Определение и операционализация дефиниции «социальный риск» в реформационных процессах высшей школы
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматривается определение и производится операционализация понятия «социальный риск». Дефиниция «социальный риск» указывает на неблагоприятное для людей событие, которое имеет как природное, так и социальное происхождение. Возникновение природы опасности происходит во всех сферах жизни общества в контексте конкретной культуры. Социальная практика предвидения и прогноза рисков требует обращения к исследованию теории ситуации, в которой формируются новые социокультурные практики населения Российской Федерации. Реформирование российской высшей школы во многом обусловлено состоянием риска российского общества, жизненными ориентирами населения, состоянием социального напряжения, в котором постоянно пребывает определенная часть населения. Социальный риск обуславливает необходимость изменений и первую очередь модели образования. В статье представлен анализ реформационных процессов высшего образования в постсоветский период. Эмпирический массив исследования раскрывает социальные факторы риска реформирования высшей школы и представляет прогнозный анализ ситуации в условиях транзита высшей школы к уровневой системе образования с учетом национальных особенностей, традиций и ценностей населения страны.

Ключевые слова:
социальный риск, транзитивный период, профессиональная стратификация, социальные факторы реформирования, уровневая система образования
Список литературы

1. Горшков М.К. и др. Российское общество и вызовы времени. - М.: Изд-во «Весь Мир», 2015.

2. Гостенина В. И. Социальные тренды управления в условиях современной российской реальности // Коллективная монография под ред. В.И. Гостениной, Динамика социальной реальности: российские и зарубежные тренды. - Брянск: РИО БГУ, 2015.

3. Гостенина В.И., Лупенкова Е.Ю. Ценностные ориентиры и социальные факторы реформирования российской высшей школы // Среднерусский вестник общественных наук. - 2010. - № 4. - С. 43 - 49.

4. Добреньков В.И., Нечаев В. Я. Общество и образование. - М.: ИНФРА-М, 2003.

5. Дюркгейм Э. Социология образования. - М, 1996.

6. Ключникова Т.Н., Исаева Е.Ю. Историческая память о Великой Отечественной войне как процесс формирования гражданской идентичности молодежи // Образование и общество. - 2014. - № 4 (87). - С. 65 - 70.

7. Кравченко С.А. Динамичная природа социального риска: необходимость нелинейного мышления и адекватного теоретического инструментария // Социальная политика и социология. - 2008. - № 3 (39). - С. 44-60.

8. Лупенкова Е.Ю. Динамика ценностных ориентаций субъектов российского электорального процесса: социологический анализ // Вестник РУДН. Серия «Социология». - 2013. - №2. - С. 89 - 96.

9. Мельников С.Л. Социальные риски современного общества: диссонансы информации в молодежной среде // Коллективная монография. Динамика социальной реальности: российские и зарубежные тренды. - Брянск: РИО Брянский государственный университет им. академика И.Г. Петровского, 2015. - С. 63 - 77.

10. Самсонкина Е.А., Муха В.Н. Социальные риски в современном российском обществе // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история - 2014. - № 41. - C. 42.

11. Тарасов В.В. Социально-философский взгляд на социальные риски в условиях информационного общества // Вестник МГТУ Станкин. - 2013. - № 3 (26). - С. 122-125.

12. Alexader J. C. The «Individualist Dilemma» in Phenomenology and Interactionism // S.M. Eisenstadt and H.J. Hell (eds). Macro - Sociological Theory. Vol.1., 1985. - P.25 - 51.

13. Gorz A. Critique of Economic Reason. - L ,N-Y, 1989. - P.250.

14. Shils T., Parsons T. Working Papoersin the Theory of Action/ - N.Y.:Free Press, 1953. -P. 9- 20.

Войти или Создать
* Забыли пароль?