные соотнесли с клиническими проявлениями. Было выявлено семь типов эхографической картины толстой кишки. Первые четыре типа соответствовали клиническим формам функционального запора: компенсированной, субкомпенсированной (долихоколон) и декомпенсированной (долихомегаколон и мегаректум), два типа отражали особенности фиксации (болезнь Пайра) или функционирования толстой кишки (спастический колит), а также тип, характерный для болезни Гиршспрунга. Идентифицированы вторичные изменения толстой кишки на фоне запора: утолщение и «слоистость» стенки кишки, удлинение (дополнительные петли толстой кишки), расширение просвета, сглаженность или отсутствие гаустр, снижение активности перистальтики, плохое опорожнение кишки, недержание. Вторичные изменения не зависели от причины запора, и были следствием нарушения опорожнения кишки.
гидроэхоколонография, хронический запор, дети
В основе хронического запора (ХЗ) у детей чаще лежат функциональные нарушения со стороны толстой кишки (ТК), вызывая так называемые функциональные запоры (ФЗ). Отсутствие адекватного лечения ФЗ приводит к формированию функционального мегаколон (ФМ) - удлинению и расширению ТК на фоне запоров, этиология которых не связана с органическим пороком [4].
При первичной диагностике у детей с ХЗ обычно выполняется ирригография (ИГ). Однако частота использования ИГ ограничена лучевой нагрузкой. Поэтому ИГ не может служить как метод скрининга при первичном обследовании и как контроль в процессе консервативного лечения всех детей с ФЗ с учетом большого количества таких пациентов. С другой стороны, отсутствие адекватного обследования и соответствующего лечения может привести либо к несвоевременной диагностике органической причины ХЗ, либо к трансформации длительно существующих функциональных нарушений в необратимые органические изменения стенки ТК [2,3].
Гидроэхоколонография (ГЭК) - метод эхографического исследования ТК с контрастированием ее просвета жидкостью [5-8]. ГЭК - исследование, подобное ИГ, при котором меняются среда для заполнения кишки и способ визуализации. Однако полной аналогии между этими методами провести нельзя. На сегодняшний день ГЭК - единственный метод исследования ТК, который позволяет одновременно наблюдать функцию ТК, видеть характер ее содержимого, просвет и структуру кишечной стенки в режиме реального времени. Мы используем ГЭК для исследования ТК с 1994 г. [6].
Цель исследования. Опираясь на совокупность выявленных при ГЭК изменений ТК, разработать критерии различных типов ее эхографической картины, что позволит оптимизировать первичную диагностику и лечение детей с хроническими запорами.
Материалы и методы исследования. В 1996-2012 гг. в Архангельской детской клинической больнице обследовано эхографически более 2500 детей, поступивших с ХЗ или его осложнениями. Проведено ретроспективное поперечное исследование результатов ГЭК у 263 детей с запором в возрасте от 14 суток до 17 лет. Мальчиков 154, девочек 109, в соотношении 1.4:1. Тип выборки: невероятностная квотная выборка. Включены все больные, данные которых были достаточно полными для проведения анализа, и окончательный диагноз у которых на момент ретроспективной оценки был ясен.
Дети поступали в различной клинической стадии ХЗ: компенсированной, субкомпенсированной, декомпенсиро-ванной, а также с признаками осложнений. При распределении ХЗ по клиническому течению мы основывались на классификации ХЗ, предложенной И.Н.Григовичем и др. [1]. При установлении причины и клинической стадии запора учитывались следующие клинические проявления (КП): максимальная задержка стула, выделение крови и боль при дефекации, увеличение живота в объеме на фоне каловых скоплений, наличие феколитов («каловых камней»), энкопреза, признаки непроходимости, рвота. Особое внимание уделено пальцевому осмотру прямой кишки с оценкой тонуса наружного анального сфинктера (НАС) и поиском признаков болезни Гиршспрунга (БГ). Такими признаками являлись: повышение тонуса НАС, укорочение анального канала, пустая ампула прямой кишки. Давность запора составила от двух недель (новорожденные) до 10 лет. В большинстве наблюдений 152 (57,8%) дети направлялись в стационар с диагнозом ХЗ для выяснения его причины. У 29 (11%) больных присутствовали КП кишечной непроходимости. В остальных эпизодах диагнозы при направлении были разнообразными и зависели от сопутствующих симптомов и осложнений на фоне ХЗ: болезнь Гиршспрунга (БГ), острый аппендицит, боли в животе, низкое кишечное кровотечение, объемное образование брюшной полости - опухоль \ киста, которое имитировали феколиты, анемия, энтероколит и незавершенный эмбриональный поворот кишечника.
Для планового обследования поступило 176 (66,9%) детей, остальные дети поступили в экстренном порядке с признаками копростаза, кишечной непроходимости и\или болевого абдоминального синдрома. Большинство детей, 148 (56,3%) имели сопутствующую патологию: воспалительные и врожденные заболевания мочевой системы, органов ЖКТ (гастрит, гастроэзофагеальный рефлюкс), гипотрофию, эндокринные нарушения, отставание в нервно-психическом развитии.
До обследования дети чаще всего 187 (71,1%) наблюдались у педиатра и/или у гастроэнтеролога. В 72 (28,9%) эпизодах лечение по поводу ХЗ не предпринималось. В случаях наблюдения больного с ХЗ у гастроэнтеролога и/или педиатра лечение начинали с консервативных мероприятий: назначения диеты, препаратов лактулозы и слабительных. У большей части больных 112 (58.6%) консервативная тера-
1. Григович, И.H. Синдром нарушения выделительной функции кишечника у детей / И.Н.Григович, Ю.Г. Пяттоев A.A. Иудин, A.B. Тимонина- Петрозаводск, 2007-92 с.
2. Дворяковский, И.В. Динамика изменений стенки прямой кишки у детей с хроническими запорами по данным эхо и допплерографии / И.В. Дворяковский, В.В. Лукин, Ф.А. Костылев // SonoAce-International.- 2003- № 11-С. 79-83.
3. Катько, В.А. Функциональный мегаколон у детей / В.А. Катько // Белорусский медицинский журнал- 2004.-№3.- С. 51-55.
4. Окулов, Е.А. Хронические запоры (колостаз) у детей / Е.А. Окулов // MateriaMedica.- 2004.- Т.42.- №2.- С. 37^5.
5. Сапожников, В.Г. Эхография желудка и кишечника у детей / Сапожников, В.Г.- Витебск, 1994.- 43 с.
6. Яницкая, М.Ю. Клинико-физиологические критерии эхографического исследования толстой кишки у детей в норме и при патологии: Дисс. ... канд. мед. Наук / М.Ю. Яницкая.- Архангельск, 1998- 152 с.
7. Couture, A. Sonography in Fetuses and children / A. Couture, C. Baud // Medical Radiology, Springer.- 2008 - P. 540-543.
8. Limberg, B. Hydrocolonic sonography - potentials and limitations of ultrasonographic diagnosis of colon diseases / B. Limberg // Z Gastroenterol.- 2001.- Vol.39.- P. 1007-1015.