МОТИВАЦИЯ ДОСТИЖЕНИЙ КАК СРЕДСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА УПРАВЛЕНЦЕВ И ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В данной статье автор отмечает затруднения, которые испытывают образовательные учреждения в связи с переходом на Федеральный государственный общеобразовательный стандарт второго поколения. Описываются эксперимент, проведенный автором в рамках исследования затруднений перехода педагогического состава образовательных учреждений к внедрению федеральных общеобразовательных стандартов, и этапы данного эксперимента; рассказывается об интерпретации его результатов. Автор затрагивает такие темы, как мотивировать достижения успехов и избежать неудач работников общеобразовательных школ, а также прослеживает связь преобладания того или иного мотива трудовой деятельности с переходом к трудовой деятельности нового типа, в частности, к внедрению общеобразовательного стандарта. Автор также предлагает некоторые способы выхода из затруднений, которые испытывают педагоги в связи с внедрением общеобразовательного стандарта. В частности, в статье раскрываются особенности курсовой подготовки педагогического коллектива, основанной на формировании мотивации достижения у обучаемых путем приобретения ими личностного смысла.

Ключевые слова:
Федеральный государственный общеобразовательный стандарт второго поколения (ФГОС), мотивация достижения, мотивация избегания неудач, личностный смысл, педагогический коллектив.
Текст

Министерством образования РФ, Правительством РФ обозначена необходимость качественных изменений в системе образования. 

Начиная с конца 1980-х гг. нарастает неудовлетворенность общества результатами школьного образования, их неадекватностью современным требованиям и ожиданиям [6]. К этому времени начали снижаться и рейтинги отечественного школьного образования по оценкам сравнительных международных исследований учебных достижений учащихся [2].

Реальными ориентирами общего образования в традиционной школе оставались конкретные знания и умения по отдельным учебным предметам. За этими предметными результатами терялась личность ребенка, развитие которой — смысл и цель образования.

Осознание этого привело к формированию новых ценностей образования, новому пониманию образовательных результатов, определяющих качество образования в его современном звучании.

Неудовлетворенность значительной части общества качеством общего образования, понимание того, что нынешние образовательные результаты не могут в полной мере стать основой для успешной профессиональной карьеры и реализации жизненных устремлений выпускников, выразились, в конечном счете, в стремлении общества и государства сформировать новую, опережающую модель развития российской школы. Для решения этих задач был создан Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) второго поколения [7].

Несмотря на то что сегодня опыт реализации ФГОС некоторыми экспериментальными площадками и отдельными образовательными учреждениями может быть оценен как вполне успешный, в большинстве образовательных учреждений все же существуют значительные затруднения по внедрению нового стандарта [8, 9]. Это определяет актуальность нашей разработки.

Список литературы

1. Бакурадзе А.Б. Педагогические основы поддержки управленческой деятельности руководителей образовательных учреждений по мотивации трудового поведения педагогов: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2000. 21 с.

2. Кузнецов А.А., Хеннер Е.К., Имакаев В.Р., Новикова О.Н. Проблемы формирования информационно-коммуникационной компетентности учителя российской школы // Образование и наука. Известия УрО РАО. 2010. № 7 (75). С. 88-96.

3. Лазарев В.С. Управление инновациями в школе: учеб. пособие. М.: Центр педагогического образования, 2008.

4. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность // Психология личности. Тексты / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. М.: Изд-во МГУ, 1982. С. 22-27.

5. Макклелланд Д. Мотивация человека. СПб.: Питер. 2007. 672 с.

6. Микетич А. Поведенческие и личностные особенности обучаемых основной школы // Настава и васпитанье. Београд. 2011. № 2. С. 283-296.

7. Сиденко А.С. О модели подготовки школ к реализации ФГОС второго поколения // Образование и наука. Известия УрО РАО. 2012. № 1 (90). С. 56-64.

8. Сиденко Е.А. Основные проблемы и затруднения педагогов при переходе на Федеральные государственные стандарты второго поколения: сборник материалов международной научно-практической конференции «Современное образование: опыт, проблемы, перспективы развития», 1-2 апреля, Москва, Россия / сост. А.С. Сиденко / под ред. А.С. Сиденко, Е.А. Сиденко. М.: АПКиППРО, 2012. 200 с.

9. Сиденко Е.А. Тренинг мотивации достижения в зарубежной психолого-педагогической практике // Инновационные проекты и программы в образовании. 2010. № 5.

Войти или Создать
* Забыли пароль?