АГЕНТСКИЕ СОГЛАШЕНИЯ И ДОГОВОРЫ КОМИССИИ ВО ВНЕШНЕТОРГОВОМ ОБОРОТЕ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Автор анализирует коллизионные вопросы регулирования договоров комиссии и агентских соглашений в России и зарубежных странах, рассматривает понятие и признаки таких договоров, приводит примеры рассмотрения споров, вытекающих из трансграничных договоров комиссии и агентских соглашений, в российской и зарубежной судебно-арбитражной практике.

Ключевые слова:
Договор комиссии, агентское соглашение, коллизионное регулирование, коммерческое представительство, применимое право.
Текст

Агентские  соглашения и договоры комиссии относятся к договорам коммерческого представительства. В договоре комиссии комиссионер действует от своего имени, но за счет комитента. Агентский же договор объединяет в себе черты комиссии и поручения и предполагает два возможных варианта организации отношений сторон: агент может действовать от имени и за счет принципала (как в договоре поручения) либо от своего имени, но за счет принципала (как в договоре комиссии). При этом по договору поручения и комиссии поверенный и комиссионер совершают юридические действия, по агентскому договору — либо фактические, либо юридические действия.

Агентский договор (agency agreement). В практике стран англо-американского права агентские договоры могут заключаться: а) от имени принципала (названный принципал, named principal); б) от своего имени, не раскрывая имени принципала (нераскрытый принципал, undisclosed principal); в) от имени и за счет принципала, не раскрывая имени принципала (неназванный принципал, unnamed principal). Принципал считается раскрытым (disclosed principal), когда третье лицо знает о том, что контракт заключается для принципала. Когда третье лицо знает имя такого принципала, то он именуется названным принципалом.

Как указывает К. М. Шиттгофф, по английскому праву принципал обладает правом преследовать в судебном порядке третье лицо от собственного имени, даже если агент заключил договор, не раскрывая факта существования принципала, при условии, что агент был должным образом уполномочен действовать от его имени. Некоторые иностранные законы отличаются в этом отношении от английского права и предусматривают, что если договор с третьим лицом заключен агентом от своего имени, то только агент, а не принципал может заявлять иски. Поэтому для сохранения права предъявления иска к третьим лицам английские экспортеры — принципалы — должны указывать в договорах со своими агентами, действующими за границей, что последние обязаны раскрыть свою сущность представителя при продаже товаров третьим лицам, либо договоры должны предусматривать обязанность агентов передать свои права и обязанности по заключенным договорам принципалам.

Таким образом, коренное различие между законами о представительстве в большинстве стран континентального (гражданского) права и положениями об агентских соглашениях в английском общем праве состоит в том, что «в общем праве нераскрытый принципал может иметь права и нести ответственность по контракту, заключенному агентом от собственного имени». Вместе с тем «наиболее важная разница между раскрытым (disclosed) и нераскрытым (undisclosed) агентскими договорами состоит в том, что в нераскрытом договоре агент продолжает нести личную ответственность по заключенной им основной сделке, тогда как в ситуации с раскрытым договором агент prima facie (т. е. при отсутствии доказательства об обратном) “выпадает” из основной сделки, т. е. между агентом и третьим лицом отсутствует какая-либо сделка».

 

Список литературы

1. Albaric C. Commercial Agency Agreement under French Law // International Commercial Agency and Distribution Agreements: Case Law and Contract Clauses / eds. by C. Albaric, M. Cristelle. 2011.

2. Christou R. International Agency, Distribution and Licensing Agreements. 5th ed. 2008.

3. Emde R. Commercial Agency Agreement under German Law // International Commercial Agency and Distribution Agreements: Case Law and Contract Clauses / eds. by C. Albaric, M. Cristelle. 2011.

4. Lap S. Commercial Agency Agreement under Dutch Law // International Commercial Agency and Distribution agreements: Case Law and Contract Clauses / eds. by C. Albaric, M. Cristelle. 2011.

5. Verhagen H. Agency in Private International Law: The Hague Convention on the Law Applicable to Agency, Martinus Martinus Nijhoff Publishers. The Hague. 2001.

6. Беликова К. М. Создание единообразной системы регулирования в ЕС отношений в сфере представительства и посредничества: Директива о независимых торговых агентах и Принципы европейского договорного права // Законодательство. 2012. № 9.

7. Беликова К. М. Торговое представительство и посредничество в праве Европейского Союза: сходные черты и различия в нормах о представительстве и посредничестве в странах с разносистемными правопорядками // Законодательство. 2012. № 5.

8. Власова Н. В. Коммерческие агентские контракты: рекомендательные акты МТП // Журнал российского права. 2012. № 2.

9. Власова Н. В. Унификация норм о представительстве в Женевской конвенции 1983 г. // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2010. № 3.

10. Вилкова Н. Г. Договорное право в международном обороте. М., 2002.

11. Гражданское и торговое право зарубежных государств: учебник / отв. ред. Е. А. Васильев, А. С. Комаров. 4-е изд. Т. II. М., 2006.

12. Николюкин С. В. Агентские соглашения в предпринимательском обороте: национальное и международно-правовое регулирование // Законодательство и экономика. 2011. № 10.

13. Попова Е. В. Право, применимое к агентированию: сравнительно-правовой анализ российского и зарубежного законодательства: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2000.

14. Шмиттгофф К. Экспорт: право и практика международной торговли. М., 1993.

15. Экспортно-импортные операции. Правовое регулирование / под ред. В. С. Позднякова. М., 1970.

Войти или Создать
* Забыли пароль?