К ВОПРОСУ ОБ АКСИОЛОГИЧЕСКОМ СОДЕРЖАНИИ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье представлен экспериментальный анализ основных аспектов аксиологического содержания непрерывного образования преподавателя высшей школы. Автор сформулировал основные педагогические условия, позволяющие повысить эффективность образова- ния профессионала. В работе проведен аспектный анализ аксиологических оснований системы профессиональной жизнедеятельности преподавателя высшей школы. Преподаватели высшей школы наибольшее внимание обращают на качество знаний и умений будущих профессионалов. Соответственно, высоким является и осознание респондентами значимости учебно-образовательного компонента в структуре профессиональной деятельности преподавателя-профессионала. В этом ракурсе в работе отражены направления исследования — проблема разработки педагогического обеспечения непрерывного образования преподавателя высшей школы, характер аксиологических предпосылок, позволяющих преподавателю конструировать средствами образования собственную профессиональную картину мира. Выделены параметры, определяющие привлекательность профессии, эффективность профессионализации и удовлетворенность преподавателя высшей школы своей профессией, в системе его отношений с собой, миром и другими людьми.

Ключевые слова:
непрерывное образование, преподаватель высшей школы, аксиологическое содержание образования.
Текст

Анализ содержания непрерывного образования преподавателя высшей школы с аксиологических позиций, а также осмысление особенностей непрерывного образования преподавателя высшей школы подтвердили профессиональную необходимость его выхода на такой уровень отношений с собой и миром, который регулируется ценностями родового (универсального) значимого [3]. Однако сам по себе этот процесс является весьма затратным энергетически и интеллектуально, так как предполагает особые усилия по управлению специалистом эволюцией собственного ценностного мира как основы оптимизации профессионального развития.

Такое управление требует осмысления содержания собственного ценностного мира:

  • ƒ принципов, которые определяют характер ведущих стремлений;
  • ƒƒ культурных средств, которые преимущественно используются в рамках профессиональной деятельности;
  • ƒƒ характера соответствия используемых культурных средств и принципов, определяющих содержание стремлений человека тем задачам, которые объективно стоят перед профессионалом, вследствие цивилизационной миссии профессии, а также субъективно формулируются преподавателем в контексте его профессионально-личностной миссии.

Для разработки педагогического обеспечения непрерывного образования преподавателя высшей школы было проведено исследование характера аксиологических предпосылок, позволяющих преподавателю конструировать средствами образования собственную профессиональную картину мира.

Я-образ преподавателя высшей школы, образы желаемых отношений со сферой труда, с собой и другими людьми. В эксперименте приняли участие 114 преподавателей высшей школы (из них с ученой степенью — 42%, а из числа преподавателей без ученой степени 38% имеют стаж работы в вузе свыше 10 лет).

Список литературы

1. Блинов Л.В. Развитие идей интегрированного образования: от истории к современности / Л.В. Блинов, И.А. Макарова // Педагогическое образование и наука. 2011. № 5. С. 51-60.

2. Лейфа А.В. Развитие системы высшего профессионального образования в Российской Федерации / А.В. Лейфа, И.И. Лейфа // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 1. С. 345-347.

3. Шафранова О.Е. О профессиональной подготовке преподавателя вуза (аксиологический аспект) // Высшее образование в России. 2012. № 3. С. 71-76.

Войти или Создать
* Забыли пароль?