В статье приводятся результаты анализа некоторых отечественных печатных учебных пособий по обучению английскому языку для студентов экономических специальностей в системе среднего профессионального образования. В ходе анализа были выявлены противоречия между их содержанием, методами, формами и средствами обучения и требованиями к результатам освоения образовательных программам ФГОС СПО, научным достижениям в области дидактики и методики преподавания иностранных языков, а также реалиям информационного общества. В качестве одного из возможных путей достижения названных результатов предлагается профессионально ориентированный курс дистанционного обучения английскому языку для студентов СПО экономического профиля. Благодаря отобранному, разработанному и структурированному профессионально значимому тематическому содержанию курса в сочетании со специальным набором информационных и педагогических технологий, активных методов обучения, такой курс станет эффективным, экономически целесообразным и социально значимым средством развития социальных и профессиональных качеств у обучающихся в системе СПО. Во второй части статьи автор пытается осмыслить результаты диагностического и прогностического этапов экспериментально- го исследования и обосновывает постановку методических задач и выбор инструментов практического этапа педагогического эксперимента.
профессионально ориентированный курс, дистанционное обучение, самостоятельная работа студентов, среднее профессиональное образование, содержание обучения, носители информации, каналы восприятия информации, развитие умений аудирования и письма, международные стандарты.
Развитие любого общества определяется обеспеченностью его экономических структур квалифицированными кадрами. Переход к информационному обществу, волатильность рыночных структур, а также изменения в социально-психологическом портрете молодого специалиста диктуют необходимость использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и широкого внедрения дистанционного обучения (ДО) в профессиональное образование, что дает молодому человеку возможность быстро и грамотно ориентироваться в информационных потоках, легко адаптироваться к социальноэкономическим и технологическим инновациям и, как следствие, повышать свою профессиональную ценность, быть конкурентоспособным на рынке труда.
Федеральные образовательные стандарты нового поколения также указывают на необходимость достижения нового качества профессионального образования, способного подготовить компетентного специалиста, готового самостоятельно решать задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации, т.е. быть способным и готовым к самостоятельности.
Однако авторы социологических исследований П.Г. Буга [1] и А.А. Вербицкий [4] отмечают, что современные выпускники школ не готовы к самостоятельной работе, указывают на низкий уровень обученности и обучаемости студентов-первокурсников, на их неумение логически мыслить, работать с текстом. Это значит, что формирование и развитие навыков самостоятельной умственной и познавательной деятельности становится задачей системы профессионального образования.
1. Буга П.Г. Университетская книга: проблемы и решения // Университетская книга. 1996. № 1. C. 10-12.
2. Васильченко Н.В. Непрерывное образование в системе СПО-ВУЗ: online курс для экономических специальностей СПО // Материалы Третьей Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы социальной коммуникации». Нижний Новгород: Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева, типография НГТУ, 2012.
3. Васильченко Н.В. Создание сетевого профессионально-ориентированного курса обучения английскому языку для специальности СПО «Менеджмент» как инструмент повышения учебной мотивации и профессиональной ценности выпускника // IV Международный научно-практический форум «Инновационное развитие российской экономики»: материалы конференций (часть 1). М.: Московский государственный университет экономики, статистики и информатики, 2011.
4. Вербицкий А.А. Самостоятельная работа студентов: проблемы и опыт / А. Вербицкий, Ю. Попов, В. Подлеснов // Высшее образование в России. 1995. № 2. С. 137-145.
5. Журнал «Science». http://www.sciencemag.org/content/332/6025/60.abstract
6. Исследование PISA-2009. Результаты. URL: http://www.centeroko.ru/pisa09/pisa09_res.htm
7. Колесникова Н.Н. English for Мanagers / Н.Н. Колесникова, Г.В. Данилова, Л.Н. Девяткина. М.: Академия, 2010.
8. Полат Е.С. Педагогические технологии дистанционного обучения. М.: Академия, 2006.
9. Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки», п. 3. http://graphkremlin.consultant.ru/page.aspx?1610850
10. Cummins J. Linguistic interdependence and the educational development of bilingual children. Review of Educational Research, 49(2). 1979. P. 222-51
11. Rivers W.M. Teaching Foreign Language Skills 2nd edition. Chicago: University of Chicago Press. Chapter 9, 1981.
12. Thomas W.P., Collier V.P. Language minority student achievement and program effectiveness. Bilingual Research Journal: The Journal of the National Association for Bilingual Education. Volume 24. Issue 3, 2000.