REVIEW OF THE MONOGRAPH “THE RELIGIOUS QUESTION IN THE CONTEXT OF VALUE DOMINANTS RUSSIA: VIEW OF RUSSIAN ORTHODOX RESEARCHERS”, AUTHORS: S.G. ZUBANOVA, A.A. DORSKOY, V.A. LIVTSOVA, P.A. MERKULOVA, A.F. GAVRILENKOVA, V.I. FILONOVA, L.L. MAKHNO
Abstract and keywords
Abstract (English):
This article analyzes the key ideas of the monograph "The religious question in the context of value dominants Russia: view of Russian Orthodox researchers" under the general editorship of Doctor of Historical Sciences, Professor S.G. Zubanova, devoted to the analysis of various aspects of the religious question in Russia, in retrospect, as well as on the basis of modern legislation and law enforcement practice.

Keywords:
religious question in Russia, the dominant values of Orthodoxy, interfaith and interethnic accord, the revival of the tradition of religious upbringing and education.
Text

Духовный потенциал многонациональной и поликонфессиональной России, роль российского религиозного фактора в жизни страны и в отношениях с христианским миром в целом – ареал проблематики, которую исследуют авторы в данной книге. Предметом размышления авторского коллектива являются вопросы правового обеспечения межконфессионального и межнационального согласия в нашей стране (А.А. Дорская), обоснование ценности христианского единства в контексте православно-католического диалога (В.И. Филонов); анализ позиции Русской Православной Церкви в отношении христианских экуменических концепций (В.А. Ливцов); проблемы молодежи и восприятия ею православных ценностей (П.А. Меркулов); религиозное воспитание и образование современной российской молодежи (С.Г. Зубанова); истинные ценности Православия (Л.Л. Махно) 

Авторы небезразличны к ценностной основе развития России; их интересуют глобальные процессы, связанные с религиозным вопросом, которые влияют и будут влиять в дальнейшем на национальную идентичность российского народа. Поэтому в книге часто встречается апелляция к традиционным ценностям российской культуры и российской государственности. 

О России в последние годы написано много книг, однако ее непознанность остается сродни «загадочной русской душе», и ученые продолжают осмысливать и постигать феноменальную самобытность огромного российского государства, распростершегося на территории более 17 млн км², и его народа, численность которого превышает 146 млн. 

Своевременность и актуальность предлагаемого читателям исследования подтверждается тем, что «анализ состояния факторов жизнеспособности страны в сегменте религии показал, что существует ряд проблем, которые требуют для своего решения принятия текущих, а также средне- и долгосрочных мер в сфере государственного управления» [14].

Цель настоящей работы заключается в том, чтобы, освящая различные аспекты религиозной жизни России, сделать акценты на морально-нравственных и духовных ценностных установках современных гражданин России, озабоченных судьбой Отечества; обозначить нравственные приоритеты православной части народа многонациональной и многоконфессиональной страны; показать место и роль православия в мире; выявить проблемы взаимодействия религиозного и светского факторов в жизни современного общества. Исследовательская концепция опирается на теоретические разработки ведущих отечественных ученых философов, юристов, историков, филологов, культурологов; учитывает положения Конституции Российской Федерации, правительственного Распоряжения «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», Указ Президента РФ «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации», а также положения доклада Президента В.В. Путина о Новой Национальной Идее [10] и перечень духовно-нравственных ценностей, утвержденный Д.А. Медведевым.

Авторы данной монографии делают акцент на том, что Россия – исторически многонациональная и поликонфессиональная страна. В течение определенного времени конфессиональная принадлежность в Российской империи воспринималась как синоним национальной принадлежности: русского идентифицировали как православного, татарина как мусульманина, поляка как католика, еврея как иудея, латыша как лютеранина. Сегодня современное российское законодательство, регулирующее государственно-религиозные отношения, отдает должное роли Русской Православной церкви, христианства, иудаизма, буддизма в историческом прошлом российского государства (А.Ф. Гавриленков). Согласно данным переписи населения 2010 г., в современной России проживают представители более 200 национальностей, что свидетельствует о большом этнокультурном многообразии.  Бо́льшая часть (около 75%) населения относит себя к православию: согласно опросу ВЦИОМ, проведенному в январе 2010 г., доля граждан России, считающих себя православными, увеличилась за 2009 г. с 70 до 75%, что делает Россию страной с самым многочисленным православным населением в мире. Около 80% населения России составляют русские, которые вместе с тем расселены по территории страны крайне неравномерно. 

Народы России говорят почти на 300 языках и диалектах. Русский язык является родным примерно для 130 млн граждан России (92% населения России) [2]; он является самым распространенным языком в России; а также государственным языком Российской Федерации в соответствии со ст. 68 Конституции РФ. 

В книге освещаются правовые вопросы межконфессионального взаимодействия. (А.А. Дорская). Подчеркивается, что Россия является светским государством и Конституция (cт. 28) гарантирует «свободу совести, свободу вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними». 

Авторы исходят из того, что с целью обеспечения в России свободы вероисповедания Федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях в Российской Федерации» [8], признавая «особую роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры» и подчеркивая уважение ко всем мировым религиям, «составляющим неотъемлемую часть исторического наследия народов России», провозглашает «равенство перед законом» всех конфессий. 

В настоящее время различные конфессии активно представлены на религиозном поле страны. Считается, что десять самых влиятельных религиозных организаций России по мере своей значимости расположились следующим образом: Русская Православная Церковь, Федерация еврейских общин России, Совет муфтиев России, Центральное духовное управление мусульман России и европейских стран СНГ, Конгресс еврейских религиозных общин и организаций в России, Координационный центр мусульман Северного Кавказа, Российский объединенный союз христиан веры евангельской (пятидесятников), Буддийская традиционная сангха России, Русская православная старообрядческая церковь, Армянская апостольская церковь [14]. 

В книге рассматривается и одно из проявлений глобализации в религиозной сфере – бурно развившееся в XX в. экуменическое движение за объединение христианских церквей. Освещая и анализируя факты истории экуменического движения, в книге утверждается, что «…пока понятие границ церкви не будет четко определено теологически церковными Соборами, невозможно считать универсальными как те или иные критерии раскола, так и формы и методы объединения церквей. Поэтому любые масштабные практические шаги по полному воссозданию утраченного христианского единства неизбежно будут наталкиваться на трудности и критику» (А.В. Ливцов). При этом автор дает объективную оценку возможности реального объединения большинства христианских конфессий при сохранении их самоидентификации – это было и осталось маловероятным: «Имея зыбкие богословские критерии, церковное руководство само всегда определяло выбор действий в конкретной церковно-политической обстановке. Это приводило к политизации движения по объединению церквей и подчинению его вполне земным задачам», – пишет профессор А.В. Ливцов. 

Важный аспект религиозной жизни, которому уделено значительно внимание в книге, – это единство и история раскола в христианском мире: в расколе «большую роль в этом играли не столько богословские, сколько политические, национальные и культурно-цивилизационные различия. Наиболее масштабной датой в разделении между католиками и православными стал 1054 г., когда были осуществлены взаимные анафемы папы и патриарха Константинопольского» (В.И. Филонов).

В главе, посвященной христианскому богословию, идет речь об идее спасения человека в христианстве – это не просто спасение от погибели, от смерти и греха, но и спасение для «обновления жизни», «жизни во Христе», для свободы (от закона и от греха); спасение – это «оправдание», «святость», «мудрость», это вера, надежда, любовь и многообразные «духовные дары» (Л.Л. Махно). 

Отец Лев пишет о духовном единстве в Церкви, которое зиждется на единстве веры: «Если нарушится единство веры, Церковь не сможет более исполнять своего назначения: объединять людей в духе Христовой Истины, поэтому, несмотря на все внешние перемены в своей судьбе, которые Церковь испытывала за все века существования, краеугольные положения ее веры не меняются».

Всем Меркулова П.А. ирную гуманистическую роль христианства характериует и исследователь: «Здание современной нам Европейской цивилизации утверждено на христианских столбах и опорах. Всеми своими достижениями в культурной, гуманитарной, социальной, экономической, научной и иных областях Европа обязана христианству. Европейская культура во всех ее областях – архитектуре, литературе, живописи, музыке и т.д., создавалась христианскими архитекторами, писателями, художниками и композиторами. Нынешняя Европа гордится своими достижениями в области гуманизма, прав человека и социальной защиты, но они также имеют христианские корни. Именно христианство утверждает, что человек – это образ и подобие Божие, личность, венец творения. Именно христианство принесло уважение к человеческой личности» [3]. Анализируя проблемы воспитания современного молодого поколения, автор видит причину в забвении православной педагогической традиции и предлагает пути восполнения пробелов. 

Религиозному образованию и воспитанию посвящена также отдельная глава книги. Анализируя в ретроспективе традицию религиозного образования в России, автор дает оценку современному состоянию теологического образования, а также анализирует причины недостатков в воспитательной работе современных педагогов (С.Г. Зубанова).

Отдавая приоритет главной культурообразующей религиозной традиции России – Православию, авторы монографии не настаивают на том, чтобы церковная система оценок была единственно принятой в светском обществе и государстве, поддерживают создание общероссийского регламента (кодекса, перечня) ценностных установок, который содержал бы нравственный закон гражданина России, касающийся и части населения страны, не относящей себя ни к одной традиционной религии. Отправными документами в создании этого важнейшего для государства и общества документа являются положения доклада Президента В.В. Путина о Новой Национальной Идее [10] и перечень духовно-нравственных ценностей, утвержденный Д.А. Медведевым.

Русская Православная Церковь является одной из хранительниц традиционных духовных ценностей в России и оказывает значительное влияние на формирование и развитие государственности и культуры нашей страны. В этом заключается социально-историческая роль Церкви. Несмотря на испытания, Церковь выстояла и сохранилась как самостоятельный институт и продолжает служение делу социального обновления Отечества. Стремясь сохранить традиционные ценности, религиозные организации боролись за сохранение российской государственности и поддерживали население в самые трудные периоды. В книге подчеркивается, что на протяжении веков межконфессиональное и межнациональное согласие в Российском государстве обеспечивалось не только нормами позитивного права, но и каноническими нормами. (А.А. Дорская).

Авторы книги – преподаватели высшей школы России, объединенные принадлежностью к православной религиозной традиции, разделяют официальную точку зрения и руководствуются приоритетом воспитания и образования личности в духе приверженности национальной идее: «Роль образования тем важнее, что для воспитания личности, патриота нам нужно восстанавливать роль великой русской культуры и литературы. Они должны быть фундаментом для самоопределения граждан, источником самобытности и основы для понимания национальной идеи. Здесь очень много зависит от учительского, преподавательского сообщества, которое было и остается важнейшим хранителем общенациональных ценностей, идей и установок. Это сообщество говорит на одном языке – языке науки, знания, воспитания. И это на огромной территории – от Калининграда до Владивостока. И уже тем самым это сообщество, имея в виду учительское, преподавательское сообщество в целом, в широком смысле слова, скрепляет страну. И поддержка этого сообщества – один из важнейших шагов на пути к сильной, процветающей России» [В.В. Путин]. 

Вопросам образования, в том числе религиозного в светской школе, посвящены многие страницы монографии. От образовательной политики зависит, насколько дети будут знать государственный язык страны. Так, важную объединяющую роль в Советском Союзе сыграла единая общеобразовательная школа, которая дала всем общий язык и приобщила всех жителей большой страны и к русской культуре, и к общему господствующему способу чувствования и познавания мира. Выросшая из русской культуры советская школа привила вкус и любовь подрастающему поколению всех народов СССР к русской классической литературе. Вместе с тем необходимо, чтобы при обязательном изучении русского языка дети имели возможность изучать и свой родной язык. Потому что важным обстоятельством наряду с русским цивилизационным объединяющим компонентом является поддержка и сохранение идентичности нерусских народов, образующих российское многонациональное общество и государство. 

В книге обозначена и серьезная проблема современной педагогической деятельности преподавателей вузов в условиях «сжатия» высшей школы – неопределенность способов, форм, методов и технологий воспитательной работы, отсутствие ресурса времени на учебно-воспитательную работу у преподавателей и студентов. Обращает на себя внимание проблема необходимости выработки методов, способов, технологий трансляции (модели распространения) в обществе провозглашенной новой Национальной идеи и духовно-нравственных ценностей. 

Исследовательская позиция авторов отвечает современным задачам гуманитарных наук и представляется актуальной: авторы осознают необходимость поиска новой стратегии развития России, сохранения ее идентичности в кардинально изменяющемся мире. Традиционная культура народа является фундаментальной основой любого государства, так как именно традиции, обладая «неким генетическим иммунитетом», могут существовать даже тогда, когда две другие составляющие – политика и экономика – подвергаются разрушению [1].

Духовно-нравственные принципы российской жизни складывались на протяжении тысячелетней истории России, сформировавшей непоколебимый духовно-нравственный пласт уникальной российской культуры, которая регулирует весь образ жизни отдельного человека и всего общества. Основой этой культуры являются традиционные ценности, связанные для большинства народа России с православием, для части отдельных граждан – с другими традиционными религиями. Эти духовные ценности помогали строить общественную жизнь в мирное время и отстаивать эту жизнь в военное время, преодолевая неимоверные трудности и опасности. 

Если посмотреть шире – в масштабе всего христианского мира, очевидно, что именно под влиянием христианства правила и нормы жизни стали основой законов всех цивилизованных стран, учение стало основой новой европейской культуры. Христианство возвысило нравственность человека, способствовало смягчению жестоких нравов, направило всю деятельность человека к добру; укрепило брак и искоренило многоженство, освободило женщину от рабского положения в семье. Христианство способствовало повышению уровня образованности, положительно влияло на искусство, музыку, на основы права; оно положило начало книгопечатанию и книгоизданию.

В формировании культурно-духовных традиций России принимали участие многие народы и народности, проживающие на территории российского государства с их традиционными религиями, которые теперь являются неотъемлемой частью идентичности и исторического наследия России в настоящей жизни ее граждан. Однако связующей основой для создания этих традиций являлись такие ценности России, как Православная вера и Русская культура, гармонично сосуществовавшая в культурологическом многообразии. 

История наглядно показала, что именно христианское православное мировоззрение с системой православных ценностей явилось цементом, сплотившим общество России и способствовавшим созданию великого государства. 

Авторы монографии обоснованно утверждают, что идентификация исключительно через этнос, религию в крупнейшем государстве с полиэтническим составом населения невозможна. Поэтому в качестве необходимых условий сохранения единства России должно выдвигаться на первый план формирование гражданской идентичности на основе общих ценностей, патриотического сознания, гражданской ответственности и солидарности, уважения к закону, сопричастности к судьбе Родины – при условии сохранения связи со своими этническими, религиозными корнями. Разрушение традиционных российских духовно-нравственных ценностей признается одной из основных угроз национальной безопасности [13]. 

В связи с этим, по мнению авторов монографии, перед учеными, экспертами и педагогами высшей школы выдвигается задача повышения роли образования в воспитании молодежи как ответственных граждан России на основе традиционных российских духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей, а также задача повышения роли образования в профилактике экстремизма и радикальной идеологии; повышения качества преподавания русского языка, литературы, отечественной истории, основ светской этики и традиционных религий.

Монография может быть полезной специалистам-практикам, экспертам и консультантам в вопросах взаимоотношений государства и религиозных организаций; аспирантам преподавателям и исследователям в области управления образованием, религиоведения, теологии, международного права и пр.

References

1. Aktual´nye kontsepty sovremennosti: khristiansko-pravoslavnyy podkhod: monografiya [Tekst] / pod obshch. red. d-ra ist. nauk, professora S.G. Zubanovoy. - M.: INFRA-M, 2015. - 224 s.

2. Zakon «O yazykakh narodov Rossiyskoy Federatsii» [Elektronnyy resurs]. URL: http://www.internet-law.ru/law/smi/iazyk_I.htm]. Stat´ya 3. Punkt 6.

3. Mchedlova M.M. Sotsial´naya konsolidatsiya rossiyskogo obshchestva: rol´ religioznogo faktora [Tekst] / M.M. Mchedlova. Vestnik Rossiyskoy natsii. - 2015. - № 3 (41). - S. 65-81.

4. Natsional´naya ideya Rossii. V 6 t. T. I. - M.: Nauchnyy ekspert, 2012. - 752 c.

5. Osnovy sotsial´noy kontseptsii Russkoy Pravoslavnoy Tserkvi. Inf. byulleten´ 1. - Apr. 2001. - S. 107.

6. Patriarkh Moskovskiy i vseya Rusi Kirill. Patriarkh Kirill prizval molodezh´ khranit´ veru predkov [Elektronnyy resurs]. URL: http://www.vesti.ru/doc.html?id=253595 (data obrashcheniya: 28.09.2015).

7. Patriarkh Moskovskiy i vseya Rusi Kirill: Nam bolee ne dano pravo na razdelenie. 18 dekabrya 2011 g. [Elektronnyy resurs]. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/1838673.html (data obrashcheniya: 30.09.2015).

8. Preambula Federal´nogo zakona № 125-FZ ot 26 sentyabrya 1997 g. «O svobode sovesti i o religioznykh ob´´edineniyakh».

9. Putin V.V. Deyatel´nost´ religioznykh konfessiy v rossiyskikh vuzakh budet tol´ko privetstvovat´. 15 dekabrya 2011 goda [Elektronnyy resurs]. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/1831627.html (data obrashcheniya: 18.10.2015).

10. Putin V.V. Novaya Natsional´naya Ideya. Vystuplenie 30 sentyabrya 2013 goda [Elektronnyy resurs]. URL:http://glav.su/forum/4-politics/2263

11. Putin V.V. Patriotizm - neot´´emlemaya sut´ nashego naroda. 17.04.14 [Elektronnyy resurs]. URL: http://ruskline.ru/news_rl/2014/04/17/vladimir_putin_patriotizm_neotemlemaya_sut_nashego_nar(data obrashcheniya: 19.10.2015).

12. Rasporyazhenie Pravitel´stva Rossiyskoy Federatsii ot 29 maya 2015 g. № 996-r g. Moskva «Strategiya razvitiya vospitaniya v Rossiyskoy Federatsii na period do 2025 goda».

13. Ukaz Prezidenta RF ot 31.12.2015 № 683 «O strategii natsional´noy bezopasnosti Rossiyskoy Federatsii».

14. Tsentr nauchnoy politicheskoy mysli i ideologii S. Sulakshina [Elektronnyy resurs]. URL: http://rusrand.ru/analytics/traditsionnye-konfessii-v-rossii

Login or Create
* Forgot password?