ЖЕНЩИНЫ-РУКОВОДИТЕЛИ В СИСТЕМЕ ВНУТРИВУЗОВСКОГО УПРАВЛЕНИЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье представлены актуальные проблемы внутривузовского менеджмента с учетом гендерного аспекта, изложенные в монографии С.Н. Макаровой «Женщины-руководители в системе внутривузовского управления».

Ключевые слова:
руководитель-женщина, управленческий потенциал, внутривузовское управление, гендерные особенности
Текст

Повышение профессионального статуса женщин в высших учебных заведениях приводит к необходимости: выявления гендерных аспектов внутривузовской управленческой деятельности, а также обоснования методов и разработки механизмов, влияющих на мотивацию и высокую степень реализации управленческого потенциала женщин в сфере высшего образования. Именно из этой позиции исходит автор монографии «Женщины-руководители в системе внутривузовского управления» [1], изданной в ИНФРА-М в 2017 г.

Проведенный мониторинг деятельности женщин, занимающих руководящие должности в высших учебных заведениях, стал основой для разработки моделей и механизмов формирования и развития их управленческого потенциала.

Научная новизна результатов исследования, представленных в монографии С.Н. Макаровой, заключается в разработке теоретико-методологических и прикладных основ управления процессами формирования, использования и развития управленческого потенциала женщин-руководителей в высших учебных заведениях на основе гендерного подхода.

По результатам исследования автором сделаны следующие выводы, которые могут представлять интерес для всех, кто занимается проблемами внутривузовского менеджмента: 

 

  1. Наблюдается усиление феминизации в системе высшего образования. С 2005 по 2015 гг. количество женщин из числа ППС государственных вузов возросло на 3,6% [2].
  2. В сфере высшего образования прослеживается вертикальная сегрегация по признаку пола, которая выражается в преобладании мужчин на высших управленческих должностях, т.е. там, где больше власти, влияния и выше заработная плата.
  3. Особенность представленности женщин в системе внутривузовского управления заключается в том, что они, занимая, как правило, вторые управленческие позиции в вузах (заместители деканов, заместители заведующих кафедрами и т.п.), берут на себя груз ответственности по управлению внутренней жизнью вуза. А это порой бывает так же сложно, как и управление внешними связями.
  4. Несмотря на то, что женщины пока занимают слабые позиции на высших управленческих должностях в вузах, доля женщин среди руководящих работников вузов имеет тенденцию к увеличению с течением времени. Прирост доли женщин за последние пятнадцать лет отмечался на всех внутривузовских управленческих должностях, причем наиболее был заметен на должностях деканов факультетов (на 18%). На должностях проректоров и директоров филиалов, а также заведующих кафедрами прирост доли женщин за этот период составил по 15%, на ректорских должностях – 8% [1, С. 4-5].
  5. Необходимым условием осуществления женщинами внутривузовской управленческой деятельности является наличие у них управленческого потенциала, который выступает как системное явление и представляет собой интегрированный показатель реализации управленческих способностей, обусловленный накопленными управленческими ресурсами (качествами и свойствами), степенью актуализации имеющихся управленческих возможностей (мотивов и способностей) и наличием управленческих резервов, создающих предпосылки для возможной реализации в будущем.
  6. Женский стиль руководства вполне соответствует современным условиям и востребован в условиях инноваций, социальной ориентации экономических реформ, человекоориентированности. Женщины с присущим им историческим статусом созидательниц добра, заботы и справедливости способны справиться с задачами участия в управлении достаточно эффективно. 
  7. Отечественной системой высшего образования и профессиональной подготовки практически не учитываются гендерные особенности. Традиционные образовательные и профессиональные учреждения в большинстве своем не прививают достаточных навыков, помогающих выстраивать карьеру и формировать управленческий потенциал, а тем более женщинам.
  8. Целесообразна гендерно-ориентированная стратегия управления вузом, состоящая из следующих элементов: введение обязательной гендерной экспертизы программ и проектов, разрабатываемых и реализуемых вузом по вопросам подготовки и повышения квалификации кадров, исследовательской и преподавательской деятельности; развитие гендерного мониторинга и ведение в вузах гендерной статистики, отслеживающей изменения в кадровом составе по возрасту, полу; разработка и принятие мер, направленных на повышение уровня представительства женщин в управленческой и административной структуре вуза; разработка и продвижение специализированных программ гендерного образования, ориентированных на разные целевые группы (административные кадры, преподаватели, студенты).

 

Ключевые научно-исследовательские положения о процессах формирования, реализации и развития управленческого потенциала женщин-руководителей в высших учебных заведениях изложены в ряде работ С.Н. Макаровой и С.Д. Резника [3-14].

Представляемая монография «Женщины-руководители в системе внутривузовского управления» стала частью научно-методического комплекса учебников и монографий «Менеджмент в высшей школе», охватывающего объекты и субъекты управления в современном вузе [15-25]. Реализация представленного научно-методического обеспечения деятельности всех вузовских структур в реальной практике внутривузовского менеджмента позволяет систему управления высшим учебным заведением поставить на современный профессиональный уровень.

Структурно монография состоит из четырех глав. Первая глава монографии раскрывает теоретическую сущность понятия «управленческий потенциал», определяет особенности и обосновывает возможности использования женского управленческого труда, выделяет исторический и гендерный аспекты представительства женщин в науке, а также гендерный аспект управления в сфере высшего образования. Во второй главе представлены результаты анализа профессиональной деятельности и карьерного роста женщин-руководителей, а также рассмотрены особенности процессов формирования и реализации управленческого потенциала женщин-руководителей в вузах. В третьей главе представлены разработанные модели, а также механизмы реализации системы формирования, использования и развития управленческого потенциала руководителей-женщин в вузах. В четвертой главе определены основные пути обеспечения гендерного равенства в социально-трудовой сфере, предложены механизмы ускорения адаптации и продвижения руководителей-женщин, выделены основные факторы и раскрыты стратегические приемы обеспечения личной конкурентоспособности руководителей-женщин.

Книга адресована специалистам, исследующим проблемы внутривузовского менеджмента, управленческому персоналу высших учебных заведений, а также представит интерес для магистрантов и аспирантов, обучающихся по направлению «Менеджмент».

Список литературы

1. Макарова С.Н. Женщины-руководители в системе внутривузовского управления. - М.: ИНФРА-М, 2017. - 178 с.

2. Труд и занятость в России. 2015: стат. сб. / Росстат.  M., 2015.  274 c. - С. 146.

3. Макарова С.Н. Женщины-руководители в системе внутривузовского управления: проблемный аспект // Вестник Воронежского государственного университета. Серия «Экономика и управление». - 2014. - № 1. - С. 85-89.

4. Резник С.Д., Макарова С.Н. Особенности профессиональной подготовки женщин к практической деятельности в сфере менеджмента и бизнеса: монография. - М.: ИНФРА-М, 2014. - 148 с.

5. Резник С.Д., Макарова С.Н. Гендерный менеджмент: женщины в управлении: учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 2009. - 416 с.

6. Резник С.Д., Макарова С.Н. Менеджмент: технологии профессионального продвижения женщин в менеджменте и бизнесе: учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2014. - 272 с.

7. Резник С.Д., Макарова С.Н. Женщина-руководитель: учиться управлять - со студенческой скамьи // Кадровик. - 2014. - № 2. - С. 106-113.

8. Резник С.Д., Макарова С.Н. Профессиональная и социальная подготовка молодежи к реальной жизни: стали ли студентки менеджерами? (опыт регионального вуза) // Экономическая наука современной России. - 2014. - № 3 (66). - С. 146-159.

9. Макарова С.Н. Подготовленность студенток-менеджеров к реальной практической деятельности в сфере бизнеса и управления // Проблемы современной экономики. - 2013. - № 4. - С. 377-382.

10. Макарова С.Н. Формирование и развитие лидерских качеств студенток-менеджеров для их активного продвижения в бизнесе и структурах управленческой деятельности: тактика поведения студенток в период обучения в вузе // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. - 2012. - № 28. - С. 415-421.

11. Макарова С.Н. Гендерные особенности профессиональной подготовки студентов к трудовой деятельности // Женщина в российском обществе. - 2011. - № 2. - С. 69-77.

12. Резник С.Д., Макарова С.Н. Гендерные особенности карьерного роста: женщины в менеджменте // ЭКО. - 2006. - № 3. - С. 124-136.

13. Резник С.Д. Основы личной конкурентоспособности менеджера: учебное пособие / С.Д. Резник, А.А. Сочилова. - М.: ИНФРА-М, 2014. - 224 с.

14. Резник С.Д. Формирование компетенций преподавательского и управленческого корпуса вузов России: опыт, проблемы, методическое обеспечение // Almamater (Вестник высшей школы). - 2010. - № 6. - С. 70-76.

15. Управление высшим учебным заведением: Учебник / Под ред. д-ра экон. наук, проф. С.Д. Резника и д-ра физ.-мат. наук В.М. Филиппова. - М.: ИНФРА-М, 2013.

16. Управление факультетом: Учебник / Под ред. д-ра экон. наук, проф. С.Д. Резника. - М.: ИНФРА-М, 2013.

17. Резник С.Д. Управление кафедрой: Учебник. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2016.

18. Резник С.Д., Вдовина О.А. Преподаватель вуза: технологии и организация деятельности: Учебник.- М.: ИНФРА-М, 2014.

19. Резник С.Д. Аспирант вуза: технологии научного творчества и педагогической деятельности: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2016.

20. Резник С.Д., Игошина И.А. Студент вуза: технологии обучения и профессиональной карьеры: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2015.

21. Резник С.Д., Сазыкина О.А., Фомин Г.Б. Управленческий потенциал высших учебных заведений России: оценка, опыт, перспективы. Монография. / Под общ. ред. д-ра. экон. наук, проф. С.Д. Резника. - М.: ИНФРА-М, 2014. - 288 с.

22. Резник С.Д., Сазыкина О.А., Фомин Г.Б. Ректоры России: система и механизмы профессионального становления: Монография / Под общ. ред. проф. С.Д. Резника. - М.: ИНФРА-М, 2013.

23. Резник С.Д., Сазыкина О.А., Шестернина О.И., Фомин Г.Б. Деканы России: социологический портрет, технологии и организация деятельности: Монография / Под общ. ред. проф. С.Д. Резника. - 2-е изд. - М.: ИНФРА-М, 2013.

24. Резник С.Д., Черниковская М.В. Организационная культура российского студенчества в условиях изменений социально-экономической среды: Монография. - М.: ИНФРА-М, 2015.

25. Резник С.Д., Сочилова А.А,, Коновалова Е.С. Конкурентоориетированность и конкурентоспособность студентов вузов России. Монография. - М.: ИНФРА-М, 2013.

Войти или Создать
* Забыли пароль?