СТАТЬЯ-РЕЦЕНЗИЯ НА МОНОГРАФИЮ С.Г. ЗУБАНОВОЙ, А.А. ДОРСКОЙ, В.А. ЛИВЦОВА, П.А. МЕРКУЛОВА, А.Ф. ГАВРИЛЕНКОВА, В.И. ФИЛОНОВА, Л.Л. МАХНО «РЕЛИГИОЗНЫЙ ВОПРОС В КОНТЕКСТЕ ЦЕННОСТНЫХ ДОМИНАНТ РОССИИ: ГЛАЗАМИ РОССИЙСКИХ ПРАВОСЛАВНЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ»
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Статья посвящена анализу ключевых идей коллективной монографии «Религиозный вопрос в контексте ценностных доминант России: глазами российских православных исследователей» под общей редакцией д-ра ист. наук, профессора С.Г. Зубановой, посвященной анализу различных аспектов религиозного вопроса в России в ретроспективе, а также на основе современных законодательных актов и правоприменительной практики.

Ключевые слова:
религиозный вопрос в России, ценностные доминанты Православия, межконфессиональное и межнациональное согласие, возрождение традиции религиозного воспитания и образования.
Текст

Духовный потенциал многонациональной и поликонфессиональной России, роль российского религиозного фактора в жизни страны и в отношениях с христианским миром в целом – ареал проблематики, которую исследуют авторы в данной книге. Предметом размышления авторского коллектива являются вопросы правового обеспечения межконфессионального и межнационального согласия в нашей стране (А.А. Дорская), обоснование ценности христианского единства в контексте православно-католического диалога (В.И. Филонов); анализ позиции Русской Православной Церкви в отношении христианских экуменических концепций (В.А. Ливцов); проблемы молодежи и восприятия ею православных ценностей (П.А. Меркулов); религиозное воспитание и образование современной российской молодежи (С.Г. Зубанова); истинные ценности Православия (Л.Л. Махно) 

Авторы небезразличны к ценностной основе развития России; их интересуют глобальные процессы, связанные с религиозным вопросом, которые влияют и будут влиять в дальнейшем на национальную идентичность российского народа. Поэтому в книге часто встречается апелляция к традиционным ценностям российской культуры и российской государственности. 

О России в последние годы написано много книг, однако ее непознанность остается сродни «загадочной русской душе», и ученые продолжают осмысливать и постигать феноменальную самобытность огромного российского государства, распростершегося на территории более 17 млн км², и его народа, численность которого превышает 146 млн. 

Своевременность и актуальность предлагаемого читателям исследования подтверждается тем, что «анализ состояния факторов жизнеспособности страны в сегменте религии показал, что существует ряд проблем, которые требуют для своего решения принятия текущих, а также средне- и долгосрочных мер в сфере государственного управления» [14].

Цель настоящей работы заключается в том, чтобы, освящая различные аспекты религиозной жизни России, сделать акценты на морально-нравственных и духовных ценностных установках современных гражданин России, озабоченных судьбой Отечества; обозначить нравственные приоритеты православной части народа многонациональной и многоконфессиональной страны; показать место и роль православия в мире; выявить проблемы взаимодействия религиозного и светского факторов в жизни современного общества. Исследовательская концепция опирается на теоретические разработки ведущих отечественных ученых философов, юристов, историков, филологов, культурологов; учитывает положения Конституции Российской Федерации, правительственного Распоряжения «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», Указ Президента РФ «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации», а также положения доклада Президента В.В. Путина о Новой Национальной Идее [10] и перечень духовно-нравственных ценностей, утвержденный Д.А. Медведевым.

Авторы данной монографии делают акцент на том, что Россия – исторически многонациональная и поликонфессиональная страна. В течение определенного времени конфессиональная принадлежность в Российской империи воспринималась как синоним национальной принадлежности: русского идентифицировали как православного, татарина как мусульманина, поляка как католика, еврея как иудея, латыша как лютеранина. Сегодня современное российское законодательство, регулирующее государственно-религиозные отношения, отдает должное роли Русской Православной церкви, христианства, иудаизма, буддизма в историческом прошлом российского государства (А.Ф. Гавриленков). Согласно данным переписи населения 2010 г., в современной России проживают представители более 200 национальностей, что свидетельствует о большом этнокультурном многообразии.  Бо́льшая часть (около 75%) населения относит себя к православию: согласно опросу ВЦИОМ, проведенному в январе 2010 г., доля граждан России, считающих себя православными, увеличилась за 2009 г. с 70 до 75%, что делает Россию страной с самым многочисленным православным населением в мире. Около 80% населения России составляют русские, которые вместе с тем расселены по территории страны крайне неравномерно. 

Народы России говорят почти на 300 языках и диалектах. Русский язык является родным примерно для 130 млн граждан России (92% населения России) [2]; он является самым распространенным языком в России; а также государственным языком Российской Федерации в соответствии со ст. 68 Конституции РФ. 

В книге освещаются правовые вопросы межконфессионального взаимодействия. (А.А. Дорская). Подчеркивается, что Россия является светским государством и Конституция (cт. 28) гарантирует «свободу совести, свободу вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними». 

Авторы исходят из того, что с целью обеспечения в России свободы вероисповедания Федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях в Российской Федерации» [8], признавая «особую роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры» и подчеркивая уважение ко всем мировым религиям, «составляющим неотъемлемую часть исторического наследия народов России», провозглашает «равенство перед законом» всех конфессий. 

В настоящее время различные конфессии активно представлены на религиозном поле страны. Считается, что десять самых влиятельных религиозных организаций России по мере своей значимости расположились следующим образом: Русская Православная Церковь, Федерация еврейских общин России, Совет муфтиев России, Центральное духовное управление мусульман России и европейских стран СНГ, Конгресс еврейских религиозных общин и организаций в России, Координационный центр мусульман Северного Кавказа, Российский объединенный союз христиан веры евангельской (пятидесятников), Буддийская традиционная сангха России, Русская православная старообрядческая церковь, Армянская апостольская церковь [14]. 

В книге рассматривается и одно из проявлений глобализации в религиозной сфере – бурно развившееся в XX в. экуменическое движение за объединение христианских церквей. Освещая и анализируя факты истории экуменического движения, в книге утверждается, что «…пока понятие границ церкви не будет четко определено теологически церковными Соборами, невозможно считать универсальными как те или иные критерии раскола, так и формы и методы объединения церквей. Поэтому любые масштабные практические шаги по полному воссозданию утраченного христианского единства неизбежно будут наталкиваться на трудности и критику» (А.В. Ливцов). При этом автор дает объективную оценку возможности реального объединения большинства христианских конфессий при сохранении их самоидентификации – это было и осталось маловероятным: «Имея зыбкие богословские критерии, церковное руководство само всегда определяло выбор действий в конкретной церковно-политической обстановке. Это приводило к политизации движения по объединению церквей и подчинению его вполне земным задачам», – пишет профессор А.В. Ливцов. 

Важный аспект религиозной жизни, которому уделено значительно внимание в книге, – это единство и история раскола в христианском мире: в расколе «большую роль в этом играли не столько богословские, сколько политические, национальные и культурно-цивилизационные различия. Наиболее масштабной датой в разделении между католиками и православными стал 1054 г., когда были осуществлены взаимные анафемы папы и патриарха Константинопольского» (В.И. Филонов).

В главе, посвященной христианскому богословию, идет речь об идее спасения человека в христианстве – это не просто спасение от погибели, от смерти и греха, но и спасение для «обновления жизни», «жизни во Христе», для свободы (от закона и от греха); спасение – это «оправдание», «святость», «мудрость», это вера, надежда, любовь и многообразные «духовные дары» (Л.Л. Махно). 

Отец Лев пишет о духовном единстве в Церкви, которое зиждется на единстве веры: «Если нарушится единство веры, Церковь не сможет более исполнять своего назначения: объединять людей в духе Христовой Истины, поэтому, несмотря на все внешние перемены в своей судьбе, которые Церковь испытывала за все века существования, краеугольные положения ее веры не меняются».

Всем Меркулова П.А. ирную гуманистическую роль христианства характериует и исследователь: «Здание современной нам Европейской цивилизации утверждено на христианских столбах и опорах. Всеми своими достижениями в культурной, гуманитарной, социальной, экономической, научной и иных областях Европа обязана христианству. Европейская культура во всех ее областях – архитектуре, литературе, живописи, музыке и т.д., создавалась христианскими архитекторами, писателями, художниками и композиторами. Нынешняя Европа гордится своими достижениями в области гуманизма, прав человека и социальной защиты, но они также имеют христианские корни. Именно христианство утверждает, что человек – это образ и подобие Божие, личность, венец творения. Именно христианство принесло уважение к человеческой личности» [3]. Анализируя проблемы воспитания современного молодого поколения, автор видит причину в забвении православной педагогической традиции и предлагает пути восполнения пробелов. 

Религиозному образованию и воспитанию посвящена также отдельная глава книги. Анализируя в ретроспективе традицию религиозного образования в России, автор дает оценку современному состоянию теологического образования, а также анализирует причины недостатков в воспитательной работе современных педагогов (С.Г. Зубанова).

Отдавая приоритет главной культурообразующей религиозной традиции России – Православию, авторы монографии не настаивают на том, чтобы церковная система оценок была единственно принятой в светском обществе и государстве, поддерживают создание общероссийского регламента (кодекса, перечня) ценностных установок, который содержал бы нравственный закон гражданина России, касающийся и части населения страны, не относящей себя ни к одной традиционной религии. Отправными документами в создании этого важнейшего для государства и общества документа являются положения доклада Президента В.В. Путина о Новой Национальной Идее [10] и перечень духовно-нравственных ценностей, утвержденный Д.А. Медведевым.

Русская Православная Церковь является одной из хранительниц традиционных духовных ценностей в России и оказывает значительное влияние на формирование и развитие государственности и культуры нашей страны. В этом заключается социально-историческая роль Церкви. Несмотря на испытания, Церковь выстояла и сохранилась как самостоятельный институт и продолжает служение делу социального обновления Отечества. Стремясь сохранить традиционные ценности, религиозные организации боролись за сохранение российской государственности и поддерживали население в самые трудные периоды. В книге подчеркивается, что на протяжении веков межконфессиональное и межнациональное согласие в Российском государстве обеспечивалось не только нормами позитивного права, но и каноническими нормами. (А.А. Дорская).

Авторы книги – преподаватели высшей школы России, объединенные принадлежностью к православной религиозной традиции, разделяют официальную точку зрения и руководствуются приоритетом воспитания и образования личности в духе приверженности национальной идее: «Роль образования тем важнее, что для воспитания личности, патриота нам нужно восстанавливать роль великой русской культуры и литературы. Они должны быть фундаментом для самоопределения граждан, источником самобытности и основы для понимания национальной идеи. Здесь очень много зависит от учительского, преподавательского сообщества, которое было и остается важнейшим хранителем общенациональных ценностей, идей и установок. Это сообщество говорит на одном языке – языке науки, знания, воспитания. И это на огромной территории – от Калининграда до Владивостока. И уже тем самым это сообщество, имея в виду учительское, преподавательское сообщество в целом, в широком смысле слова, скрепляет страну. И поддержка этого сообщества – один из важнейших шагов на пути к сильной, процветающей России» [В.В. Путин]. 

Вопросам образования, в том числе религиозного в светской школе, посвящены многие страницы монографии. От образовательной политики зависит, насколько дети будут знать государственный язык страны. Так, важную объединяющую роль в Советском Союзе сыграла единая общеобразовательная школа, которая дала всем общий язык и приобщила всех жителей большой страны и к русской культуре, и к общему господствующему способу чувствования и познавания мира. Выросшая из русской культуры советская школа привила вкус и любовь подрастающему поколению всех народов СССР к русской классической литературе. Вместе с тем необходимо, чтобы при обязательном изучении русского языка дети имели возможность изучать и свой родной язык. Потому что важным обстоятельством наряду с русским цивилизационным объединяющим компонентом является поддержка и сохранение идентичности нерусских народов, образующих российское многонациональное общество и государство. 

В книге обозначена и серьезная проблема современной педагогической деятельности преподавателей вузов в условиях «сжатия» высшей школы – неопределенность способов, форм, методов и технологий воспитательной работы, отсутствие ресурса времени на учебно-воспитательную работу у преподавателей и студентов. Обращает на себя внимание проблема необходимости выработки методов, способов, технологий трансляции (модели распространения) в обществе провозглашенной новой Национальной идеи и духовно-нравственных ценностей. 

Исследовательская позиция авторов отвечает современным задачам гуманитарных наук и представляется актуальной: авторы осознают необходимость поиска новой стратегии развития России, сохранения ее идентичности в кардинально изменяющемся мире. Традиционная культура народа является фундаментальной основой любого государства, так как именно традиции, обладая «неким генетическим иммунитетом», могут существовать даже тогда, когда две другие составляющие – политика и экономика – подвергаются разрушению [1].

Духовно-нравственные принципы российской жизни складывались на протяжении тысячелетней истории России, сформировавшей непоколебимый духовно-нравственный пласт уникальной российской культуры, которая регулирует весь образ жизни отдельного человека и всего общества. Основой этой культуры являются традиционные ценности, связанные для большинства народа России с православием, для части отдельных граждан – с другими традиционными религиями. Эти духовные ценности помогали строить общественную жизнь в мирное время и отстаивать эту жизнь в военное время, преодолевая неимоверные трудности и опасности. 

Если посмотреть шире – в масштабе всего христианского мира, очевидно, что именно под влиянием христианства правила и нормы жизни стали основой законов всех цивилизованных стран, учение стало основой новой европейской культуры. Христианство возвысило нравственность человека, способствовало смягчению жестоких нравов, направило всю деятельность человека к добру; укрепило брак и искоренило многоженство, освободило женщину от рабского положения в семье. Христианство способствовало повышению уровня образованности, положительно влияло на искусство, музыку, на основы права; оно положило начало книгопечатанию и книгоизданию.

В формировании культурно-духовных традиций России принимали участие многие народы и народности, проживающие на территории российского государства с их традиционными религиями, которые теперь являются неотъемлемой частью идентичности и исторического наследия России в настоящей жизни ее граждан. Однако связующей основой для создания этих традиций являлись такие ценности России, как Православная вера и Русская культура, гармонично сосуществовавшая в культурологическом многообразии. 

История наглядно показала, что именно христианское православное мировоззрение с системой православных ценностей явилось цементом, сплотившим общество России и способствовавшим созданию великого государства. 

Авторы монографии обоснованно утверждают, что идентификация исключительно через этнос, религию в крупнейшем государстве с полиэтническим составом населения невозможна. Поэтому в качестве необходимых условий сохранения единства России должно выдвигаться на первый план формирование гражданской идентичности на основе общих ценностей, патриотического сознания, гражданской ответственности и солидарности, уважения к закону, сопричастности к судьбе Родины – при условии сохранения связи со своими этническими, религиозными корнями. Разрушение традиционных российских духовно-нравственных ценностей признается одной из основных угроз национальной безопасности [13]. 

В связи с этим, по мнению авторов монографии, перед учеными, экспертами и педагогами высшей школы выдвигается задача повышения роли образования в воспитании молодежи как ответственных граждан России на основе традиционных российских духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей, а также задача повышения роли образования в профилактике экстремизма и радикальной идеологии; повышения качества преподавания русского языка, литературы, отечественной истории, основ светской этики и традиционных религий.

Монография может быть полезной специалистам-практикам, экспертам и консультантам в вопросах взаимоотношений государства и религиозных организаций; аспирантам преподавателям и исследователям в области управления образованием, религиоведения, теологии, международного права и пр.

Список литературы

1. Актуальные концепты современности: христианско-православный подход: монография [Текст] / под общ. ред. д-ра ист. наук, профессора С.Г. Зубановой. - М.: ИНФРА-М, 2015. - 224 с.

2. Закон «О языках народов Российской Федерации» [Электронный ресурс] // URL: http://www.internet-law.ru/law/smi/iazyk_I.htm]. Статья 3. Пункт 6.

3. Мчедлова М.М. Социальная консолидация российского общества: роль религиозного фактора [Текст] / М.М. Мчедлова // Вестник Российской нации. - 2015. - № 3 (41). - С. 65-81.

4. Национальная идея России. В 6 т. Т. I. - М.: Научный эксперт, 2012. - 752 c.

5. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви // Инф. бюллетень 1. - Апр. 2001. - С. 107.

6. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Патриарх Кирилл призвал молодежь хранить веру предков [Электронный ресурс] // URL: http://www.vesti.ru/doc.html?id=253595 (дата обращения: 28.09.2015).

7. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: Нам более не дано право на разделение. 18 декабря 2011 г. [Электронный ресурс] // URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/1838673.html (дата обращения: 30.09.2015).

8. Преамбула Федерального закона № 125-ФЗ от 26 сентября 1997 г. «О свободе совести и о религиозных объединениях».

9. Путин В.В. Деятельность религиозных конфессий в российских вузах будет только приветствовать. 15 декабря 2011 года [Электронный ресурс] // URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/1831627.html (дата обращения: 18.10.2015).

10. Путин В.В. Новая Национальная Идея. Выступление 30 сентября 2013 года [Электронный ресурс] // URL:http://glav.su/forum/4-politics/2263

11. Путин В.В. Патриотизм - неотъемлемая суть нашего народа. 17.04.14 [Электронный ресурс] // URL: http://ruskline.ru/news_rl/2014/04/17/vladimir_putin_patriotizm_neotemlemaya_sut_nashego_nar(дата обращения: 19.10.2015).

12. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р г. Москва «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».

13. Указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации».

14. Центр научной политической мысли и идеологии С. Сулакшина [Электронный ресурс] // URL: http://rusrand.ru/analytics/traditsionnye-konfessii-v-rossii

Войти или Создать
* Забыли пароль?