В данной статье автор отмечает затруднения, которые испытывают образовательные учреждения в связи с переходом на Федеральный государственный общеобразовательный стандарт второго поколения. Описываются эксперимент, проведенный автором в рамках исследования затруднений перехода педагогического состава образовательных учреждений к внедрению федеральных общеобразовательных стандартов, и этапы данного эксперимента; рассказывается об интерпретации его результатов. Автор затрагивает такие темы, как мотивировать достижения успехов и избежать неудач работников общеобразовательных школ, а также прослеживает связь преобладания того или иного мотива трудовой деятельности с переходом к трудовой деятельности нового типа, в частности, к внедрению общеобразовательного стандарта. Автор также предлагает некоторые способы выхода из затруднений, которые испытывают педагоги в связи с внедрением общеобразовательного стандарта. В частности, в статье раскрываются особенности курсовой подготовки педагогического коллектива, основанной на формировании мотивации достижения у обучаемых путем приобретения ими личностного смысла.
Федеральный государственный общеобразовательный стандарт второго поколения (ФГОС), мотивация достижения, мотивация избегания неудач, личностный смысл, педагогический коллектив.
Министерством образования РФ, Правительством РФ обозначена необходимость качественных изменений в системе образования.
Начиная с конца 1980-х гг. нарастает неудовлетворенность общества результатами школьного образования, их неадекватностью современным требованиям и ожиданиям [6]. К этому времени начали снижаться и рейтинги отечественного школьного образования по оценкам сравнительных международных исследований учебных достижений учащихся [2].
Реальными ориентирами общего образования в традиционной школе оставались конкретные знания и умения по отдельным учебным предметам. За этими предметными результатами терялась личность ребенка, развитие которой — смысл и цель образования.
Осознание этого привело к формированию новых ценностей образования, новому пониманию образовательных результатов, определяющих качество образования в его современном звучании.
Неудовлетворенность значительной части общества качеством общего образования, понимание того, что нынешние образовательные результаты не могут в полной мере стать основой для успешной профессиональной карьеры и реализации жизненных устремлений выпускников, выразились, в конечном счете, в стремлении общества и государства сформировать новую, опережающую модель развития российской школы. Для решения этих задач был создан Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) второго поколения [7].
Несмотря на то что сегодня опыт реализации ФГОС некоторыми экспериментальными площадками и отдельными образовательными учреждениями может быть оценен как вполне успешный, в большинстве образовательных учреждений все же существуют значительные затруднения по внедрению нового стандарта [8, 9]. Это определяет актуальность нашей разработки.
1. Бакурадзе А.Б. Педагогические основы поддержки управленческой деятельности руководителей образовательных учреждений по мотивации трудового поведения педагогов: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2000. 21 с.
2. Кузнецов А.А., Хеннер Е.К., Имакаев В.Р., Новикова О.Н. Проблемы формирования информационно-коммуникационной компетентности учителя российской школы // Образование и наука. Известия УрО РАО. 2010. № 7 (75). С. 88-96.
3. Лазарев В.С. Управление инновациями в школе: учеб. пособие. М.: Центр педагогического образования, 2008.
4. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность // Психология личности. Тексты / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. М.: Изд-во МГУ, 1982. С. 22-27.
5. Макклелланд Д. Мотивация человека. СПб.: Питер. 2007. 672 с.
6. Микетич А. Поведенческие и личностные особенности обучаемых основной школы // Настава и васпитанье. Београд. 2011. № 2. С. 283-296.
7. Сиденко А.С. О модели подготовки школ к реализации ФГОС второго поколения // Образование и наука. Известия УрО РАО. 2012. № 1 (90). С. 56-64.
8. Сиденко Е.А. Основные проблемы и затруднения педагогов при переходе на Федеральные государственные стандарты второго поколения: сборник материалов международной научно-практической конференции «Современное образование: опыт, проблемы, перспективы развития», 1-2 апреля, Москва, Россия / сост. А.С. Сиденко / под ред. А.С. Сиденко, Е.А. Сиденко. М.: АПКиППРО, 2012. 200 с.
9. Сиденко Е.А. Тренинг мотивации достижения в зарубежной психолого-педагогической практике // Инновационные проекты и программы в образовании. 2010. № 5.