В настоящей статье разработан метода оценки сравнительной эффективности функционирования региональных автотранспортных систем по набору показателей, отражающих экономические и экологические аспекты их деятельности, на основе использования методологии анализа среды функционирования. В качестве входов модели анализа среды функционирования рассмотрены такие негативные экологические эффекты от развития автотранспорта как годовой объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и площадь земель, изъятых из продуктивного оборота и используемых под дороги. В качестве полезных выходов рассмотрен объем ВРП и количество населения в регионе. При такой постановке задачи, эффективными признаны те автотранспортные системы регионов, в которых минимальный интегральный объем негативных экологических эффектов производится при максимально возможном ВРП и количестве населения. Приведены результаты расчетов мер эффективности и целевых ориентиров по негативным экологическим эффектам (входам), проведенных в пакете прикладных программ MaxDEA по радиальному адаптационному алгоритму на исходных статистических данных за 2014 год. Эффективными по выбранному набору эколого-экономических параметров признаны автотранспортные системы Московской области, Республики Ингушетия, Республики Татарстан, Пензенской области, Сахалинской области и Чукотского Автономного Округа. Наименее эффективными признаны Республика Калмыкия, Республика Алтай, Республика Бурятия и Камчатский край.
экологические эффекты, экономическая эффективность, непараметрическая оптимизация, анализ среды функционирования, автотранспортные системы регионов.
1. Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды в Российской Федерации в 2014 году». - М.: Росгидромет, 2015. - 473 с.
2. Иосифов В.В., Диброва С.В., Подворок И.И. Регулирование негативного воздействия автотранспорта на окружающую среду с помощью стандартов моторного топлива (на примере Краснодарского края) // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2015. - №39 (324). - С. 48-60.
3. Ратнер С.В., Алмастян Н.А. Экологический менеджмент в Российской Федерации: проблемы и перспективы развития // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2014. №17. - С. 37-45.
4. Иосифов В.В., Ратнер С.В. Анализ барьеров и перспектив развития инновационных технологий автомобильного транспорта // Инновации. - 2016. - № 4. - С. 12-20.
5. Гольц Г.А. Автодорожный комплекс в условиях взрывной автомобилизации: тенденции, закономерности, прогноз // Проблемы прогнозирования. - 2002. - № 4. - С. 75-83.
6. Хрусталев Е.Ю., Ратнер П.Д. Технологический прогресс и энергоэффективность в промышленности и на транспорте // Экономический анализ: теория и практика. - 2015. - № 2 (401). - С. 36-44.
7. Пискунов А.А., Иванюк И.И., Данилина Е.П., Лычев А.В., Кривоножко В.Е. Система рейтингования регионов с использованием методологии АСФ // Вестник АКСОР. - 2008. -№ 4. - С. 24-30.
8. Пискунов А.А., Иванюк И.И., Лычев А.В., Кривоножко В.Е. Использование методологии АСФ для оценки эффективности расходования бюджетных средств на государственное управление в субъектах российской федерации // Вестник АКСОР. - 2009. - № 2. - С. 8-36.
9. Castelli L., Pesenti R., Ukovich W. DEA-like models for the efficiency evaluation of hierarchically structured units//European Journal of Operational Research.2004.No.154(2).P.465-476.
10. Ратнер С.В. Задачи оптимизации траекторий развития региональных экономических систем по экологическим параметрам // Друкеровский вестник. - 2016. - № 2. - С. 30-41.
11. Ратнер С.В., Ратнер П.Д. Формирование стратегии экологического менеджмента электрогенерирующих компаний на основе методологии анализа среды функционирования // Управление большими системами. - Вып. 60. - М.: ИПУ РАН, 2016. - С. 161-187.
12. Ратнер С.В., Ратнер П.Д. Моделирование структуры региональной энергетической системы с использованием методологии анализа среды функционирования // Russian Journal of Management. - 2015. - Т. 3. - № 2. - С. 159-166.
13. Seiford L.M., Zhu J. Modelling undesirable factors in efficiency evaluation//European Journal of Operational Research. - 2002. - № 142. - Р. 16-20.
14. Fare R., Grosskopf S., Pasurka(Jr.) C.A. Accounting for air pollution emissions in measures of state manufacturing productivity growth // Journal of Regional Science. - 2001. - №.41. - Р. 381-409.
15. Kao C., Hwang S.N. Efficiency decomposition in two-stage data envelopment analysis: an application to non-life insurance companies in Taiwan // European Journal of Operational Research. - 2008. - № 185. - P. 418-429.
16. Liang L., Yang F., Cook W.D., Zhu J. DEA models for supply chain efficiency evaluation // Annals of Operations Research. - 2006. - № 145(1). - P. 35-49.
17. Charnes A., Cooper W.W., Rhodes E. Measuring the efficiency of decision making units // European Journal of Operational Research. - 1978. - № 2. - Р.429-444.
18. Ратнер С.В., Алмастян Н.А. Рыночные и административные методы управления негативным воздействием объектов электроэнергетики на окружающую среду // Экономический анализ: теория и практика. - 2015. - № 16. - С. 2-15.
19. Щербанин Ю.А. Транспорт и экономический рост: взаимосвязь и влияние // Евразийская экономическая интеграция. - 2011. - №3. - С.65-78.
20. Горшкова И.В., Клочков В.В. Проблемы управления развитием малой авиации и авиатранспорта малонаселенных регионов России // Региональная экономика: теория и практика. - 2014. - №47 (374). - С. 36-51.