с 01.10.2008 по настоящее время
Россия
В современном обществе, когда идет глобализация всего и всех, незавидная участь светит среднему, а за ним и высшему техническому образованию. Дело в том, что всем опостылевший «Болонский» процесс не привнес для российского высшего технического образования ни одного плюса. В средней школе все так называемые инновации «преследуют одну-единственную цель – уничтожить среднюю школу, вообще школу как государственный институт, максимально вывести государство из всей сферы образования» (See more at: http://www.nakanune.ru/articles/111965/#sthash.dc1MZLi7.h2EF31KO.dpuf). После средней школы для технического образования остается мало шансов для выживания. Единственным выходом для высшего технического образования из сложившейся безнадежной ситуации является немедленное возвращение в технические вузы так называемого специалитета.
образование, высшее образование, специалитет
Прежде всего, надо понимать, какой контингент поступает в настоящее время в технические институты. Из распространяемых на TV интервью ведущих преподавателей различных вузов становится понятным, что в вузы поступают в большинстве случаев совершенно неподготовленные к обучению в университетах, академиях, институтах абитуриенты. Даже деканы знаменитого МГУ жалуются на падение уровня знаний у студентов, поступивших в столь престижный вуз. Но брать их приходится по причине имеющегося у каждого абитуриента ЕГЭ. Только толку от этого ЕГЭ мало, поскольку подавляющее большинство абитуриентов не могут нормально проучиться в течение даже одного семестра. Вероятно, именно поэтому Минобрнауки безбожно сокращает в вузах часы у технических дисциплин, чтобы теоретический материал был как можно проще, т.е. кастрированный до предела, – может быть, только тогда, в этих мизерных пределах, студенты смогут освоить дисциплину. Об этом писалось так много [1–5], что становится неудобно за Минобрнауки, которое с незавидным упрямством не желает видеть очевидного и через своего начальника Д. Ливанова объявляет все свои промахи (читай – нанесенный образованию вред) большими успехами и великими достижениями в области педагогики. Предыдущий министр хотя бы честно заявил, что никогда не держал в руках мел, нынешний же, как ему ни пытаются хоть что-то втолковать педагоги, заявляет, что он идет правильным курсом – и точка. Курс-то может и правильный, только вот куда?
12 июля 2016 г., выступая по ОТР, один из функционеров от образования заявил, что вскоре ЕГЭ перерастет в компьютерные тесты. Мнение о тестах было высказано в [4] и других статьях, и оно резко отрицательное. Таким образом, чиновники не только не хотят отказаться от пагубного для развития творческой личности ЕГЭ, но и планируют усугубление кризиса образования в России.
Евгений Спицын поясняет [8]: «…все так называемые "инновации" на самом деле преследуют одну-единственную цель – уничтожить среднюю школу, вообще школу как государственный институт, максимально вывести государство из всей сферы образования».
По мнению члена-корреспондента РАН, проф. В. Миронова [9], из-за реформ, продолжающихся более двадцати лет, радикально изменились отношения между преподавателем и студентом. С введением понятия «образовательные услуги» преподаватель стал выступать не в качестве наставника по отношению к студенту или даже в некоторых случаях напарника, а в качестве «продавца» на «рынке услуг». Отсюда и нынешнее отношение студента к преподавателю – как к торгашу. Студенты, особенно поступившие в вуз на коммерческой основе, требуют за только свое присутствие на занятиях пятерок, в крайнем случае четверок – они ведь заплатили! Это – одно из пагубных последствий «реформ» образования.
Интересно, что от институтов, превращенных, по сути, в техникумы, требуют привлечения студентов к научной деятельности. Это притом, что выпускники школ, натасканные на ЕГЭ, не приучены к эвристическому мышлению – они не понимают, как из набора данных можно решить задачу, основываясь на материале, который должен был изучаться в школе. В школе же, и об этом говорят многие педагоги, происходит не становление и развитие творческой личности, творца, а простейшее натаскивание учеников на ЕГЭ, то есть, становление и развитие потребителя.
Конечно, не все должны быть Курчатовыми и Ломоносовыми, для этого нужен еще и кое-какой талант. Но талант должна развивать в первую очередь школа. Иначе, никакими приказами по поводу привлечения студентов к научной работе дела не сделать: приказ к мозгам, не приученным размышлять и делать логические выводы, не подсоединишь – нет такого коннектора. Школа сейчас развивает разве что память, да и то оперативную. А про оперативную все знают: стоит только выдернуть шнур из розетки (читай – школьнику окончить школу) – и вся информация мгновенно стирается, она же не долговременная. Жуткие казусы постоянно демонстрируют по нашему телевидению, делая опросы вчерашних школьников. Например, мне понравился вопрос: «Где населения больше – в Голландии или в Нидерландах?» Все выпускники зацикливались напрочь и впадали в ступор, их нельзя было даже перезагрузить. А на вопрос: «Кто написал про Муму?» – выдавали такую ересь, что непонятно было, как же такие дремучие невежды смогли пробраться из школы в мир без проблем. Как сказал П.Б. Мрдуляш: «Вообще, поверхностные знания – одна из основных претензий, которую предъявляют ученые-предметники "методологам"» [7].
Отсюда закрадывается мысль, что в действительно настоящий вуз (сейчас развелась уйма так называемых «гуманитарных» как бы вузов, которые как бы учат за плату: введенный Минобразованием посыл – образовательные услуги – в действии), так вот, в настоящий вуз с такими «талантами» на дремучесть и поступать-то почти что некому. Видимо, поэтому чиновники от образования и построили двухуровневую систему получения диплома о высшем образовании.
Многие западные ученые утверждают, что происходит стремительное отупение населения Земного шара, усугубляемое информационными технологиями. Действительно, зачем учить что-то там, тратить время и нервы, если достаточно нажать на кнопочку – и интернет выдаст желаемый ответ. И неважно, что в море информации большое ее количество является просто информационным шумом или самодеятельностью дилетантов. Зачем мучить себя и перегружать не привыкшие к восприятию информации мозги? Вот такая «халявная» психология и приводит к необратимым последствиям: мозг, привыкший с детства к «халяве», и при поступлении в вуз требует того же – «халяву»! Но в институте эту «халяву» дают только на жестоко сокращенных лекциях, остальную информацию требуют прочитать в учебнике. Но студент не привык читать. Мозг, не привыкший работать, не в силах справиться с обрушившимся потоком информации. Поэтому, как видно, и приходится Минобрнауке до предела кастрировать технические дисциплины.
В первый день августа (01.08.2016) по ОРТ передали, что финансирование образования сокращается на 30%, поэтому порядка 10,3 тысяч ученых станут безработными. Понятно, что это будут пенсионеры – самые высококвалифицированные специалисты в своей области. На 40% сокращается набор в вузы. При этом О. Голодец заявила [6], что для 65% населения страны высшее образование вообще не нужно. Таким образом, по образованию наносится очередной удар, способствующий дебилизации всей страны, поскольку человек, прошедший вуз и даже не получивший там нормального высшего образования, тем не менее становится на более высокую ступеньку своего развития и интеллекта.
Образование и так финансируется по остаточному принципу. Теперь же, в связи с сокращением финансирования на треть, Минфин ударит со всего маха по будущему России. Хотелось бы узнать: а военные вузы тоже будут сокращаться? Тогда России в недалеком будущем грозит полное уничтожение. Уже набила оскомину фраза, что будущее страны в медицине и образовании, что у нее нет друзей, кроме армии и флота – так нате вам! Вспоминается знаменитое: «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!». Неужели функционеры Минфина не понимают, что своими решениями уничтожают Россию? Или им все равно?
Петр I насаждал образование, каждый император после него старался его развивать, сегодняшний же Минфин совместно с Минобрнаукой, согласно чаяниям США, старается уничтожить образование, да и науку по пути. Вообще, во всех деяниях нынешних чиновников просматривается наплевательское отношение к тому, будет Россия великой страной или канет в Лету. Все больше приходишь к выводу, что чиновничья рать более беспокоится о своем кошельке, нежели о стране, которой якобы служат. За державу обидно!
Выход из сложившегося катастрофического положения (хотя бы для высшего образования) видится в немедленном возвращении в технические вузы «специалитета». Это будет хоть и мизерный шаг, но он все же может предотвратить полноценное уничтожение всего высшего образования.
1. Сальков Н.А. Американизация геометрического образования в России и начертательная геометрия [Текст] / Н.А. Сальков // Геометрия и графика. - 2015. - Т. 3. - №. 3. - C. 38-46. - DOI:https://doi.org/10.12737/14418.
2. Сальков Н.А. Анализ ФГОСов нового поколенияметрия и графика [Текст] / Н.А. Сальков // Геометрия и графика. - 2013. - Т. 1. - № 1. - С. 28-31. - DOI:https://doi.org/10.12737/2082.
3. Сальков Н.А. Об американизации Российского образования [Текст] / Н.А. Сальков // Проблемы качества графической подготовки студентов в техническом вузе: традиции и инновации. - 2015. - Т. 1 - С. 152-159.
4. Сальков Н.А. Дистанционное обучение графическим дисциплинам. Тестирование. Анализ ситуации [Текст] / Н. А. Сальков // Геометрия и графика. - 2015. - Т. 2. - № 4. - C. 7-14. - DOI:https://doi.org/10.12737/8292.
5. Сальков Н.А. Проблемы современного геометрического образования [Текст] / Н.А. Сальков // Проблемы качества графической подготовки студентов в техническом вузе: традиции и инновации. - 2014. - Т. 1 - С. 38-46.
6. http://www.nakanune.ru/articles/111965/
7. http://www.nakanune.ru/articles/111965/#sthash.dc1MZLi7.dpuf
8. http://www.nakanune.ru/articles/111965/#sthash.dc1MZLi7.h2EF31KO.dpuf