СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОЦЕНКИ ИНВЕСТИЦИЙ В ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ КОМПАНИИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В мировой и отечественной практике имеется опыт оценки различных составляющих социальной ответственности бизнеса. Это отражает международную тенденцию, где стратегическое управление человеческими ресурсами невозможно без инвестирования в человеческий капитал. Однако ряд вопросов по данной проблеме разработан недостаточно, это и определило выбор цели и задач научного исследования. До сих пор нет единой модели системы показателей. В статье отражены вопросы, связанные с проблемами инвестиций в человеческий капитал, представлены социально-экономические показатели оценки инвестиций в человеческий капитал компании. Рассматривается состав стейкхолдеров. В статье приведены основные достоинства некоторых стандартизированных международных отчетов (АА 1000, GRI, SA 8000). Существенное внимание уделено аргументам «за» и «против» инвестиций в человеческий капитал компании. В этом аспекте выделяются возможные риски для предприятия.

Ключевые слова:
персонал, инвестиции в человеческий капитал компании, социальная ответственность, стейкхолдер, оценочные социально-экономические показатели инвестирования в человеческий капитал, международные стандарты GRI, АА1000, SA8000.
Текст

В современных условиях предприятия ориентированы на создание не только материальных активов, но и интеллектуальных, одной из составляющих которых является человеческий капитал [1]. Термин «человеческий капитал компании» неразрывно связан с понятием «социальная ответственность бизнеса». Поскольку общепринятого определения социальной ответственности бизнеса в настоящее время в экономической науке не существует, в рамках данного исследования за основу будет взято определение, данное в Международном стандарте ISO 26000 «Руководство по социальной ответственности». Социальная ответственности бизнеса — это ответственность организации за влияние ее решений и деятельности на общество и окружающую среду через прозрачное и этичное поведение, которое:

  • согласуется с устойчивым развитием и благосостоянием общества;
  • учитывает ожидания заинтересованных сторон;
  • соответствует применяемому законодательству и согласуется с международными нормами поведения; 
  • введено во всей организации [2].

Ключевой фразой в данном определении, на наш взгляд, является «учет ожидания заинтересованных сторон». Заинтересованная сторона (stakeholder — стейкхолдер) — это лицо или группа лиц, интересы которой могут влиять на организацию, либо на которые может значительно влиять организация. Очевидно, что персонал компании входит в состав стейкхолдеров [3].

На рис. 1 представлен примерный состав стейкхолдеров. Основная идея приведенной структуры взаимоотношений — существование важных и динамичных двусторонних отношений между предприятием и каждым участником системы социальной ответственности.

На самом простейшем уровне каждый участник системы вносит свой вклад в виде ресурсов, таких как капитал, труд, доходы от продаж, сырье, лицензирование или местная инфраструктура. Взамен предприятие вознаграждает одних дивидендами, других — зарплатой и льготами, налогами и т.д. Все эти отношения взаимовыгодны. Они могут быть гибкими при возникновении напряжения, создаваемого партнерами, которые требуют свою «справедливую долю». Это напряжение может быть весьма продуктивным, вдохновляя каждого из партнеров на еще больший вклад во взаимовыгодные отношения, но оно может стать разрушительным, если один партнер стремится эксплуатировать других.

Список литературы

1. Ветрова И.Ф. Аудит человеческого капитала // Аудитор. 2012. № 7. С. 32-38.

2. ISO 26000 - Social responsibility. URL: http://www.iso.org/

3. Кибанов А.Я., Митрофанова Е.А., Эсаулова И.А. Экономика управления персоналом: Учебник / Под ред. А.Я. Кибанова. М.: ИНФРА-М, 2013.

4. Трещевский Ю. Работники предприятия как объект корпоративной социальной ответственности // Кадровик. Кадровый менеджмент. 2010. № 9. С. 18-23.

5. Rajaram R. Human Capital (Chapter 7 - Human Capital) / R. Rajaram. University Publishing Online (http://universitypublishingonline.org).

6. http://www.rbcdaily.ru.

7. http://www.reitor.ru.

8. Polachek S.W., Siebert W.S. The Economics of Earnings (Chapter 2 - The life-cycle human capital model). Cambridge Book Online (http://ebooks.cambridge.org/).

9. Одегов Ю.Г., Логинова Е.В. Актуальные вопросы корпоративной социальной ответственности бизнеса // Нормирование и оплата труда в промышленности. 2013. № 2. С. 17-29.

10. Global Reporting Initiative (GRI) [Электронный ресурс]. URL: http://www.globalrealestate.org/

11. АА 1000 Stakeholder engagement standard 2011. URL: http://www.accountabillity.org.uk

12. Social Accountabillity (SA 8000). URL: http://www.sa-intl.org/

13. Федотова М. Персонал как конкурентное преимущество организации // Кадровик. Кадровый менеджмент (управление персоналом). 2013. № 5. С. 76-81.

14. Hartog J. Human Capital (Chapter 9 - Human capital and risk) / J. Hartog. Cambridge Book Online (http://ebooks.cambridge.org/).

Войти или Создать
* Забыли пароль?