В статье, написанной в духе Realpolitik, поднимается один из наиболее острых вопросов современной политической жизни в развитых странах мира, а именно вопрос об иерархии власти, о формальных и неформальных отношениях в рамках «треугольника» элита-лидер-народ. Автор доказывает, что на рубеже ХХ –XXI вв. властная инициатива окончательно перешла под приоритетный контроль элитных сообществ, а национальные лидеры и население стали играть вспомогательную роль в политической системе. Так «первые лица» являются разве что модераторами внутриэлитного пространства на правах обладателя «блокирующего пакета акций» и фактически лишены волюнтаристких возможностей в своей деятельности, а население, несмотря на формальное существование демократических режимов, является откровенным «миноритарием» и чаще всего выступает в качестве политической массовки. Одновременно рассматривается вопрос о том, каким образом элите удается обеспечивать сдерживание активности политических лидеров и гражданского общества.
элита, политический лидер, народ, государство, демократия, власть, социально-политическая иерархия.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ, проект № 15-02-00080а – «Модель регионального инновационного кластера в условиях неопределенности рынка, особенностей экономической и социальной политики государства».
1. Павленко В.Б. Глобальная олигархия. Кланы в мировой политике: история и современность: [монография] / В.Б. Павленко. - М.: ОГИ, 2015. - 718, [1] с.
2. Ашкеров А. Экспертократия. Управление знаниями: производство и обращение информации в эпоху ультракапитализма. - М.: Издательство «Европа», 2009. - 132 с. - (Политучеба).
3. Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее. - М.: Классика-XXI, 2007. - 421 с.
4. Вирилио П. Информационная бомба. Стратегия обмана. Перевод с фр. И. Окуневой. - М.: Гнозис : Прагматика культуры, 2002 - 192 с.
5. Гусев Д.Г., Матвейчев О.А., Хазеев Р.Р., Чернаков С.Ю. Уши машут ослом: современное социальное программирование. - Пермь, 2008. - 202 с.
6. Ашин Г.К. Элитное образование // Общественные науки и современность. -2005. - № 5.
7. Ашин Г.К. Мировое элитное образование / Г.К. Ашин. - М.: Анкил, 2008. - 360 с.
8. Стэндинг Г. Прекариат: новый опасный класс. - М.: AdMarginem, 2014 - 326 c.