Рассматриваются теоретические и методологические проблемы мотивации и стимулирования трудовой деятельности: сущность понятий «мотив», «стимул», «мотивация», «стимулирование». Приводится определение сущности взаимодействующих и взаимообуславливающих процессов мотивации и стимулирования персонала организации и составляющих их элементов. Раскрывается сущность мотивационного ядра персонала организации, которое рассматривается как система стимулов и мотивов, являющихся двигателем трудовой деятельности в данный период жизни организации. Мотивационное ядро — это единство связанных между собой стимулов и мотивов. Мотивационное ядро характеризуется следующими признаками: наличием нескольких мотивов, одновременно воздействующих на человека в процессе труда; наличием стимулов, относящихся к различного рода ресурсам, находящимся в распоряжении системы управления; наличием последовательной, устойчивой причинно-следственной связи между мотивами и стимулами; устойчивостью мотивационного ядра; способностью мотивационного ядра к модернизации на основе смены приоритетов стимулов и мотивов; способностью к автономному снятию противоречий между мотивами, а также между мотивами и стимулами. Рассмотрим основные факторы, влияющие на формирование мотивационного ядра персонала организации. Обосновывается необходимость и формулируются важнейшие направления управления мотивационным ядром персонала организации. Управление мотивационным ядром позволяет определить приоритеты и связано с выстраиванием стимулов по степени их влияния на мотивы. При этом усиливают действия одних мотивов и снижают — других. Характеризуются факторы эффективности мотивации и стимулирования трудовой деятельности и мотивационного ядра персонала организации.
методология, мотив, стимул, мотивация и стимулирование трудовой деятельности, мотивационное ядро персонала организации, признаки мотивационного ядра, управление мотивационным ядром, эффективность мотивационного ядра.
Introduction
Nowadays companies and entities, having learnt to operate in the market conditions, have not finalized their systems of motivation and labour incentives.
Motivation and labour incentives should be considered as a system of two equivalent subsystems: motivation and incentives, closely interconnected, interrelated and interdependent. Each of these subsystems consists of elements. Motivation and incentives present a unity of two different processes, interaction of which creates the conditions required for workflows and obtaining deliverables. Within such an interpretation it is unacceptable to overestimate the role of one process and underestimate the other, not to mention exclude anу of them.
The concept of motivation and labour incentives
As professional literature contains different outlooks on the meaning of the terms «incentive», «stimulation», «motive», «motivation», their interconnection, interaction and the result of this interaction, let us consider this issue in detail.
The notion of incentive includes all financial, moral and psychological values (salary, bonuses, grants, participation in management, career planning, acknowledgements, awards, privileges, benefits, status etc.) available within the system of organization management and relevant for the personnel.
Provision of incentives covers the process of management influence which is external for the personnel, initiated by a certain manager or managerial body and based primarily on the subjective understanding of this impact by the management system, aimed at motives of employees. Incentives are provided by the administration of the organization.
1. Управление человеческими ресурсами: Энциклопедия / Под. ред. М. Пула, М. Уорнера. СПб.: Питер, 2002.
2. Управление персоналом: Энциклопедия / Под ред. проф. А.Я. Кибанова. М.: ИНФРА-М, 2009.
3. Кибанов А.Я., Баткаева И.А., Митрофанова Е.А., Ловчева М.В. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности: Учебник / Под ред. А.Я. Кибанова. М.: ИНФРА-М, 2009.
4. Лобачева А.С. Стимулирование трудовой активности молодых специалистов на предприятии // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. М., 2013. № 6(9).
5. Маймистов Д.И. Стимулирование персонала с помощью предоставления творческого отпуска // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. М., 2012. № 2.
6. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. М.: Дело, 2000. (Management / M.H. Mescon, M. Albert, F. Khedouri).
7. Митрофанова Е.А. Лекции по дисциплине «Мотивация и стимулирование трудовой деятельности» (часть 5) // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. М., 2013. № 3(6).
8. Митрофанова Е.А., Ловчева М.В. Лекции по дисциплине «Мотивация и стимулирование трудовой деятельности» (часть 8) // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. М., 2013. № 5(8).
9. Lucas H.C. Information system: Concepts for management N.Y.: Mc Grow Hill, 1982.
10. Maslov A.N. Theory of Human Motivation // Psychological Review 50 (1943).
11. Taylor F.W. Principles of Scientific management, N.Y. // F.W. Taylor. N.Y.: Dover Publications, 1997.