В настоящее время образовательный процесс в вузе нуждается в совершенствовании форм и методов анализа состояния адаптации студента к процессу обучения, так как интенсификация и интеллектуализация учебного процесса, значительные перемены в системе высшего образования, повышение ритма жизни значительно увеличивают нагрузку на студента. Выявление факторов, влияющих на процесс социальной адаптации студенческой молодежи в вузе, имеет большое значение для процесса эффективного управления адаптацией студентов, поскольку только целенаправленное управленческое воздействие на эти факторы позволит обеспечить эффективность процесса адаптации. Статья раскрывает вопросы формирования индикаторов адаптационных процессов, как важнейшего этапа социологического информационно-аналитического обеспечения управления адаптацией, включая установление их математического вида, выявление факторной структуры множества индикаторов и снижение размерности. Особую актуальность эти вопросы получают в условиях широкого распространения информационных технологий, когда исследователи в области эмпирической социологии все чаще обращаются к количественным методам анализа социальных процессов, включая эффективные методы Data Mining – интеллектуального анализа данных. Методика формирования индикаторов адаптационных процессов апробирована на примере анализа данных массовых социологических опросов факторов адаптации студенчества 2000-х и 2010-х годов в вузовской среде.
социальная адаптация, информационно-аналитическое обеспечение, адаптационный процесс, управление адаптацией, интеллектуальный анализ данных, методология Data Mining, факторный анализ, латентный фактор, индикатор
1. Анисимова Т.Г., Шуметов В.Г. Анализ данных в эмпирической социологии: методы, программное обеспечение, практика: монография. - М.: Изд-во ООО «Ритм», 2013.
2. Вишневский Ю.Р. (ред.) Актуальные проблемы социологии молодежи. - Екатеринбург: УрФУ, 2010.
3. Гудова Т.Г., Лясковская О.В., Шуметов В.Г. Математическое моделирование в анализе данных прикладных социологических исследований: проблемы и пути их решения // Системное моделирование социально-экономических процессов. Труды 34-й Международ. научной школы-семинара. Ч.II. - Воронеж: Изд.-полиграф. центр ВГУ, 2011.
4. Калинин A.M. Информационно-аналитическое обеспечение инвестиционных проектов: автореф. дис. … канд. экон. наук. - М., 2010.
5. Кузнецов А.И., Шуметов В.Г. Expert Decide для Windows 95, 98, NT, 2000, Ме. Версия 2.2. Руководство пользователя. - Орел: ОРАГС, 2001.
6. Кушнерова О.Ф., Кушнерова Ю.Ю. Специфика социально-психологической адаптации студентов первого курса к обучению в вузе // Фундаментальные исследования. - 2013. - №10.
7. Моисеенко Н.Ю. Информационно-аналитическое обеспечение социального управления банковскими рисками: дис. … канд. социол. наук. - М., 2013.
8. Молодцова Т.Д. Диагностика адаптации студентов первого курса к требованиям вуза // Международный журнал экспериментального образования. - 2012. - №5.
9. Афонина Т.Н., Иваненко Т.А., Уварова В.И., Шуметов В.Г. Социально-психологическая и профессиональная адаптация студентов вузов Центрального региона России (по материалам социологического исследования) / Под ред. канд. филос. наук В.И. Уваровой. - Орел: Изд-во ОрелГАУ, 2001.
10. Ким Дж.-О., Мьюллер Ч.И., Клекка У.Р. и др. Факторный, дискриминантный и кластерный анализ / Под ред. И.С. Енюкова. - М.: Финансы и статистика, 1989.
11. Шуметов В.Г., Лясковская О.В. Исследование факторов адаптации студенчества 2000-х годов к обучению в вузе методами Data Mining // Среднерусский вестник общественных наук. - 2015. - № 6.
12. Шуметов В.Г., Лясковская О.В., Гудова Т.Г. Data Mining в эмпирической социологии: методология количественного моделирования: монография. - Орел: Изд-во ОРАГС, 2011.
13. SPSS Base 8.0 для Windows. Руководство по применению. - М.: СПСС Русь, 1998.