ИНФОРМАЦИЯ КАК ФЕНОМЕН ФИЛОСОФСКО-УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ЗНАНИЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В условиях современности, информация пронизывает все аспекты деятельности как отдельно взятого человека, так и общества в целом: бизнес, экономику, социальную сферу, политику. Информация является ресурсом управленца. Сам процесс управления является информационным процессом. При рассмотрении философами вопросов, касающихся информации, принято акцентировать внимание на одном или нескольких свойствах информации, тогда как остальные не упоминаются вовсе. При этом в менеджменте чётко определены основные свойства информации: достоверность, объективность, точность, полнота, актуальность, полезность. С развитием теории управления, изменялся баланс важности свойств информации. Но не следует забывать, что важны все основные свойства информации, и упускать из виду часть из них, отдавая абсолютное и безоговорочное значение лишь одному, нельзя. Свойства информации и лидирование одного из них можно отнести к различным концепциям интерпретации управления, в зависимости от периода развития теории управления. В классической парадигме управления важнейшими свойствами информации считаются полнота, объективность и точность. Неклассическая парадигма управления акцентирует внимание на точности и своевременности полученной информации. Постнеклассическая парадигма принципиально отличается от классической и неклассической тем, что априори признаёт невозможность получения безупречно точной, объективной и полной информации. На первый план выходит полезность информации, даже если информация заведомо ложная, искажённая или субъективная. Управленец, действующий в постнеклассической среде, может не только преобразовывать, но и искусственно создавать информацию, которую он потом использует. Таким образом, постнеклассическая парадигма управления отличается от классической и неклассической тем, что информация теперь рассматривается не как некий внешний ресурс. На современном этапе развития информация может создаваться искусственно, и важной особенностью управленца является именно умение трансформировать информацию, увеличивая одно из её свойств – свойство полезности. В условиях подобного отношения к управлению вообще и управленческой информации в частности, хаос воспринимается не как опасность, а как возможность получения значительных конкурентных преимуществ за кратчайший срок. Хаотическое состояние системы, вопреки сложившимся в классический период представлениям, не усложняет, а упрощает процесс управления. Информация является одним из основных ресурсов сегодняшнего дня. Информация была важным инструментом управления на всех этапах развития, её активно использовали в любой управленческой парадигме, но при этом характер использования информации менялся, согласно естественным изменениям мировоззрения управленцев, придерживающихся новых парадигм.

Ключевые слова:
информация, управление, менеджмент, управленческая информация, философия управления, классическая парадигма управления, неклассическая парадигма управления, постнеклассическая парадигма управления, свойства информации, достоверность, объективность, точность, полнота, актуальность, полезность
Текст

Современный мир характеризуется высокой степенью информатизации. «Информация и информационные процессы <...> пронизывают всю деятельность человека и общества в целом» [1, с. 185]. Это верно как в отношении бизнеса и социальных организаций, так и применительно к международным экономическим отношениям и политике. Важнейшим ресурсом управленца любого уровня, конечно же, является информация. Согласно принятому в Российской Федерации определению, информацией принято считать сведения, полученные в процессе коммуникации человеком или специальным устройством, являющиеся отражением неких фактов [5]. Таким образом, понятие «информация» неразрывно связано с понятием «коммуникации», т.е. обмена сведениями.

Любые управленческие решения принимаются на основе анализа информационных потоков (сведений) от различных источников (участников коммуникации), которыми могут быть текущие данные о происходящих процессах, карты тестирования, системы рейтингов, обратная связь с поставщиками и работниками и т.д. (различные формы отражения фактов). Сам процесс управления, по сути, является переработкой поступающей информации в управ-ленческие решения, которые, в свою очередь, тоже являются информацией. Иными словами, процесс управления – это процесс преобразования информации в информацию. Процесс управления – это, безусловно, информационный процесс. Это один из важнейших критериев, обусловливающих неослабевающий интерес к проблеме информации в работах по философии управления.

Однако при рассмотрении вопросов, касающихся информации вообще и информации управленческой в частности, зачастую авторы выделяют в качестве важного фактора одно или несколько свойств информации, нередко вовсе упуская из виду остальные. Таким образом, превознося одну сторону управления, одно качество управленца или системы управления (безусловно, важное, но не всеобъемлющее, не затмевающее остальные), автор забывает об остальных важных нюансах, принятых на аксиоматическом уровне в классическом учении менеджмента. Такой подход приводит к однобоким, субъективным выводам, не отражающим реального положения вещей.

Список литературы

1. Грачев В.И. Аксиогенные свойства информации в социокультурных коммуникациях [Текст] / В.И. Грачев // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. - СПб.: ЛГУ, 2013. - № 2. - Т. 2. - С. 184-193.

2. Афанасьев В.Г. Социальная информация и управление обществом [Текст] / В.Г. Афанасьев. - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2013. - 408 с.

3. Дмитриев А.С. Детерминированный хаос и информационные технологии [Электронный ресурс] / А.С. Дмитриев // Компьютера. - 1998. - № 47. - URL: http://old.computerra.ru/1998/275/194794/ (дата обращения: 14.04.2016).

4. Уэбстер Ф. Теории информационного общества [Текст] / Ф. Уэбстер. - М.: Аспект Пресс, 2004. - 400 с.

5. ГОСТ 7.0-99 Информационно-библиотечная деятельность, библиография. Термины и определения.

Войти или Создать
* Забыли пароль?