Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Изучали состояние показателей системы иммунитета в динамике первого года обучения в медицинском колледже у девушек-студенток в возрасте 15-17 лет, признанных по результатам медицинского осмотра практически здоровыми. При характеристике состояния клеточного иммунитета было выявлено снижение иммунобиологической резистентности у практически здоровых студенток, проявляющееся ослаблением Т- и В-звена иммунитета с выраженной напряженностью в системе противовирусной защиты организма, о чем свидетельствует достоверное увеличение в периферической крови цитотокси-ческих Т-лимфоцитов [CD8(+)] и NK-клеток [CD16(+)] и снижение функциональной активности нейтрофильных гранулоцитов. Важно, что даже после отдыха на каникулах к началу нового учебного года эти показатели не достигли исходного уровня и оставались на статистически достоверном более низком уровне, хотя и наблюдалась некоторая тенденция к их нормализации. Таким образом, можно предполагать, что выявленные изменения могут быть связаны с нарушением процессов адаптации студенток, вызванных перестройкой динамических стереотипов при переходе от школьного к среднему профессиональному образованию с непривычными по трудности учебными нагрузками, которые могут оказаться неадекватными функциональным возможностям растущего и развивающегося организма.

Ключевые слова:
показания иммунного статуса, студентки, популяции лимфоцитов, иммуноглобулины, функциональная активность нейтрофилов
Текст

Известно, что одной из групп повышенного медико-социального риска являются девушки - студентки первых курсов средних специальных медицинских образовательных учреждений [3,7], при этом недостаточно полно изучено состояние резистентности их организма в наиболее сложный период адаптации и формирования новых динамических стереотипов в процессе перехода от школьного обучения к среднему специальному образованию с его специфическими особенностями [1,2,4].

 

В этой связи целью работы было изучить динамику показателей клеточного и гуморального иммунитета студенток первого курса медицинского колледжа в динамике учебного года.

 

Материалы и методы исследования. В исследованиях с информированного согласия принимали добровольное участие 25 студенток в возрасте 15-17 лет, поступивших на 1 курс медицинского колледжа и признанных по результатам медицинского осмотра практически здоровыми. Численность группы для исследования определяли по формуле расчета объема выборки [5]: η=(ι2χδ2):Δ2, где: t -доверительный коэффициент, равный 2; δ - среднее квадра-тическое отклонение; Δ - максимальный размер ошибки выборки (0,7 сигмы).

 

Иммунологические исследования были проведены на базе ЦНИЛ КубГМУ. Оценивали показатели клеточного звена иммунитета, концентрацию сывороточных иммуноглобулинов и фагоцитарную активность нейтрофилов. Состояние системы Т- и В-лимфоцитарного звена иммунитета оценивали иммунофлюоресцентным методом по Филатову A.B. в модификации Нестеровой И.В. [6].

 

Содержание Т-лимфоцитов [CD3(+), CD4(+), CD8(+)], В-лимфоцитов [CD19(+)] и NK-лимфоцитов [CD16(+)] определяли с применением панели моноклональных антител производства ООО «Сорбент» (Москва), а результаты реакции учитывали с помощью проточного цитофлюориметра FACScan (Великобритания). Показатели специфического иммунитета оценивали по концентрации сывороточных иммуноглобулинов основных классов (IgM, IgG, IgA) методом прямой радиальной иммунодиффузии по Манчини [8]. Оценку фагоцитарной активности нейтрофилов определяли по Нестеровой И.В. и соавт. [6] по степени завершенности фагоцитоза в суточной культуре Staphylococcus aureus (лабораторный штамм № 209). Микроскопирование проводили под иммерсией в световом микроскопе, оценивая поглотительную способность и переваривающую функцию фагоцитов. Учитывали показатели фагоцитарной активности нейтрофилов (ФАН), фагоцитарное число (ФЧ), фагоцитарный индекс (ФИ), процент переваривания (ПП), индекс переваривания (ИП). Оксидазную микробицидность нейтрофилов определяли по показателям спонтанного и стимулированного NBT-теста, в частности, по среднему цитохимическому индексу (СЦИ спонтанному и стимулированному), по проценту формазан-позитивных клеток (ФПК спонтанному и стимулированному), по коэффициенту мобилизации (КМ) как отношение ФПК стимулированного к ФПК спонтанному [6].

 

Результаты и их обсуждение. При изучении состояния клеточного иммунитета студенток обнаружили изменения изучаемых показателей (табл. 1). Так, общее содержание лейкоцитов за период первого учебного семестра (сентябрь-январь) у студенток под воздействием комплекса различных факторов (погодно-климатические, социально-бытовые, внутришкольные, учебные нагрузки др.) по сравнению с исходными (фоновыми) данными увеличилось на 45% (р<0,001).

 

При исследовании показателей иммунного статуса студенток после их отдыха на каникулах в начале третьего семестра было показано, что содержание лейкоцитов практически приходит к исходным значениям.

 

Содержание лимфоцитов в динамике года, как в процентном, так и в абсолютном измерениях статистически достоверно не изменялось.

 

Процентное содержание CD3(+) и С04(+)-популяций Т-лимфоцитов к началу второго семестра по сравнению с фоновыми данными статистически достоверно снизилось: СОЗ(+)-лимфоцитов на 17,4%, а С04(+)-лимфоцитов на 26,6%.

 

Важно, что даже после отдыха на каникулах к началу нового учебного года эти показатели не вернулись к исходному уровню и оставались на более низких и статистически достоверных значениях, хотя и наблюдалась некоторая тенденция к их нормализации.

Список литературы

1. Артеменков, А.А. Изменение вегетативных функций у студентов при адаптации к умственным нагрузкам / А.А.Артеменков // Гиг. и сан.- 2007.-N» 1.- С. 62-64.

2. Баранов, А.А. Медицинские и социальные аспекты адаптации современных подростков к условиям воспитания, обучения и трудовой деятельности /А.А. Баранов, В.Р. Кучма, Л.М. Сухарева.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007.- 352 с.

3. Валеева, Э.Р. Риски формирования болезней среди учащихся образовательных учреждений / Э.Р. Валеева, Р.Я. Хамитова // Гиг. и сан.- 2006.- № в.- С. 54-55.

4. Кадникова, Е.А. Медико-социальные проблемы здоровья, качества жизни и профессиональной подготовки среднего медицинского персонала: автореф. дис.... канд. мед. наук / Е.А.Кадникова.- Рязань, 2008.- 22 с.

5. Мерков, А.Н. Санитарная статистика / А.Н. Мерков, Л.Е. Поляков- Л.: Медицина, Ленинградское отделение, 1974.- 384 с.

6. Нестерова, И.В. Комплексное трехуровневое исследование системы нейтрофильных гранулоцитов с возможной диагностикой иммунодефицитных состояний при различной патологии: метод, реком. № 96/11 /И.В. Нестерова, Н.В. Колесникова, Г.А. Чудилова-Краснодар, 1996-22 с.

7. Филиппова, В.П. Гигиеническая оценка состояния здоровья студентов медицинского колледжа: автореф. дис.... канд. мед. наук/В.П. Филиппова- Ростов н/Д., 2004-20 с.

8. Manchini, G. Immunochemical quantization of antigens by the single radial immunodiffusion / G. Manchini, A.O. Carbonara, I.F. Heremans // Immunochemistry- 1965- Vol. 2 - P. 235-254.

Войти или Создать
* Забыли пароль?