FAIR MARKET VALUE ОF А BUSINESS АS А FACTOR ОF ITS INVESTMENT ATTRACTIVENESS
Abstract and keywords
Abstract (English):
Crucial importance of a business entity’s market value for its investment attractiveness is proved. Factors determining market value of a business entity and its attractiveness for investments are summarized. The main points of concept of value-based management and its impact on investment attractiveness are highlighted. In particular, the nature and contents of entity re-structuring process as an integral phase of value delivery are briefly considered, restructuring goals of national business entities are outlined from the standpoint of larger national and foreign companies operating in this country. Approaches and techniques of business valuation, proposed by Jay Fishman , Shannon Pratt, Clifford Griffith, Keith Wilson, as well as terms for use of each. Special attention is given to value added as an economic measure and contributor to both the investment value dynamics and business value. It is concluded that value-based management has to include the development of remuneration mechanism closely tied to changes in the value and investment attractiveness of a business entity.

Keywords:
investment attractiveness, business value, value-based management,re-structuring, valuation, reward.
Text

Какой бизнес привлекает инвестора? Конкурентоспособный, имеющий потенциал для расширения рынка сбыта, доходный, устойчивый и независимый в финансовом аспекте, стабильно развивающийся и наращивающий свою рыночную стоимость. Таким образом, для потенциальных инвесторов величина и динамика рыночной стоимости бизнеса является одним из важнейших показателей инвестиционной привлекательности предприятия.

Рыночная стоимость бизнеса — «…наиболее вероятная цена, по которой объект оценки может быть отчужден на дату оценки на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какиелибо чрезвычайные обстоятельства» [4].

К основным факторам, влияющим на стоимость бизнеса, относят: ликвидность бизнеса (спрос на данный вид бизнеса на рынке), его доходность, риски, связанные с данным бизнесом, интеллектуальный капитал компании, перспективы развития бизнеса, финансовое состояние  компании, диверсификацию производства, качество выпускаемой продукции, технологию производства, затраты на производство продукции, степень изношенности основных средств, ценовую политику, уровень управления, государственное регулирование [8, с. 20]. Перечисленные факторы определяют также и уровень инвестиционной привлекательности предприятия.

В 80-е гг. ХХ в. в США зародилась концепция управления бизнесом на основе стоимости (VBM — Value-Based Management). Повышение рыночной стоимости бизнеса, а, следовательно, и его инвестиционной привлекательности, становится основной целью финансового менеджмента предприятия. 

По мнению Т. Коупленда, Т. Коллера и Дж. Мурина, основными факторами, обусловившими доминирование данной цели, стали следующие предпосылки создания концепции управления на основе стоимости: 

1. Развитие в 1980-х гг. рынка корпоративного управления и контроля. Неспособность многих корпораций гибко реагировать на меняющуюся глобальную внешнюю среду (всплеск новых технологий, ужесточение конкуренции), распространение системы займов на выкуп компаний привело к активному развитию рынка слияний и поглощений.

References

1. Bocharov V.V., Samonova I.N, Makarova V.A. Upravlenie stoimost’yu biznesa [Value-based management]. St. Petersburg. SPbGUJeF Publ., 2009. 124 p.

2. Copeland T., Koller T., Murrine J. Valuation: Veasuring managing the value of companies. 3rd ed. New York, Wiley, 586 p. (Russ. ed.: Moscow, ZAO “Olympus-Business” Publ., 2005. 586 p.)

3. Melay E.A., Ptachek A.O. Management of current assets as a factor in the investment attractiveness of the enterprise. Sbornik nauchnyh trudov SWorld [Proc. of the SWorld]. Odessa: Kuprienko S.V. Publ., 2013, Vol. 33, no. 3, pp. 86-91.

4. Prikaz Minekonomrazvitiya Rossii «Ob utverzhdenii federal’nogo standarta otsenki “Tsel’ otsenki i vidy stoimosti (FSO N 2)» № 255 ot 20 iyulya 2007 g. [Order of Economic Development of Russia “On approval of the federal standard assessment” Purpose and value types (FSO N2 ) № 255 dated July 20, 2007]

5. Stenli Sommersbi. Restrukturizacija biznesa: opyt i podhody rossiyskikh kompaniy. [Business restructuring: the experiences and approaches of Russian companies]. Available at: http://www.djoen.ru/management/restrukturizaciya-biznesa-opyt-ipodxody-rossijskix-kompanij.html (accessed 12 September 2012).

6. Jay Fishman, Shannon Pratt, Clifford Griffith, Kate Wilson. Guide to business valuation. (Russ. ed.: Lopatnikov L.I. Rukovodstvo po otsenke stoimosti biznesa. Moscow, ZAO “Quint CONSULTING” Publ., 2000. 388p.)

7. Sharaldaeva I.A. Teoreticheskie osnovy restrukturizatsii [Theoretical foundations of restructuring]. Ulan-Ude, VSGTU Publ., 2005. 160 p.

8. Chsherbakov V.A., Chsherbakova N.A. Otsenka stoimosti predpriyatiya (biznesa). [Evaluation of a company (business)].M: Omega-L Publ., 2006 .288 p.

9. John D. Martin, J. William Petty. Value Based Management. The Corporate Response to the Shareholder Revolution. Oxford University Press, 2000. 272 p.

Login or Create
* Forgot password?