СРЕДСТВА И СПОСОБЫ ОБУЧЕНИЮ ПСИХОФИЗИОЛОГИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УПРАВЛЕНИИ ПЕРСОНАЛОМ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье обобщены основные выводы и положения учебного пособия д.м.н. профессора Е.В. Суховой «Психофизиология профессиональной деятельности: умственный труд» для студентов направления подготовки «Управление персоналом».

Ключевые слова:
психология профессиональной деятельности, физиология профессиональной деятельности, психофизиологический анализ профессиональной деятельности, управление работоспособностью, управление персоналом
Текст

Учебное пособие «Психофизиология профессиональной деятельности» д.м.н., профессора Е.В.Суховой, ставшее итогом многолетней работы автора [3-12], разработано по дисциплине «Психофизиология профессиональной деятельности» для студентов направления подготовки «Управление персоналом». Специалист по управлению персоналом должен уметь проводить психофизиологический анализ профессиональной деятельности, который подразумевает изучение психологической составляющей трудовой деятельности и ее физиологическое обеспечение.

Целью изучения дисциплины «Психофизиология профессиональной деятельности» для обучающихся по специальности «Управление персоналом» является формирование представления о результатах влияния психики на физиологическое состояние работника в ходе трудовой деятельности и о возможностях управления работоспособностью. В процессе изучения дисциплины «Психофизиология профессиональной деятельности» решаются следующие задачи:

  1. Познакомить с психофизиологическим аспектом профессионализации профессионала;
  2. Усвоить психофизиологические механизмы, обеспечивающие умственную деятельность;
  3. Познакомить с физиологическими и психологическими показателями нормального, предпатологического (предболезненного) и патологического (болезненного) состояниями организма человека в ходе трудовой деятельности;
  4. Освоить способы управления работоспособностью в ходе трудовой деятельности;
  5. Освоить основные пути повышения работоспособности с учетом индивидуальных особенностей работников и специфики трудовой деятельности.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование таких компетенций управленцев: владение навыками самоуправления и самостоятельного обучения и готовностью транслировать их своим коллегам, обеспечивать предупреждение и профилактику личной профессиональной деформации и профессионального выгорания.

При написании данного учебного пособия автор исходил из того, что организм человека является единым целым, функционирование тела зависит от психической деятельности. Хорошее настроение человека может повысить его работоспособность, вызвать трудовой порыв и энтузиазм, напротив, угнетенное состояние психики приводит к низким трудовым показателям, плохим результатам. Особенно тесно данная связь проявляется в умственном труде. В плохом настроении работнику трудно сосредоточиться, его внимание рассеяно, он не может вспомнить необходимую информацию, допускает ошибки в работе. При некоторых профессиях ошибки могут иметь фатальные последствия (хирург при полостной операции). Умственный труд имеет много специфических особенностей. Для повышения его эффективности необходимо иметь информацию об основах функционирования головного мозга, рефлексах условных и безусловных, памяти как основе умственной деятельности. Автор в учебном пособии на примере рассказывает о том, как можно использовать с пользой для себя принцип рефлекса- стимул- реакция:..этим эффективно умеют пользоваться девушки, например, при организации романтического ужина. Девушка, имеющая представление о выработке условного рефлекса зажигает свечу с ароматом ванили, надевает синее платье, наносит капельку духов, включает музыку Вивальди, подает вкусный ужин, использует телесное прикосновение - незаметно касается кисти, ладони, колена ….. Затем на очередном свидании настроение у молодого человека очень плохое, он всем недоволен, раздражен, и тогда девушка … (Далее автор на примере показывает, как можно использовать принцип рефлекса в повседневной жизни) [13].

При умственном труде велико значение памяти. Поэтому специалистам по управлению персоналом и офисным работникам важно знать, какие принципы работы головного мозга могут помочь им в научном подходе к составлению опорных материалов, например, при подготовке доклада или презентации. Об этом идет речь во второй главе. Более подробное научное обоснование необходимости эмоционального подкрепления умственного труда представлено в третьей главе данного учебного пособия. И этим приемом могут и должны пользоваться не только менеджеры по персоналу, но и руководители любого уровня.

Нередко работа сопровождается стрессом, который снижает эффективность умственной деятельности. В таких случаях, специалисту по управлению персоналом или любому руководителю полезно знать о приеме трансфера.

Некоторые сотрудники могут манипулировать поведением руководителей, например: начальник ругает секретаршу за невыполненное поручение, у той развивается приступ удушья, требующий применения ингаляторов и вызова «скорой помощи». В следующий раз начальник при выдаче задания своей секретарше хорошо думал, не лучше ли его сделать самому. На этом примере автор обосновывает единство человеческого организма, влияние психического состояния на телесное состояние. Или другой пример. В качестве рекомендации представлено то, что нельзя говорить и думать о себе в уничижительном тоне, ругать себя за свои качества (оценивать и анализировать надо поступки, но не объяснять поступки своими качествами)». Существуют и другие рекомендации, они описаны в пятой главе учебного пособия.

Динамику работоспособности, а также естественные биологические ритмы также следует принимать во внимание при планировании графика работы. В условиях напряженного внимания с высокой затратой энергии и неадекватной функцией головного мозга умственная работа становится причиной глубоких нарушений обменных процессов и приводит к переутомлению и хронической усталости. Человеческий организм реагирует снижением энергетических трат за счет снижения производства энергии. На фоне переутомления это приводит к кислородному голоданию всех функциональных систем. Привычная работа становится трудно выполнимой, снижается эффективность труда. Человек как работник становится менее конкурентоспособным. Стоимость его индивидуального человеческого капитала снижается. А инвестированием в капитал была многолетняя учеба, деньги и усилия. Здоровье также является важной составляющей человеческого капитала, фактором конкурентоспособности специалиста. Стоимость человеческого капитала специалиста может повышаться при поддержании здоровья, а может понижаться. Важно осмысленное выполнение здоровьесберегающих рекомендаций, мотивацией к исполнению которых является инвестирование в собственный человеческий капитал.

Специалистам по управлению персоналом необходимо ориентироваться в особенностях функционирования организма человека в ходе трудовой деятельности, в динамике работоспособности, в способах предупреждения тех патологических (болезненных) состояний, которые могут развиться в процессе трудовой деятельности и хорошо знать способы повышения эффективности трудовой деятельности, зависящие от физиологического состояния организма и состояния психики. Специалист по управлению персоналом должен уметь своевременно выявлять у работников признаки утомления и переутомления для оптимальной организации трудового процесса, первые проявления стресса, знать негативные факторы, связанные с трудовой деятельностью и меры предупреждения развития патологических состояний, основные мероприятия по здоровьесбережению сотрудников.

В учебном пособии по психофизиологии профессиональной деятельности представлена информация по общим закономерностям работы головного мозга, памяти, психофизиологии стресса и способам управления стрессом, динамике работоспособности, здоровому питанию и заболеваниям, актуальным для офисных работников, даны конкретные рекомендации по поддержанию здоровья работников умственного труда.

Представленная информация изложена простым языком, необходимые медицинские термины подробно разъяснены. В приложении представлены результаты изучения выполнения психофизиологических рекомендаций по управлению здоровьесбережением студентов и офисных работников. Невыполнение рекомендаций по сохранению здоровья объясняется отсутствием необходимой информации по психофизиологическим особенностям умственного труда.

В приложении представлены результаты изучения способов выхода из стресса современных студентов и офисных работников, соблюдения ими рекомендаций по здоровьесбережению, повышению работоспособности, по здоровому питанию с комментариями.

Список литературы

1. СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы».

2. СанПиН 2.2.4.548 96 «Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений».

3. Сухова Е.В., Сухов В.М. Боль в спине. Медико- социальные и экономические аспекты заболеваний и их профилактика: Сб. науч. тр./ Отв. ред. Е.В. Сухова. - Самара: Изд-во Самар.гос. экон.ун-та, 2006. - С. 90-97.

4. Сухова Е.В. Медико-психологическая реабилитация больных хроническими заболеваниями легких. Диссертация доктора медицинских наук. Самара, ФГБОУ ВПО «Самарский государственный медицинский университет, 2006.

5. Сухова Е.В. Психология и безопасность. Стать победителем стресса. Москва: Изд-во «Русский журнал» «ОБЖ. Основы безопасности жизни» № 7.2007. с. 48-52.

6. Сухова Е.В. Секреты здоровья и долголетия. Профилактика близорукости. Москва: Изд-во «Русский журнал» «ОБЖ. Основы безопасности жизни» № 9. 2007. - С. 61-64.

7. Сухова Е.В. Правила психологической безопасности. Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Трансформационные процессы современного общества». - Тольятти. - 4 декабря 2007. Тольятти. - 4 декабря 2007. - С. 182-183.

8. Сухова Е.В. Профилактика сколиоза у школьников. Москва: Изд-во «Русский журнал» «ОБЖ. Основы безопасности жизни». - № 1. - 2008. - С 52-58.

9. Сухова Е.В. Факторы риска труда экономистов и финансовых работников. Сборник научных трудов к 80-летию СГЭУ (часть 1) «Научные исследования Самарского государственного экономического университета: итоги и перспективы, 2011 г. - С. 250-256.

10. Сухова Е.В. Воздействие компьютера на здоровье студентов Самарского государственного экономического университета (СГЭУ). Валеология. Научно- практический журнал. Ростов- Дон. № 3 , 2013. - С. 7-13

11. Сухова Е.В. Проблемы со «здоровым» питанием у современных студентов. Международная научно- практическая конференция «Психология и педагогика в 21 веке. Очерки наученного развития». Москва. 19-20 сентября 2014 г. C.45-50.

12. Сухова Е.В. От больного студента к проблемному специалисту. Материалы 13 международной конференции «Проблемы развития предприятий - теория и практика». Самара, ноябрь 2014. - с. 326-328.

13. Сухова Е.В. Психофизиология профессиональной деятельности: умственный труд: учебное пособие. - М.: Инфра-М, 2017.

Войти или Создать
* Забыли пароль?