MANAGER-WOMEN IN THE SYSTEM OF INTERUNIVERSITY MANAGEMENT
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article presents the current problems of interuniversity management from a gender perspective, set out in the monograph of S.N. Makarova "Women leaders in interuniversity management system".

Keywords:
head-woman, management capacity, Intrahigh management, gender-sensitive
Text

Повышение профессионального статуса женщин в высших учебных заведениях приводит к необходимости: выявления гендерных аспектов внутривузовской управленческой деятельности, а также обоснования методов и разработки механизмов, влияющих на мотивацию и высокую степень реализации управленческого потенциала женщин в сфере высшего образования. Именно из этой позиции исходит автор монографии «Женщины-руководители в системе внутривузовского управления» [1], изданной в ИНФРА-М в 2017 г.

Проведенный мониторинг деятельности женщин, занимающих руководящие должности в высших учебных заведениях, стал основой для разработки моделей и механизмов формирования и развития их управленческого потенциала.

Научная новизна результатов исследования, представленных в монографии С.Н. Макаровой, заключается в разработке теоретико-методологических и прикладных основ управления процессами формирования, использования и развития управленческого потенциала женщин-руководителей в высших учебных заведениях на основе гендерного подхода.

По результатам исследования автором сделаны следующие выводы, которые могут представлять интерес для всех, кто занимается проблемами внутривузовского менеджмента: 

 

  1. Наблюдается усиление феминизации в системе высшего образования. С 2005 по 2015 гг. количество женщин из числа ППС государственных вузов возросло на 3,6% [2].
  2. В сфере высшего образования прослеживается вертикальная сегрегация по признаку пола, которая выражается в преобладании мужчин на высших управленческих должностях, т.е. там, где больше власти, влияния и выше заработная плата.
  3. Особенность представленности женщин в системе внутривузовского управления заключается в том, что они, занимая, как правило, вторые управленческие позиции в вузах (заместители деканов, заместители заведующих кафедрами и т.п.), берут на себя груз ответственности по управлению внутренней жизнью вуза. А это порой бывает так же сложно, как и управление внешними связями.
  4. Несмотря на то, что женщины пока занимают слабые позиции на высших управленческих должностях в вузах, доля женщин среди руководящих работников вузов имеет тенденцию к увеличению с течением времени. Прирост доли женщин за последние пятнадцать лет отмечался на всех внутривузовских управленческих должностях, причем наиболее был заметен на должностях деканов факультетов (на 18%). На должностях проректоров и директоров филиалов, а также заведующих кафедрами прирост доли женщин за этот период составил по 15%, на ректорских должностях – 8% [1, С. 4-5].
  5. Необходимым условием осуществления женщинами внутривузовской управленческой деятельности является наличие у них управленческого потенциала, который выступает как системное явление и представляет собой интегрированный показатель реализации управленческих способностей, обусловленный накопленными управленческими ресурсами (качествами и свойствами), степенью актуализации имеющихся управленческих возможностей (мотивов и способностей) и наличием управленческих резервов, создающих предпосылки для возможной реализации в будущем.
  6. Женский стиль руководства вполне соответствует современным условиям и востребован в условиях инноваций, социальной ориентации экономических реформ, человекоориентированности. Женщины с присущим им историческим статусом созидательниц добра, заботы и справедливости способны справиться с задачами участия в управлении достаточно эффективно. 
  7. Отечественной системой высшего образования и профессиональной подготовки практически не учитываются гендерные особенности. Традиционные образовательные и профессиональные учреждения в большинстве своем не прививают достаточных навыков, помогающих выстраивать карьеру и формировать управленческий потенциал, а тем более женщинам.
  8. Целесообразна гендерно-ориентированная стратегия управления вузом, состоящая из следующих элементов: введение обязательной гендерной экспертизы программ и проектов, разрабатываемых и реализуемых вузом по вопросам подготовки и повышения квалификации кадров, исследовательской и преподавательской деятельности; развитие гендерного мониторинга и ведение в вузах гендерной статистики, отслеживающей изменения в кадровом составе по возрасту, полу; разработка и принятие мер, направленных на повышение уровня представительства женщин в управленческой и административной структуре вуза; разработка и продвижение специализированных программ гендерного образования, ориентированных на разные целевые группы (административные кадры, преподаватели, студенты).

 

Ключевые научно-исследовательские положения о процессах формирования, реализации и развития управленческого потенциала женщин-руководителей в высших учебных заведениях изложены в ряде работ С.Н. Макаровой и С.Д. Резника [3-14].

Представляемая монография «Женщины-руководители в системе внутривузовского управления» стала частью научно-методического комплекса учебников и монографий «Менеджмент в высшей школе», охватывающего объекты и субъекты управления в современном вузе [15-25]. Реализация представленного научно-методического обеспечения деятельности всех вузовских структур в реальной практике внутривузовского менеджмента позволяет систему управления высшим учебным заведением поставить на современный профессиональный уровень.

Структурно монография состоит из четырех глав. Первая глава монографии раскрывает теоретическую сущность понятия «управленческий потенциал», определяет особенности и обосновывает возможности использования женского управленческого труда, выделяет исторический и гендерный аспекты представительства женщин в науке, а также гендерный аспект управления в сфере высшего образования. Во второй главе представлены результаты анализа профессиональной деятельности и карьерного роста женщин-руководителей, а также рассмотрены особенности процессов формирования и реализации управленческого потенциала женщин-руководителей в вузах. В третьей главе представлены разработанные модели, а также механизмы реализации системы формирования, использования и развития управленческого потенциала руководителей-женщин в вузах. В четвертой главе определены основные пути обеспечения гендерного равенства в социально-трудовой сфере, предложены механизмы ускорения адаптации и продвижения руководителей-женщин, выделены основные факторы и раскрыты стратегические приемы обеспечения личной конкурентоспособности руководителей-женщин.

Книга адресована специалистам, исследующим проблемы внутривузовского менеджмента, управленческому персоналу высших учебных заведений, а также представит интерес для магистрантов и аспирантов, обучающихся по направлению «Менеджмент».

References

1. Makarova S.N. Zhenshchiny-rukovoditeli v sisteme vnutrivuzovskogo upravleniya. - M.: INFRA-M, 2017. - 178 s.

2. Trud i zanyatost´ v Rossii. 2015: stat. sb. / Rosstat.  M., 2015.  274 c. - S. 146.

3. Makarova S.N. Zhenshchiny-rukovoditeli v sisteme vnutrivuzovskogo upravleniya: problemnyy aspekt. Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya «Ekonomika i upravlenie». - 2014. - № 1. - S. 85-89.

4. Reznik S.D., Makarova S.N. Osobennosti professional´noy podgotovki zhenshchin k prakticheskoy deyatel´nosti v sfere menedzhmenta i biznesa: monografiya. - M.: INFRA-M, 2014. - 148 s.

5. Reznik S.D., Makarova S.N. Gendernyy menedzhment: zhenshchiny v upravlenii: uchebnoe posobie. - M.: Finansy i statistika, 2009. - 416 s.

6. Reznik S.D., Makarova S.N. Menedzhment: tekhnologii professional´nogo prodvizheniya zhenshchin v menedzhmente i biznese: uchebnoe posobie. - M.: INFRA-M, 2014. - 272 s.

7. Reznik S.D., Makarova S.N. Zhenshchina-rukovoditel´: uchit´sya upravlyat´ - so studencheskoy skam´i. Kadrovik. - 2014. - № 2. - S. 106-113.

8. Reznik S.D., Makarova S.N. Professional´naya i sotsial´naya podgotovka molodezhi k real´noy zhizni: stali li studentki menedzherami? (opyt regional´nogo vuza). Ekonomicheskaya nauka sovremennoy Rossii. - 2014. - № 3 (66). - S. 146-159.

9. Makarova S.N. Podgotovlennost´ studentok-menedzherov k real´noy prakticheskoy deyatel´nosti v sfere biznesa i upravleniya. Problemy sovremennoy ekonomiki. - 2013. - № 4. - S. 377-382.

10. Makarova S.N. Formirovanie i razvitie liderskikh kachestv studentok-menedzherov dlya ikh aktivnogo prodvizheniya v biznese i strukturakh upravlencheskoy deyatel´nosti: taktika povedeniya studentok v period obucheniya v vuze. Izvestiya PGPU im. V.G. Belinskogo. - 2012. - № 28. - S. 415-421.

11. Makarova S.N. Gendernye osobennosti professional´noy podgotovki studentov k trudovoy deyatel´nosti. Zhenshchina v rossiyskom obshchestve. - 2011. - № 2. - S. 69-77.

12. Reznik S.D., Makarova S.N. Gendernye osobennosti kar´ernogo rosta: zhenshchiny v menedzhmente. EKO. - 2006. - № 3. - S. 124-136.

13. Reznik S.D. Osnovy lichnoy konkurentosposobnosti menedzhera: uchebnoe posobie / S.D. Reznik, A.A. Sochilova. - M.: INFRA-M, 2014. - 224 s.

14. Reznik S.D. Formirovanie kompetentsiy prepodavatel´skogo i upravlencheskogo korpusa vuzov Rossii: opyt, problemy, metodicheskoe obespechenie. Almamater (Vestnik vysshey shkoly). - 2010. - № 6. - S. 70-76.

15. Upravlenie vysshim uchebnym zavedeniem: Uchebnik / Pod red. d-ra ekon. nauk, prof. S.D. Reznika i d-ra fiz.-mat. nauk V.M. Filippova. - M.: INFRA-M, 2013.

16. Upravlenie fakul´tetom: Uchebnik / Pod red. d-ra ekon. nauk, prof. S.D. Reznika. - M.: INFRA-M, 2013.

17. Reznik S.D. Upravlenie kafedroy: Uchebnik. - 4-e izd., pererab. i dop. - M.: INFRA-M, 2016.

18. Reznik S.D., Vdovina O.A. Prepodavatel´ vuza: tekhnologii i organizatsiya deyatel´nosti: Uchebnik.- M.: INFRA-M, 2014.

19. Reznik S.D. Aspirant vuza: tekhnologii nauchnogo tvorchestva i pedagogicheskoy deyatel´nosti: Uchebnik. - M.: INFRA-M, 2016.

20. Reznik S.D., Igoshina I.A. Student vuza: tekhnologii obucheniya i professional´noy kar´ery: Uchebnik. - M.: INFRA-M, 2015.

21. Reznik S.D., Sazykina O.A., Fomin G.B. Upravlencheskiy potentsial vysshikh uchebnykh zavedeniy Rossii: otsenka, opyt, perspektivy. Monografiya. / Pod obshch. red. d-ra. ekon. nauk, prof. S.D. Reznika. - M.: INFRA-M, 2014. - 288 s.

22. Reznik S.D., Sazykina O.A., Fomin G.B. Rektory Rossii: sistema i mekhanizmy professional´nogo stanovleniya: Monografiya / Pod obshch. red. prof. S.D. Reznika. - M.: INFRA-M, 2013.

23. Reznik S.D., Sazykina O.A., Shesternina O.I., Fomin G.B. Dekany Rossii: sotsiologicheskiy portret, tekhnologii i organizatsiya deyatel´nosti: Monografiya / Pod obshch. red. prof. S.D. Reznika. - 2-e izd. - M.: INFRA-M, 2013.

24. Reznik S.D., Chernikovskaya M.V. Organizatsionnaya kul´tura rossiyskogo studenchestva v usloviyakh izmeneniy sotsial´no-ekonomicheskoy sredy: Monografiya. - M.: INFRA-M, 2015.

25. Reznik S.D., Sochilova A.A,, Konovalova E.S. Konkurentoorietirovannost´ i konkurentosposobnost´ studentov vuzov Rossii. Monografiya. - M.: INFRA-M, 2013.

Login or Create
* Forgot password?