Проблематика развития творческих качеств субъектов образовательной деятельности: категориальные особенности понятий «социокультурное пространство» и «социокультурная среда»
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматривается проблематика развития творческих качеств у субъектов образовательной деятельности в контексте стратегической задачи инновационного и социально устойчивого становления российского общества. Обосновывается, что социокультурное образовательное пространство и социокультурная образовательная среда – это результат сотворчества педагога и обучающегося на событийном уровне рассмотрения творческой деятельности. Делается вывод о том, что рассматриваемые понятия различают только коннотации. Эксплицируется понятие социокультурной образовательной среды в его микро-, макро-, мегауровневой структурной представленности. В связи с этим понятие «социокультурное образовательное пространство» акцентирует внимание при осуществлении моделирования на устоявшихся распределённо-временнх проявлениях элементов культуры, включая все сложнейшие процессы генезиса, распространения, порядка расположения и функционирования. Понятие же «социокультурная образовательная среда» – на изменчивых явлениях, прежде всего межличностных взаимосвязях, ситуативных особенностях образовательной деятельности на основе отношений открытости, нелинейности, иерархичности.

Ключевые слова:
социокультурное образовательное пространство, социокультурная образовательная среда, творчество, сотворчество, инновация, педагог, обучающийся
Текст

Задача развития творческого потенциала общества в рамках системы образования обусловлена не только и даже не столько фигурой обучающегося, что чаще всего становится ракурсом внимания гуманитарных исследований, сколько педагога. Существенное изменение профессионально-личностных качеств педагога, его творческого потенциала является в современных условиях развития страны, возможно, первостепенной задачей, главным фактором реализуемости возлагаемых на образование надежд. Ведь творческие качества обучающегося в учебном заведении формируются, прежде всего, в результате сотворчества с педагогом. Нетворческий педагог не способен сформировать творческие качества обучающегося, организовать и реализовать соответствующие условия его развития.

Творческий педагог также не является достаточным фактором развития творческих качеств индивида. Непреодолимые препятствия для этого может создавать, например, педагогическая система, частью которой он является. В связи с этим сложно не упомянуть практику реформирования образования, для которой свойственны кратно возросшая регламентированность образовательной деятельности, значительно увеличившаяся учебная нагрузка, бумаготворчество, а также многие дестабилизирующие социально-психологические факторы: существенное сокращение вузов, оптимизация сельских школ, переход к системе эффективного контракта с педагогическими работниками, усложнение системы оценки качества образования, привлечение работодателей к участию в управлении образованием, ужесточение требований к уровню квалификации и ее повышению, низкий уровень оплаты труда и др.

Список литературы

1. Барановская Л.А. Формирование социальной ответственности студента в социокультурном образовательном пространстве [Текст]: автореф. дис. … д-ра пед. наук / Л.А. Барановская. - Чита, 2012. - 42 с.

2. Батищев Г.С. Введение в диалектику творчества [Текст] / Г.С. Батищев. - СПб.: Изд-во РХГИ, 1997. - 464 с.

3. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь [Текст] / Б.М. Бим-Бад. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2008. - 528 с.

4. Боровская Е.Л. Средовой подход в воспитании как инструмент педагогического познания и использования среды в педагогическом процессе [Текст] / Е.Л. Боровская // Региональные ресурсы развития культурно-образовательной среды - ведущее условие самореализации личности: Сб. материалов межд. науч.-практ. конф. - Смоленск: СОИ-РО, 2011. - С. 75-81.

5. Буданов В.Г. Методология и принципы синергетики [Текст] / В.Г. Буданов // Філософія освіти. - 2006. - № 1. - С. 143-172.

6. Войенкова О.Б. Категориальное определение инновационного пространства [Текст] / О.Б. Войенкова, В.И. Лячин // Вестник СибГАУ. - 2015. - Т. 16. - № 4. - С. 1014-1021.

7. Дмитриева Т.Б. Психическое здоровье и национальная безопасность - вызовы XXI в. [Текст] / Т.Б. Дмитриева // Экология психического здоровья: взаимодействие образования, науки и практики в современной психиатрии: материалы всероссийской научно-практической конференции. Архангельск: ГБУЗ «АКПБ» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.talagi.ru/news_2.htm (дата обращения: 03.10.2014).

8. Евсикова Н.И. Влияние вариативной образовательной среды на эмоционально-личностное развитие учащегося в полном цикле школьного обучения [Текст]: автореф. дис. … канд. психол. наук / Н.И. Евсикова. - М., 2009. - 28 с.

9. Жданко Т.А. Образовательно-профессиональное пространство вуза как педагогическое условие формирования конкурентоспособности личности студента [Текст]: монография / Т.А. Жданко, О.Ф. Чупрова. - Иркутск: ИГЛУ, 2012. - 184 с.

10. Игнатова В.В. Педагогические факторы духовно-творческого становления личности в процессе социализации и условия их реализации [Текст]: автореф. дис. … д-ра пед. наук / В.В. Игнатова. - Красноярск, 2000. - 365 с.

11. Колокольникова З.У. Событийная организация образовательного процесса при подготовке педагогов [Текст] / З.У. Колокольникова, А.К. Лукина // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 5 [Электронный ресурс]. - URL: http://www.science-education.ru/ru/issue/view?id=119 (дата обращения: 23.01.2016).

12. Кочетков М.В. Целостное профессиональное саморазвитие преподавателя в сотворческой педагогической деятельности [Текст]: монография / М.В. Кочетков. - Красноярск: СибГТУ, 2013. - 288 с.

13. Крапивенский С.Э. Социальная философия [Текст]: учеб. пособие для вузов / С.Э. Крапивенский. - М.: Владос, 1998. - 416 с.

14. Кривых С.В. Соотношение понятий «среда» и «пространство» в социокультурном и образовательном аспектах [Текст] / С.В. Кривых // Известия Алтайского гос. университета. - 2010. - № 1-2. - С. 14-18.

15. Кулюткин Ю. Образовательная среда и развитие личности [Текст] / Ю. Кулюткин, С. Тарасов // Новые знания. - 2001. - № 1. - С. 6-7.

16. Мануйлов Ю.С. Средовой подход в воспитании [Текст]: автореф. дис.... д-ра пед. наук / Ю.С. Мануйлов. - М., 1997. - 193 c.

17. Ненахова Е.Н. Теоретико-методологические подходы к формированию социокультурного пространства образовательного учреждения [Текст] / Е.Н. Ненахова // Народное образование. - 2010. - № 128. - С. 172-180.

18. Новиков А.М. Педагогика: словарь системы основных понятий [Текст] / А.М. Новиков. - М.: ИЭТ, 2013. - 268 с.

19. Педагогический словарь [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.И. Загвязинского, А.Ф.Закировой. - М.: Академия, 2008. - 352 с.

20. Профессиональная педагогика [Текст]: учебник / Под ред. С.Я. Батышева, А.М. Новикова. - 3-е изд., перераб. - М.: Профессиональное образование, 2010. - 456 с.

21. Профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» [Текст] // Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 8 сентября 2015 г. № 608н. Зарегистрировано в Минюсте России 24 сентября 2015 г. № 38993.

22. Соловьев Г.Е. Специфика средового, событийного и ситуативного подходов в педагогике [Текст] / Г.Е. Соловьев // Средовой подход к обучению иностранным языкам по новым технологиям. - Ч. 2. - Ижевск, 2006. - С. 24-26.

23. Сулима И.И. Средовой подход как методология научно-педагогического исследования [Текст] / И.И. Сулима // Вестник высшей школы (Almar mater). - 2010. - № 7. - С. 36-39.

24. Творчество как принцип антропогенеза [Текст]; отв. ред. Н.И. Киященко. - М.: Гуманитарий ИФ РАН, 2006. - 480 с.

25. Томюк О.Н. The Understanding of Creativity and its Criterions in lassical and Non-Classical Philosophy [Текст] / О.Н. Томюк // Журнал Сибирского федерального университета. - 2014. - № 7. - Т. 7. - С. 1128-1136.

26. Усманов Б.Ф. Социальная инноватика [Текст]: учеб. пособие / Б.Ф. Усманов. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Социум, 2009. - 518 с.

27. Философия: Энциклопедический словарь [Текст]; под ред. А.А. Ивина. - М.: Гардарики, 2004. - 1072 с.

28. Флоренский П.А. Исследование по теории искусства. Статьи и исследования по истории и философии искусства и археологии [Текст] / П.А. Флоренский. - М.: Мысль, 2000. - 446 c.

29. Чернилевский Д.В. Креативная педагогика и психология [Текст]: учеб. пособие для вузов / Д.В. Чернилевский, А.В. Мороз. - М.: МГТА, 2001. - 301 c.

30. Шалаев И.К. Мотивационное программно-целевое управление: основы теории и экспертиза эффективности [Текст]: учеб. пособие / И.К. Шалаев. - Барнаул: БГТУ, 2004. - 318 с.

31. Шилова О.Н. Сущность и взаимосвязь понятий «информационно-образовательное пространство» и «информационно-образовательная среда» [Текст] / О.Н. Шилова // Интернет и современное общество: Труды XIII Всероссийской объединенной конференции. - СПб., 2010. - 264 с.

Войти или Создать
* Забыли пароль?