Now in modern sports and pedagogical scientific literature it is paid more and more attention to problems of adaptive physical training development. At the same time the organization of training and rehabilitations of children and pupils with disability is a low-studied problem. Important problem of physical education is a motive formation to physical training and sport. This task solution is possible only at accounting of those leading requirements which define person’s activity. In this paper a question related to dependence of physical abilities of children with health deviations from their motivation level is raised. Technique introduction results have been shown: increase in lessons’ game part, loading individualization, working with heterogeneous groups, carrying out a more after-hour actions. Motivation increase recommendations for pupils of correctional educational institutions are made.
motivation, correctional school, adaptive physical training, locomotor system pathology.
В настоящее время в современной спортивно-педагогической научной литературе все больше внимания уделяется проблемам развития адаптивной физической культуры. Вместе с тем малоизученной проблемой является организация и деятельность в обучении, реабилитации детей и школьников, имеющих патологию опорно-двигательного аппарата. Все это снижает эффективность работы и диктует необходимость новых форм и представлений.
Важной проблемой в осуществлении физического воспитания является формирование мотива к занятиям физической культурой и спортом. Решение этой задачи возможно только при учете тех ведущих потребностей, которые определяют жизнедеятельность человека.
В санаторной школе-интернате № 25 г. Москвы для детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата был проведен эксперимент с целью исследования структуры мотивов и интересов учащихся общеобразовательных школ коррекционного типа к занятиям адаптивной физкультурой и спортом. Эксперимент включал тестирование, анкетирование, интервьюирование, анализ с помощью математической статистики.
В качестве экспериментального теста было предложено метание теннисного мяча на точность. В центр обруча диаметром 40х40, укрепленном на стене, выполнялся бросок теннисного мяча из положения стоя на расстоянии 5 м. Всего давалось пять попыток. В ходе данного теста проверялись меткость, координация, стремление улучшить результат, целеустремленность.
Анкетирование для определения уровня мотивации состояло из двух частей:
- основная — ответы на вопросы позволяли определить уровень мотивированности детей, преподавателей и их родителей (законных представителей);
- дополнительная — ученик должен был дать обоснованный ответ на вопросы о физкультурно-спортивных интересах и факторах, повлиявших на их формирование.
1. Dmitriev A.A. The physical culture in the special education: Schoolbook for students of the high pedagogical educational institutes, Moscow, Academy Publ., 2002 (in Russian)
2. Evseev S.P. Adaptive physical education: Schoolbook, Moscow, Sovetskiy sport Publ., 2000 (in Russian)
3. Piloyan R.A. Motivation of the sportive activity, Moscow, Fizkultura i sport Publ., 1984, 104 p. (in Russian)
4. Lyubimova Yu.V. Motivation and the value-conscious in the pedagogical communication on the physical education classes, St. Petersburg, SpbGAFK Publ., 2004 (in Russian)