РЫНОЧНАЯ СТОИМОСТЬ БИЗНЕСА КАК ФАКТОР ЕГО ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье обосновывается ключевая роль рыночной стоимости бизнеса в формировании его инвестиционной привлекательности. Обобщаются факторы, определяющие величину рыночной стоимости бизнеса и его инвестиционной привлекательности. Раскрывается содержание концепции управления на основе стоимости бизнеса и ее связь с инвестиционной привлекательностью предприятия. В частности кратко представлена сущность и содержание процесса реструктуризации бизнеса как этап создания стоимости, цели реструктуризации российских предприятий с точки зрения представителей крупных российских и иностранных компаний, ведущих деятельность в России. Описаны подходы и методы оценки стоимости бизнеса с точки зрения Джея Фишмена, Шэннона Пратта, Клиффорда Гриффита , Кейта Уилсона, условия использования каждого метода. Внимание уделено показателю экономическая добавленная стоимость для характеристики изменения инвестиционной стоимости, стоимости бизнеса. В заключении подчеркивается, что процесс управления на основе стоимости включает разработку системы вознаграждения, связанную с изменением стоимости бизнеса и его инвестиционной привлекательности.

Ключевые слова:
инвестиционная привлекательность, стоимость бизнеса,управление на основе стоимости, реструктуризация, оценка стоимости,вознаграждение.
Текст

Какой бизнес привлекает инвестора? Конкурентоспособный, имеющий потенциал для расширения рынка сбыта, доходный, устойчивый и независимый в финансовом аспекте, стабильно развивающийся и наращивающий свою рыночную стоимость. Таким образом, для потенциальных инвесторов величина и динамика рыночной стоимости бизнеса является одним из важнейших показателей инвестиционной привлекательности предприятия.

Рыночная стоимость бизнеса — «…наиболее вероятная цена, по которой объект оценки может быть отчужден на дату оценки на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какиелибо чрезвычайные обстоятельства» [4].

К основным факторам, влияющим на стоимость бизнеса, относят: ликвидность бизнеса (спрос на данный вид бизнеса на рынке), его доходность, риски, связанные с данным бизнесом, интеллектуальный капитал компании, перспективы развития бизнеса, финансовое состояние  компании, диверсификацию производства, качество выпускаемой продукции, технологию производства, затраты на производство продукции, степень изношенности основных средств, ценовую политику, уровень управления, государственное регулирование [8, с. 20]. Перечисленные факторы определяют также и уровень инвестиционной привлекательности предприятия.

В 80-е гг. ХХ в. в США зародилась концепция управления бизнесом на основе стоимости (VBM — Value-Based Management). Повышение рыночной стоимости бизнеса, а, следовательно, и его инвестиционной привлекательности, становится основной целью финансового менеджмента предприятия. 

По мнению Т. Коупленда, Т. Коллера и Дж. Мурина, основными факторами, обусловившими доминирование данной цели, стали следующие предпосылки создания концепции управления на основе стоимости: 

1. Развитие в 1980-х гг. рынка корпоративного управления и контроля. Неспособность многих корпораций гибко реагировать на меняющуюся глобальную внешнюю среду (всплеск новых технологий, ужесточение конкуренции), распространение системы займов на выкуп компаний привело к активному развитию рынка слияний и поглощений.

Список литературы

1. Бочаров В.В., Самонова И.Н, Макарова В.А. Управление стоимостью бизнеса: Учеб. пособие. СПб.: СПбГУЭФ, 2009. 124 с.

2. Коупленд Т., Коллер Т., Муррин Дж. Стоимость компаний: оценка и управление. 3-е изд., перераб. и доп. / пер. с англ. М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2005. 576 с.

3. Мелай Е.А., Птачек А.О. Управление оборотными активами как фактор инвестиционной привлекательности предприятия: Сборник научных трудов SWorld. Вып. 3. Том 33. Одесса: КУПРИЕНКО С.В., 2013. ЦИТ: 313-0804. 94 с.

4. Приказ Минэкономразвития России от 20 июля 2007 г. № 255 «Об утверждении федерального стандарта оценки “Цель оценки и виды стоимости (ФСО № 2)”».

5. Стенли Соммерсби. Реструктуризация бизнеса: опыт и подходы российских компаний: URL http://www.djoen.ru/management/restrukturizaciya-biznesa-opyt-i-podxodyrossijskix-kompanij.html (дата обращения: 12.09.2012).

6. Фишмен Джей, Пратт Шэннон, Гриффит Клиффорд, Уилсон Кейт. Руководство по оценке стоимости бизнеса / Пер. с англ. Л.И. Лопатникова. М.: ЗАО «КВИНТО-КОНСАЛТИНГ», 2000. 388 с.

7. Шаралдаева И.А. Теоретические основы реструктуризации: Учеб. пособие. Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2005. 160 с.

8. Щербаков В.А., Щербакова Н.А. Оценка стоимости предприятия (бизнеса). М.: Омега-Л, 2006. 288 с.

9. John D. Martin, J. William Petty. Value Based Management. The Corporate Response to the Shareholder Revolution. Oxford University Press, 2000. 272 р.

Войти или Создать
* Забыли пароль?