MEANS AND METHODS OF TRAINING THE PSYCHOPHYSIOLOGY OF PROFESSIONAL WORK IN PERSONNEL MANAGEMENT
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article summarizes the main findings of the manual of the Doctor of Medical Sciences, Professor E.V. Sukhova "Psychophysiology of professional activity: mental work" for students of the area of expertise, for the direction of training "Human Resource Management"

Keywords:
psychology of professional activity, physiology of professional activities, psycho-physiological analysis of professional activity, efficiency management, human resources management
Text

Учебное пособие «Психофизиология профессиональной деятельности» д.м.н., профессора Е.В.Суховой, ставшее итогом многолетней работы автора [3-12], разработано по дисциплине «Психофизиология профессиональной деятельности» для студентов направления подготовки «Управление персоналом». Специалист по управлению персоналом должен уметь проводить психофизиологический анализ профессиональной деятельности, который подразумевает изучение психологической составляющей трудовой деятельности и ее физиологическое обеспечение.

Целью изучения дисциплины «Психофизиология профессиональной деятельности» для обучающихся по специальности «Управление персоналом» является формирование представления о результатах влияния психики на физиологическое состояние работника в ходе трудовой деятельности и о возможностях управления работоспособностью. В процессе изучения дисциплины «Психофизиология профессиональной деятельности» решаются следующие задачи:

  1. Познакомить с психофизиологическим аспектом профессионализации профессионала;
  2. Усвоить психофизиологические механизмы, обеспечивающие умственную деятельность;
  3. Познакомить с физиологическими и психологическими показателями нормального, предпатологического (предболезненного) и патологического (болезненного) состояниями организма человека в ходе трудовой деятельности;
  4. Освоить способы управления работоспособностью в ходе трудовой деятельности;
  5. Освоить основные пути повышения работоспособности с учетом индивидуальных особенностей работников и специфики трудовой деятельности.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование таких компетенций управленцев: владение навыками самоуправления и самостоятельного обучения и готовностью транслировать их своим коллегам, обеспечивать предупреждение и профилактику личной профессиональной деформации и профессионального выгорания.

При написании данного учебного пособия автор исходил из того, что организм человека является единым целым, функционирование тела зависит от психической деятельности. Хорошее настроение человека может повысить его работоспособность, вызвать трудовой порыв и энтузиазм, напротив, угнетенное состояние психики приводит к низким трудовым показателям, плохим результатам. Особенно тесно данная связь проявляется в умственном труде. В плохом настроении работнику трудно сосредоточиться, его внимание рассеяно, он не может вспомнить необходимую информацию, допускает ошибки в работе. При некоторых профессиях ошибки могут иметь фатальные последствия (хирург при полостной операции). Умственный труд имеет много специфических особенностей. Для повышения его эффективности необходимо иметь информацию об основах функционирования головного мозга, рефлексах условных и безусловных, памяти как основе умственной деятельности. Автор в учебном пособии на примере рассказывает о том, как можно использовать с пользой для себя принцип рефлекса- стимул- реакция:..этим эффективно умеют пользоваться девушки, например, при организации романтического ужина. Девушка, имеющая представление о выработке условного рефлекса зажигает свечу с ароматом ванили, надевает синее платье, наносит капельку духов, включает музыку Вивальди, подает вкусный ужин, использует телесное прикосновение - незаметно касается кисти, ладони, колена ….. Затем на очередном свидании настроение у молодого человека очень плохое, он всем недоволен, раздражен, и тогда девушка … (Далее автор на примере показывает, как можно использовать принцип рефлекса в повседневной жизни) [13].

При умственном труде велико значение памяти. Поэтому специалистам по управлению персоналом и офисным работникам важно знать, какие принципы работы головного мозга могут помочь им в научном подходе к составлению опорных материалов, например, при подготовке доклада или презентации. Об этом идет речь во второй главе. Более подробное научное обоснование необходимости эмоционального подкрепления умственного труда представлено в третьей главе данного учебного пособия. И этим приемом могут и должны пользоваться не только менеджеры по персоналу, но и руководители любого уровня.

Нередко работа сопровождается стрессом, который снижает эффективность умственной деятельности. В таких случаях, специалисту по управлению персоналом или любому руководителю полезно знать о приеме трансфера.

Некоторые сотрудники могут манипулировать поведением руководителей, например: начальник ругает секретаршу за невыполненное поручение, у той развивается приступ удушья, требующий применения ингаляторов и вызова «скорой помощи». В следующий раз начальник при выдаче задания своей секретарше хорошо думал, не лучше ли его сделать самому. На этом примере автор обосновывает единство человеческого организма, влияние психического состояния на телесное состояние. Или другой пример. В качестве рекомендации представлено то, что нельзя говорить и думать о себе в уничижительном тоне, ругать себя за свои качества (оценивать и анализировать надо поступки, но не объяснять поступки своими качествами)». Существуют и другие рекомендации, они описаны в пятой главе учебного пособия.

Динамику работоспособности, а также естественные биологические ритмы также следует принимать во внимание при планировании графика работы. В условиях напряженного внимания с высокой затратой энергии и неадекватной функцией головного мозга умственная работа становится причиной глубоких нарушений обменных процессов и приводит к переутомлению и хронической усталости. Человеческий организм реагирует снижением энергетических трат за счет снижения производства энергии. На фоне переутомления это приводит к кислородному голоданию всех функциональных систем. Привычная работа становится трудно выполнимой, снижается эффективность труда. Человек как работник становится менее конкурентоспособным. Стоимость его индивидуального человеческого капитала снижается. А инвестированием в капитал была многолетняя учеба, деньги и усилия. Здоровье также является важной составляющей человеческого капитала, фактором конкурентоспособности специалиста. Стоимость человеческого капитала специалиста может повышаться при поддержании здоровья, а может понижаться. Важно осмысленное выполнение здоровьесберегающих рекомендаций, мотивацией к исполнению которых является инвестирование в собственный человеческий капитал.

Специалистам по управлению персоналом необходимо ориентироваться в особенностях функционирования организма человека в ходе трудовой деятельности, в динамике работоспособности, в способах предупреждения тех патологических (болезненных) состояний, которые могут развиться в процессе трудовой деятельности и хорошо знать способы повышения эффективности трудовой деятельности, зависящие от физиологического состояния организма и состояния психики. Специалист по управлению персоналом должен уметь своевременно выявлять у работников признаки утомления и переутомления для оптимальной организации трудового процесса, первые проявления стресса, знать негативные факторы, связанные с трудовой деятельностью и меры предупреждения развития патологических состояний, основные мероприятия по здоровьесбережению сотрудников.

В учебном пособии по психофизиологии профессиональной деятельности представлена информация по общим закономерностям работы головного мозга, памяти, психофизиологии стресса и способам управления стрессом, динамике работоспособности, здоровому питанию и заболеваниям, актуальным для офисных работников, даны конкретные рекомендации по поддержанию здоровья работников умственного труда.

Представленная информация изложена простым языком, необходимые медицинские термины подробно разъяснены. В приложении представлены результаты изучения выполнения психофизиологических рекомендаций по управлению здоровьесбережением студентов и офисных работников. Невыполнение рекомендаций по сохранению здоровья объясняется отсутствием необходимой информации по психофизиологическим особенностям умственного труда.

В приложении представлены результаты изучения способов выхода из стресса современных студентов и офисных работников, соблюдения ими рекомендаций по здоровьесбережению, повышению работоспособности, по здоровому питанию с комментариями.

References

1. SanPiN 2.2.2/2.4.1340-03 «Gigienicheskie trebovaniya k personal´nym elektronno-vychislitel´nym mashinam i organizatsii raboty».

2. SanPiN 2.2.4.548 96 «Gigienicheskie trebovaniya k mikroklimatu proizvodstvennykh pomeshcheniy».

3. Sukhova E.V., Sukhov V.M. Bol´ v spine. Mediko- sotsial´nye i ekonomicheskie aspekty zabolevaniy i ikh profilaktika: Sb. nauch. tr./ Otv. red. E.V. Sukhova. - Samara: Izd-vo Samar.gos. ekon.un-ta, 2006. - S. 90-97.

4. Sukhova E.V. Mediko-psikhologicheskaya reabilitatsiya bol´nykh khronicheskimi zabolevaniyami legkikh. Dissertatsiya doktora meditsinskikh nauk. Samara, FGBOU VPO «Samarskiy gosudarstvennyy meditsinskiy universitet, 2006.

5. Sukhova E.V. Psikhologiya i bezopasnost´. Stat´ pobeditelem stressa. Moskva: Izd-vo «Russkiy zhurnal» «OBZh. Osnovy bezopasnosti zhizni» № 7.2007. s. 48-52.

6. Sukhova E.V. Sekrety zdorov´ya i dolgoletiya. Profilaktika blizorukosti. Moskva: Izd-vo «Russkiy zhurnal» «OBZh. Osnovy bezopasnosti zhizni» № 9. 2007. - S. 61-64.

7. Sukhova E.V. Pravila psikhologicheskoy bezopasnosti. Materialy Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii «Transformatsionnye protsessy sovremennogo obshchestva». - Tol´yatti. - 4 dekabrya 2007. Tol´yatti. - 4 dekabrya 2007. - S. 182-183.

8. Sukhova E.V. Profilaktika skolioza u shkol´nikov. Moskva: Izd-vo «Russkiy zhurnal» «OBZh. Osnovy bezopasnosti zhizni». - № 1. - 2008. - S 52-58.

9. Sukhova E.V. Faktory riska truda ekonomistov i finansovykh rabotnikov. Sbornik nauchnykh trudov k 80-letiyu SGEU (chast´ 1) «Nauchnye issledovaniya Samarskogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta: itogi i perspektivy, 2011 g. - S. 250-256.

10. Sukhova E.V. Vozdeystvie komp´yutera na zdorov´e studentov Samarskogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta (SGEU). Valeologiya. Nauchno- prakticheskiy zhurnal. Rostov- Don. № 3 , 2013. - S. 7-13

11. Sukhova E.V. Problemy so «zdorovym» pitaniem u sovremennykh studentov. Mezhdunarodnaya nauchno- prakticheskaya konferentsiya «Psikhologiya i pedagogika v 21 veke. Ocherki nauchennogo razvitiya». Moskva. 19-20 sentyabrya 2014 g. C.45-50.

12. Sukhova E.V. Ot bol´nogo studenta k problemnomu spetsialistu. Materialy 13 mezhdunarodnoy konferentsii «Problemy razvitiya predpriyatiy - teoriya i praktika». Samara, noyabr´ 2014. - s. 326-328.

13. Sukhova E.V. Psikhofiziologiya professional´noy deyatel´nosti: umstvennyy trud: uchebnoe posobie. - M.: Infra-M, 2017.

Login or Create
* Forgot password?