В настоящее время в современной спортивно-педагогической научной литературе все больше внимания уделяется проблемам развития адаптивной физической культуре. Вместе с тем организация обучения и реабилитации детей и школьников, имеющих инвалидность, – проблема малоизученная. Важной задачей физического воспитания является формирование мотива к занятиям физической культурой и спортом. Решение этой задачи возможно только при учете тех ведущих потребностей, которые определяют жизнедеятельность человека. В данной статье затрагивается вопрос зависимости физических способностей детей с отклонениями в состоянии здоровья от уровня их мотивации. Показаны результаты внедрения методики: увеличение игровой части занятий, индивидуализация нагрузки, работа с гетерогенными группами, проведение большого числа внеурочных мероприятий. Даются рекомендации по увеличению мотивации у школьников коррекционных образовательных учреждений.
мотивация, коррекционная школа, адаптивная физическая культура, патология опорно-двигательного аппарата.
В настоящее время в современной спортивно-педагогической научной литературе все больше внимания уделяется проблемам развития адаптивной физической культуры. Вместе с тем малоизученной проблемой является организация и деятельность в обучении, реабилитации детей и школьников, имеющих патологию опорно-двигательного аппарата. Все это снижает эффективность работы и диктует необходимость новых форм и представлений.
Важной проблемой в осуществлении физического воспитания является формирование мотива к занятиям физической культурой и спортом. Решение этой задачи возможно только при учете тех ведущих потребностей, которые определяют жизнедеятельность человека.
В санаторной школе-интернате № 25 г. Москвы для детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата был проведен эксперимент с целью исследования структуры мотивов и интересов учащихся общеобразовательных школ коррекционного типа к занятиям адаптивной физкультурой и спортом. Эксперимент включал тестирование, анкетирование, интервьюирование, анализ с помощью математической статистики.
В качестве экспериментального теста было предложено метание теннисного мяча на точность. В центр обруча диаметром 40х40, укрепленном на стене, выполнялся бросок теннисного мяча из положения стоя на расстоянии 5 м. Всего давалось пять попыток. В ходе данного теста проверялись меткость, координация, стремление улучшить результат, целеустремленность.
Анкетирование для определения уровня мотивации состояло из двух частей:
- основная — ответы на вопросы позволяли определить уровень мотивированности детей, преподавателей и их родителей (законных представителей);
- дополнительная — ученик должен был дать обоснованный ответ на вопросы о физкультурно-спортивных интересах и факторах, повлиявших на их формирование.
1. Дмитриев А.А. Физическая культура в специальном образовании: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2002.
2. Евсеев С.П. Адаптивная физическая культура: учеб. пособие / С.П. Евсеев, Л.В. Шапкова. М.: Советский спорт, 2000.
3. Пилоян P.A. Мотивация спортивной деятельности. М.: Физкультура и спорт, 1984. 104 с.
4. Любимова Ю.В. Мотивация и ценностные ориентации в педагогическом общении на занятиях по физической культуре. СПб.: СпбГАФК, 2004.