КРИТЕРИАЛЬНО-УРОВНЕВОЕ ОЦЕНИВАНИЕ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В данной статье рассматриваются вопросы применения критериально-уровневой модели оценки учебных достижений учащихся по 10-балльной шкале, разработанной на основе новых принципов оценивания. Основными из них являются: планирование результатов обучения, оценка компетентности ученика как динамично развивающейся личности, продвижение ученика из более низкого уровня развития на более высокий с помощью объективности оценки его достижений, осуществление учащимися самоконтроля и самооценки собственных действий. Показано использование конкретных критериев при оценке учебных достижений учащихся по русскому языку и литературе в 7-ом классе. Критерии предметных оценочных таблиц составлены на основе требований к знаниям, умениям и навыкам учащихся согласно учебной программе по русскому языку и литературе. Разработанные критерии оценивания стимулируют учащихся проводить самоанализ, самооценку своих успехов и неудач.

Ключевые слова:
оценка учебных достижений учащихся, предметная оценочная таблица, критерии оценивания, 10-балльная оценка, критериально-уровневая система оценивания
Текст

Измерение и оценка достижений учащихся в обучении требуют точного определения, что подлежит измерению, нуждается в серьезной разработке критериев, показателей, а также инструментов измерения. В соответствии с требованиями компетентностного подхода система диагностики, контроля и проверки учебных достижений учащихся сегодня предполагает выявление критериев качества образования, среди которых в качестве основного следует назвать умение применять полученные знания в процессе практической деятельности.

Рассматривая ключевые компетенции учащихся в контексте обучения русскому языку и литературе, языковой подготовленности учащихся, необходимо отметить, что механизм формирования компетенций, конечно, существенно отличается от механизма формирования академических знаний. Традиционно полученные знания больше предназначены для воспроизведения, а компетенциям ученика обучить вряд ли возможно. Компетентным ученик будет тогда, когда сам, путем самостоятельного поиска учебной информации, на основе ранее приобретенных знаний сможет осуществить предметнопрактическую деятельность, направленную на исправление собственных ошибок. При этом учитель является главным консультантом, направляющим действия ученика на получение запланированных ожидаемых результатов, что способствует приобретению учеником конкретных компетенций.

Список литературы

1. Баранов С.П. Сущность процесса обучения. - М.: Просвещение, 1981. - 143 с.

2. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2003 (и последующие годы издания).

3. Калдыбаев С.К. Педагогические измерения: становление и развитие. - Бишкек, 2008. - С. 122, 98-100.

4. Калдыбаев C.К., Мамытов А.М., Иптаров С.И. Основы педагогического оценивания: учеб. пособие по подготовке бакалавров (направление «Педагогическое образование»). = Бишкек, KIRland, 2014. - С. 48-49, 98-100.

5. Коровин В.Я. Литература: 7 класс: учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. - М.: Просвещение, 2008.

6. Леонтьев А.Н. Психологические вопросы сознательности учения // Деятельность, сознание, личность. - М., 1975. - С. 235-302.

7. Материалы сайта podelise.ru (дата обращения 10.02.2011).

8. Предметный стандарт по предмету «Русский язык» (для школ с русским языком обучения) для 5-9-х классов (утвержден Приказом МОиН КР №956/2 от 08.09.2015). - Бишкек, 2015.

9. Рамочный национальный куррикулум среднего общего образования Кыргызской Республики (утвержден Приказом Министерства образования и науки КР №1114/1 от 21.12.2009). - Бишкек, 2010. - 66 с.

Войти или Создать
* Забыли пароль?