employee from 01.10.2008 until now
Russian Federation
In modern society, when there is globalization of everything, the unenviable fate shines to the secondary education, and behind it and higher technical education. The fact that all the drudgery of the «Bologna» process is not brought to the Russian higher technical education no plus. In high school all the so-called «innovation pursue only one goal – to destroy of the secondary school in General school as a public institution, the maximum the state to withdraw from the whole sphere of education» (See more at: http://www.nakanune.ru/articles/111965/#sthash.dc1MZLi7.h2EF31KO.dpuf). After secondary school technical education have little chance for survival. The only way for the higher technical education from this hopeless situation is the immediate return of the technical colleges so-called specialists.
education, higher education, specialist
Прежде всего, надо понимать, какой контингент поступает в настоящее время в технические институты. Из распространяемых на TV интервью ведущих преподавателей различных вузов становится понятным, что в вузы поступают в большинстве случаев совершенно неподготовленные к обучению в университетах, академиях, институтах абитуриенты. Даже деканы знаменитого МГУ жалуются на падение уровня знаний у студентов, поступивших в столь престижный вуз. Но брать их приходится по причине имеющегося у каждого абитуриента ЕГЭ. Только толку от этого ЕГЭ мало, поскольку подавляющее большинство абитуриентов не могут нормально проучиться в течение даже одного семестра. Вероятно, именно поэтому Минобрнауки безбожно сокращает в вузах часы у технических дисциплин, чтобы теоретический материал был как можно проще, т.е. кастрированный до предела, – может быть, только тогда, в этих мизерных пределах, студенты смогут освоить дисциплину. Об этом писалось так много [1–5], что становится неудобно за Минобрнауки, которое с незавидным упрямством не желает видеть очевидного и через своего начальника Д. Ливанова объявляет все свои промахи (читай – нанесенный образованию вред) большими успехами и великими достижениями в области педагогики. Предыдущий министр хотя бы честно заявил, что никогда не держал в руках мел, нынешний же, как ему ни пытаются хоть что-то втолковать педагоги, заявляет, что он идет правильным курсом – и точка. Курс-то может и правильный, только вот куда?
12 июля 2016 г., выступая по ОТР, один из функционеров от образования заявил, что вскоре ЕГЭ перерастет в компьютерные тесты. Мнение о тестах было высказано в [4] и других статьях, и оно резко отрицательное. Таким образом, чиновники не только не хотят отказаться от пагубного для развития творческой личности ЕГЭ, но и планируют усугубление кризиса образования в России.
Евгений Спицын поясняет [8]: «…все так называемые "инновации" на самом деле преследуют одну-единственную цель – уничтожить среднюю школу, вообще школу как государственный институт, максимально вывести государство из всей сферы образования».
По мнению члена-корреспондента РАН, проф. В. Миронова [9], из-за реформ, продолжающихся более двадцати лет, радикально изменились отношения между преподавателем и студентом. С введением понятия «образовательные услуги» преподаватель стал выступать не в качестве наставника по отношению к студенту или даже в некоторых случаях напарника, а в качестве «продавца» на «рынке услуг». Отсюда и нынешнее отношение студента к преподавателю – как к торгашу. Студенты, особенно поступившие в вуз на коммерческой основе, требуют за только свое присутствие на занятиях пятерок, в крайнем случае четверок – они ведь заплатили! Это – одно из пагубных последствий «реформ» образования.
Интересно, что от институтов, превращенных, по сути, в техникумы, требуют привлечения студентов к научной деятельности. Это притом, что выпускники школ, натасканные на ЕГЭ, не приучены к эвристическому мышлению – они не понимают, как из набора данных можно решить задачу, основываясь на материале, который должен был изучаться в школе. В школе же, и об этом говорят многие педагоги, происходит не становление и развитие творческой личности, творца, а простейшее натаскивание учеников на ЕГЭ, то есть, становление и развитие потребителя.
Конечно, не все должны быть Курчатовыми и Ломоносовыми, для этого нужен еще и кое-какой талант. Но талант должна развивать в первую очередь школа. Иначе, никакими приказами по поводу привлечения студентов к научной работе дела не сделать: приказ к мозгам, не приученным размышлять и делать логические выводы, не подсоединишь – нет такого коннектора. Школа сейчас развивает разве что память, да и то оперативную. А про оперативную все знают: стоит только выдернуть шнур из розетки (читай – школьнику окончить школу) – и вся информация мгновенно стирается, она же не долговременная. Жуткие казусы постоянно демонстрируют по нашему телевидению, делая опросы вчерашних школьников. Например, мне понравился вопрос: «Где населения больше – в Голландии или в Нидерландах?» Все выпускники зацикливались напрочь и впадали в ступор, их нельзя было даже перезагрузить. А на вопрос: «Кто написал про Муму?» – выдавали такую ересь, что непонятно было, как же такие дремучие невежды смогли пробраться из школы в мир без проблем. Как сказал П.Б. Мрдуляш: «Вообще, поверхностные знания – одна из основных претензий, которую предъявляют ученые-предметники "методологам"» [7].
Отсюда закрадывается мысль, что в действительно настоящий вуз (сейчас развелась уйма так называемых «гуманитарных» как бы вузов, которые как бы учат за плату: введенный Минобразованием посыл – образовательные услуги – в действии), так вот, в настоящий вуз с такими «талантами» на дремучесть и поступать-то почти что некому. Видимо, поэтому чиновники от образования и построили двухуровневую систему получения диплома о высшем образовании.
Многие западные ученые утверждают, что происходит стремительное отупение населения Земного шара, усугубляемое информационными технологиями. Действительно, зачем учить что-то там, тратить время и нервы, если достаточно нажать на кнопочку – и интернет выдаст желаемый ответ. И неважно, что в море информации большое ее количество является просто информационным шумом или самодеятельностью дилетантов. Зачем мучить себя и перегружать не привыкшие к восприятию информации мозги? Вот такая «халявная» психология и приводит к необратимым последствиям: мозг, привыкший с детства к «халяве», и при поступлении в вуз требует того же – «халяву»! Но в институте эту «халяву» дают только на жестоко сокращенных лекциях, остальную информацию требуют прочитать в учебнике. Но студент не привык читать. Мозг, не привыкший работать, не в силах справиться с обрушившимся потоком информации. Поэтому, как видно, и приходится Минобрнауке до предела кастрировать технические дисциплины.
В первый день августа (01.08.2016) по ОРТ передали, что финансирование образования сокращается на 30%, поэтому порядка 10,3 тысяч ученых станут безработными. Понятно, что это будут пенсионеры – самые высококвалифицированные специалисты в своей области. На 40% сокращается набор в вузы. При этом О. Голодец заявила [6], что для 65% населения страны высшее образование вообще не нужно. Таким образом, по образованию наносится очередной удар, способствующий дебилизации всей страны, поскольку человек, прошедший вуз и даже не получивший там нормального высшего образования, тем не менее становится на более высокую ступеньку своего развития и интеллекта.
Образование и так финансируется по остаточному принципу. Теперь же, в связи с сокращением финансирования на треть, Минфин ударит со всего маха по будущему России. Хотелось бы узнать: а военные вузы тоже будут сокращаться? Тогда России в недалеком будущем грозит полное уничтожение. Уже набила оскомину фраза, что будущее страны в медицине и образовании, что у нее нет друзей, кроме армии и флота – так нате вам! Вспоминается знаменитое: «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!». Неужели функционеры Минфина не понимают, что своими решениями уничтожают Россию? Или им все равно?
Петр I насаждал образование, каждый император после него старался его развивать, сегодняшний же Минфин совместно с Минобрнаукой, согласно чаяниям США, старается уничтожить образование, да и науку по пути. Вообще, во всех деяниях нынешних чиновников просматривается наплевательское отношение к тому, будет Россия великой страной или канет в Лету. Все больше приходишь к выводу, что чиновничья рать более беспокоится о своем кошельке, нежели о стране, которой якобы служат. За державу обидно!
Выход из сложившегося катастрофического положения (хотя бы для высшего образования) видится в немедленном возвращении в технические вузы «специалитета». Это будет хоть и мизерный шаг, но он все же может предотвратить полноценное уничтожение всего высшего образования.
1. Sal´kov N.A. Amerikanizatsiya geometricheskogo obrazovaniya v Rossii i nachertatel´naya geometriya [Tekst] / N.A. Sal´kov. Geometriya i grafika. - 2015. - T. 3. - №. 3. - C. 38-46. - DOI:https://doi.org/10.12737/14418.
2. Sal´kov N.A. Analiz FGOSov novogo pokoleniyametriya i grafika [Tekst] / N.A. Sal´kov. Geometriya i grafika. - 2013. - T. 1. - № 1. - S. 28-31. - DOI:https://doi.org/10.12737/2082.
3. Sal´kov N.A. Ob amerikanizatsii Rossiyskogo obrazovaniya [Tekst] / N.A. Sal´kov. Problemy kachestva graficheskoy podgotovki studentov v tekhnicheskom vuze: traditsii i innovatsii. - 2015. - T. 1 - S. 152-159.
4. Sal´kov N.A. Distantsionnoe obuchenie graficheskim distsiplinam. Testirovanie. Analiz situatsii [Tekst] / N. A. Sal´kov. Geometriya i grafika. - 2015. - T. 2. - № 4. - C. 7-14. - DOI:https://doi.org/10.12737/8292.
5. Sal´kov N.A. Problemy sovremennogo geometricheskogo obrazovaniya [Tekst] / N.A. Sal´kov. Problemy kachestva graficheskoy podgotovki studentov v tekhnicheskom vuze: traditsii i innovatsii. - 2014. - T. 1 - S. 38-46.
6. http://www.nakanune.ru/articles/111965/
7. http://www.nakanune.ru/articles/111965/#sthash.dc1MZLi7.dpuf
8. http://www.nakanune.ru/articles/111965/#sthash.dc1MZLi7.h2EF31KO.dpuf