Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) занимают сегодня центральное место в инновационном развитии ключевых сфер жизнедеятельности общества, а формирование информационно-коммуникационных компетенций грамотного общества начинается в школе. В связи с этим, следует уделить особое внимание созданию модели психолого-педагогического сопровождения развития информационно-коммуникационной компетентности основных субъектов образовательного процесса. Определение информационно-коммуникационной компетентности – весьма трудная задача, хотя бы в силу того, что ее сложно представить в цифрах, а так же, это требует знаний о психологических особенностях формирования личности современного человека. Анализ исследований в данной области позволил выделить некоторые факторы, которые оказывают влияние на уровень развития ИК-компетентности основных субъектов образовательного процесса: личностные, мотивационные и когнитивные и др. Результаты проведенного исследования позволяют провести сравнительный анализ влияния вышеперечисленных факторов на качество обученности и профессиональной деятельности, выделить объективно существующие, сложившиеся на разных уровнях проблемы.
информационно-коммуникационные технологии, информационно-коммуникационная компетентность, информационно-коммуникационные компетенции, уровни развития ИК-компетенций, личностные, мотивационные и когнитивные факторы
Актуальность исследования
Процессы информатизации, широкое использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) являются условием выполнения государственного заказа на развитие образования. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) второго поколения, президентские инициативы, стратегия построения информационного общества в России формируют запрос не только на обновление информационно-образовательной среды общеобразовательных учреждений (ОУ), но и на эффективное и качественное использование внедряемых информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), повышение гибкости и доступности образования. А это невозможно без развития ИК-компетенций в частности, без уверенного владения всеми составляющими навыками информационно-коммуникационной грамотности для решения возникающих вопросов, что предоставит индивидууму средства для успешной учебы, жизни и работы в обществе. В связи с этим значительно возросло требование к уровню информационно-коммуникационной компетентности основных субъектов образовательного процесса. Создание условий для эффективного формирования информационно-коммуникационных компетенций с целью создания новых возможностей передачи и восприятия знаний, оценки качества обучения и всестороннего развития личности - одна из приоритетных задач современной школы.
Особое значение при этом имеет выявление наличного уровня информационно-коммуникационных компетенций у основных субъектов образовательного процесса. Это позволяет определить направления психолого-педагогического сопровождения развития ИК-компетентности. Что, в свою очередь, оказывает влияние на повышение эффективности образования, повышение гибкости и доступности образования (информатизация образования должна сделать образование более гибким и доступным в смысле своевременного реагирования на изменения социального образовательного заказа), развитие информационной культуры (развитие общих навыков использования информационных технологий, как преподавателями, так и учащимися для повышения эффективности их деятельности) [5].
Анализ существующих методик оценки информационно-коммуникационной компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) учащимися разных классов в процессе учебной и другой деятельности, показывает, что они ориентируются, почти исключительно, на определение уровня сформированности некоторых технологических навыков работы с компьютером и компьютерными программами и алгоритмического мышления учеников. Что же касается определения умственных навыков высокого уровня, которые обеспечивают полноценную информационно-коммуникационную компетентность учащихся, т.е. умение интериоризировать использование цифровых технологий, ресурсов, использовать интерактивные инструменты коммуникации и сетей для получения доступа к информации, управления ею, ее интеграции, оценки и создания для функционирования в современном обществе, с помощью существующих методик очень сложно. Возможно, это связано с тем, что само понятие «информационно-коммуникационная компетентность» остается достаточно расплывчатым, имеет сложную структуру, а также с присутствием большого количества факторов, оказывающих влияние на уровень развития информационно-коммуникационной-компетентности [4].
Одним из путей реализации решения этой задачи является создание модели и организация психолого-педагогического сопровождения развития информационно-коммуникационной компетентности субъектов образовательного процесса не только как средства организации успешной образовательной и профессиональной деятельности, но и для успешной социализации. Необходимым условием формирования и повышения уровня развития ИК-компетентности мы видим в уточнении понимания сущности развития личности в новых реалиях и тенденциях информатизации образования, а также создании условий для получения знаний о собственных личностно-психологических особенностях развития основными субъектами образовательного процесса[3].
Цель исследования: теоретически обосновать и эмпирически исследовать влияние комплекса факторов на уровень развития информационно-коммуникационной компетентности основных субъектов образовательного процесса в условиях учебной деятельности.
Организация исследования. В исследовании приняли участие школьники МБОУ СОШ №10 - учащиеся разных ступеней обучения: младшая ступень (2-4 классы) - 100 чел.; основное внимание в исследовании было уделено средней ступени (5-7 классы) - 357 чел., из которых 5А, 5Б, 6А, 6Б, 7А, 7Б - классы, которые готовят для дальнейшей предпрофильной подготовки - классы с литерой «А» - гуманитарной направленности, с литерой «Б» - химико-биологической направленности, с литерой «Д» - новые, сборные классы, дети, как правило, не обучающиеся в начальном звене МБОУ СОШ №10; старшая ступень (8-11 классы) - 120 чел.
Исследование проводилось в МБОУ СОШ №10 с углубленным изучением отдельных предметов в специализированном кабинете информатики, оборудованном на базе IBM PC совместимых мультимедийных компьютеров с процессором Intel(R) Core(TM) i3-2120 CPU 3,30 GHz, 32-разрядной операционной системой Windows 7 Профессиональная, с выходом в глобальную сеть Интернет с 17.12.2012г. по 22.12.2012г; с 10.03.2015г. по 17.03.2015г.
Методы исследования. В исследовании мы использовали следующие методы:
- теоретические: анализ психолого-педагогической и методической литературы, изучение программной документации по проблемам информатизации образования, моделирование научно-методического, психологического сопровождения основных субъектов образовательного процесса;
- эмпирические: анкетирование, методику определения уровней развития ИК-компетентности респондентов С.А. Зайцевой[1], систему тестовых заданий по определению базовой ИК-компетентности Л.И. Ястребова, интервьюирование, анализ документов, педагогический эксперимент и измерения, педагогическое проектирование программ [5], математико-статистические методики.
Результаты исследования. Проведенные нами исследования с тремястами учениками, обучающимися на разных ступенях, учащимися МБОУ СОШ №10 с углубленным изучением отдельных предметов, выявили наличный уровень информационно-коммуникационных компетенций, а также позволили выяснить степень влияния комплекса факторов на уровень развития ИК-компетентности и их воздействие на исследуемые параметры [1].
Для определения наличного уровня сформированности информационно-коммуникационных компетенций была применена адаптированная методика С.А. Зайцевой (Табл. 1)
Таблица 1
Методика изучения и оценки сформированности наличного уровня информационно-коммуникационных компетенций учащихся
Критерии оценки ИКТ-компетентности |
Измеряемые показатели |
Методы измерения показателей |
Преобладающие факторы, оказывающие влияние |
К1. Эффективность решения собственных учебно-образовательных задач на основе средств информационных и коммуникационных технологий |
Способность находить, передавать и продуцировать учебную информацию с использованием средств ИКТ |
Выполнение контрольного задания |
личностные |
Использование преимуществ средств ИКТ при освоении школьных дисциплин |
Экспертная оценка преподавателей |
||
Активность использования средств информационно-коммуникационной образовательной среды |
Анкетирование школьников |
||
К2. Готовность школьников к формированию компьютерной грамотности |
Знания школьников содержания и технологий формирования компьютерной грамотности |
Тестовая оценка знаний |
мотивационные |
Средняя оценка по уроку информатика и ИКТ по разделу «Прикладные программы», «Компьютерные сети», «Компьютерное моделирование» |
|||
Способность на практике организовывать работу по самообучению элементам компьютерной грамотности |
Экспертная оценка учителя в период выполнения лабораторных и практических работ |
||
К3. Умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в исследовательской и проектной деятельности |
Способность использования мультимедийных программ и сред |
Оценка учебно-исследовательских проектов |
когнитивные
|
Выполнение контрольного задания |
|||
Компьютерное тестирование |
|||
К4. Способность организовать свой учебный процесс с использованием средств информационных и коммуникационных технологий |
Знание различных видов электронных образовательных ресурсов (ЭОР) для учащихся |
Тестовая оценка знаний |
личностные, мотивационные, когнитивные |
Способность применения ЭОР в своей образовательной и другой деятельности |
Экспертная оценка учителей-предметников |
||
Способность разрабатывать некоторые виды ЭОР |
Оценка наполнения электронного портфолио |
||
К5. Подготовленность школьников к освоению новых программных средств |
Способность осваивать новые программные продукты, приспосабливать их функции к решению учебных и других задач, судить о качестве и репрезентативности программного продукта |
Наблюдение за выполнением школьниками лабораторных работ |
|
Выполнение контрольного задания |
|||
Средняя оценка самостоятельной работы учеников |
На основании, обозначенных в табл.1, критериев был определен наличный уровень сформированности информационно-коммуникационных компетенций учеников на разных ступенях обучения (Табл. 2). Процентная характеристика успешности выбрана на основе принятой в настоящее время рейтинговой шкалы оценивания ИК-компетентности.
Таблица 2
Методика определения наличного уровня сформированности информационно-коммуникационных компетенций респондентов 2015-2016 учебный год
Уровни сформированности информационно-коммуникационных-компетенций |
Средний показатель уровня сформированности (Х). Процентная характеристика успешности |
|||||
Начальная ступень обучения |
Средняя ступень обучения |
Старшая ступень обучения |
Начальная ступень обучения |
Средняя ступень обучения |
Старшая ступень обучения |
|
Недостаточный |
Недостаточный |
Недостаточный |
0≤Х≥0,43 |
0≤Х≥0,43 |
0 |
|
Адаптивный |
Адаптивный |
Адаптивный |
0,57≤Х≥1 |
0,71≤Х≥1,2 |
0,86≤Х≥1,29 |
|
Конструктивный |
Конструктивный |
Конструктивный |
0 |
Х=1 |
1,5≤Х≥1,86 |
|
Исследовательский |
Исследовательский |
Исследовательский |
0 |
0 |
Х=2 |
|
Процент от высшего уровня |
Процент от высшего уровня |
Процент от высшего уровня |
25,9% |
38,1% |
77,8% |
Адаптивный - низкий, минимально допустимый уровень сформированности информационно-коммуникационных компетенций ученика, отражающий его способность использовать знакомые средства информационных и коммуникационных технологий при организации своей учебной деятельности. Для ученика, обладающего данным уровнем сформированности ИК-компетенций характерен, в основном, репродуктивный вид деятельности. Ученик готов к учебной деятельности в рамках действующих стандартов [1].
Конструктивный - средний, оптимально необходимый уровень сформированности информационно-коммуникационных компетенций ученика, позволяющий ему осознанно, целенаправленно и дифференцированно использовать средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебной и другой деятельности. Достижение данного уровня сформированности компетенций позволяет ученику сформировать общее видение целей, методов и технологий формирования исследовательской и проектной деятельности с применением компьютерной грамотности [1].
Исследовательский - высший, перспективный уровень сформированности информационно-коммуникационных компетенций учеников, отражающий их системное виденье процесса информатизации школы, готовность использовать постоянно обновляющийся инструментарий информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) как в собственной учебно-исследовательской деятельности, так и быть куратором учеников низших ступеней обучения [1].
В табл. показан средний показатель уровня сформированности информационно-коммуникационной компетентности учащихся, обучающихся на разных ступенях, в сравнении за 2015-2016 учебный год. В ходе сравнительного анализа, выявлено следующее. У учащихся младшей ступени обучения наблюдается недостаточный уровень сформированности ИК-компетенций. В этих классах адаптивный, т.е. минимально допустимый уровень сформированности наблюдается у таких информационно-коммуникационных компетенций, как определение информации - способность использовать инструменты информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) для идентификации и соответствующего представления необходимой информации. Незначительно выше (на 0,2) показатель уровня сформированности таких компетенций, как создание информации - умение работать в знакомой программной среде, применяя ее для решения учебных задач; сообщение информации - способность передавать информацию в среде информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), причем эти компетенции, как правило, не выходят за рамки школьной программы, а также использования знакомых игровых программных продуктов.
Основное внимание было уделено средней ступени обучения, так как именно в среднем звене можно проследить развитие ИК-компетентности. Наличный уровень сформированности ИК-компетенций у учащихся среднего звена в основном адаптивный (низкий). На параллелях 5-х, 6-х, 7-х классов, кроме вышеперечисленных компетенций, добавляются компетенции управления информацией - умение применять существующую схему организации - алгоритм при работе с информацией, а также компетенция оценивания информации - умение выносить суждение о важности, полезности информации. Именно у учащихся предпрофильных классов среднего звена начинает прослеживаться осознанное и целенаправленное использование средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебной и другой деятельности, что позволяет использовать средства ИК-технологий для исследовательской и проектной деятельности (максимальный конструктивный показатель - 1).
На адаптивный и конструктивный уровни сформированности на этих параллелях оказывают влияние такие факторы, как:
личностные - отношение к личности (в т.ч., к себе); активное отношение к ситуации в целом; уверенность в себе; независимость в отношениях с одноклассниками; чувство общности - умение работать в группе, коллективе; удовлетворяющий статус при работе в группах; достаточно высокая самооценка и др;
мотивационные - открытые коммуникации - ученик знает, во имя чего он выполняет задания, каков должен быть результат; с удовольствием выполняет сложные и ответственные задачи; получает своевременную и конкретную обратную связь от одноклассников, учителей, родителей,
для представления о динамике и полноте процесса овладения им знаниями, для оценки своей деятельности, ее коррекции и пр.; реагирует на похвалу и благодарность за выполненную работу, которая служит стимулом для дальнейших активных действий; получает возможность личностного развития [2];
когнитивные - наличие познавательной потребности; потребности в новизне и пр.[1].
Положительное влияние вышеперечисленных факторов наблюдается у учащихся, которые обучаются в классах предпрофильной подготовки, занимаются в системе дополнительного образования по предметам, в дальнейшем, обучаются в классах углубленного изучения предметов, во вновь сформированных классах, наполняемость которых формируется из учащихся, прибывших из различных школ города, в т.ч. школ с углубленным изучением отдельных предметов, лицеев, гимназий, а также, по результатам анализа социальных паспортов, у учащихся, чьи родители имеют высшее образование (Табл. 3).
Таблица 3
Показатели анализа факторов, влияющих на уровень развития ИК-компетенций у учащихся среднего звена
Факторы влияния |
Показатели |
Параллель 5-х классов |
Параллель 6-х классов |
Параллель 7-х классов |
|||||||||||||
А |
Б |
В |
Г |
Д |
А |
Б |
В |
Г |
Д |
А |
Б |
В |
Г |
Д |
|||
Личностные |
Х |
19,4 |
20,4 |
10,8 |
10,3 |
22,7 |
18,9 |
17,9 |
12,7 |
13,3 |
17,3 |
23,1 |
22,1 |
7,0 |
17,3 |
16,9 |
|
σ |
3,2 |
2,1 |
4,8 |
4,6 |
4,5 |
4,2 |
2,3 |
2,9 |
2,3 |
||||||||
SE |
1,3 |
1,6 |
1,2 |
||||||||||||||
Мотивационные |
Х |
16,7 |
16,1 |
11,7 |
10,4 |
17,4 |
17,0 |
15,0 |
12,1 |
11,4 |
15,3 |
18,3 |
15,6 |
5,9 |
11,3 |
12,6 |
|
σ |
8,5 |
8,6 |
7,5 |
7,3 |
7,8 |
7,6 |
7,8 |
6,7 |
7,5 |
8,8 |
8,3 |
8,6 |
6,9 |
8,7 |
|||
SE |
3 |
2,9 |
3,4 |
||||||||||||||
Когнитивные
|
Х |
10,7 |
11,3 |
5,7 |
4,8 |
11,3 |
14,0 |
13,0 |
5,7 |
6,7 |
14,0 |
17,7 |
14,6 |
3,4 |
6,4 |
12,7 |
|
σ |
9,0 |
9,0 |
7,7 |
6,2 |
6,6 |
7,3 |
6,2 |
4,8 |
5,9 |
6,3 |
9,3 |
7,4 |
2,2 |
7,0 |
|||
SE |
3,1 |
2,5 |
2,3 |
В табл. №3, к констатирующему сравнительному анализу по определению степени влияния различных факторов на уровень развития ИК-компетенций, представлены три параллели среднего звена учащихся - 5, 6, 7-х классов.
Полученные показатели по среднему (Х) и стандартному отклонению (σ) по методике «Анализ влияния некоторых факторов на уровень развития ИК-компетенций у учащихся» (табл. 3), по семи шкалам, показали, что учащимся общеобразовательных (универсальных) классов присущи более низкие показатели [3], чем учащимся, обучающимся в классах предпрофильной подготовки, стандартное отклонение (SE) показывает, как распределены значения относительно среднего в выборке. В среднем по параллелям среднего звена, стандартное отклонение равно 2,3, что ненамного отличается от нуля, и указывает на то, что большинство значений находятся рядом со средним. Это позволяет судить о том, что баллы по шкале отражают осмысленность выбора варианта ответа в тестах (уровень надежности - 95%). Надо заметить, что качество знаний в общеобразовательных классах также ниже, в сравнении с предпрофильными - 75% и 100% соответственно.
У учащихся старшей ступени обучения в основном наблюдается исследовательский уровень развития ИК-компетенций (показатель наличного уровня сформированности находится в диапазоне 0,86≤Х≥2), который тем не менее, не выходит, в большинстве своем, за рамки школьной программы. Детальное исследование формирования и развития ИК-компетентности старшеклассников рассматривается в следующей статье.
Обозначенные и охарактеризованные уровни сформированности и определяющие их критерии показали свою эффективность в опытно-экспериментальной деятельности. Результаты соотнесения оценки информационно-коммуникационных (ИК) компетенций школьников и успехи в учебной деятельности показывают, что чем выше уровень сформированности ИК-компетенций, тем выше качество обученности, тем выше уровень ИК-компетенции учащихся. Результаты продемонстрировали достоверность применяемых оценочных методик и значимость сформированности ИК-компетентности для учебной и другой деятельности субъектов образовательного процесса.
Заключение. Полученные в результате исследования данные свидетельствуют о необходимости формирования и развития Ик-компетенций, что возможно посредством формирования и осуществления психолого-педагогического сопровождения основных субъектов образовательного процесса. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся будет эффективным при условии его системности; личностной ориентированности; направленности на формирование ситуации развития личности и ее особенностей, значимых для повышения уровня ИК-компетенции; развития позитивного настроения, эмоциональной стрессоустойчивости, социально-психологической, учебной и профессиональной компетентности.
Психолого-педагогическое сопровождение развития ИК-компетенций основных субъектов образовательного процесса может включать в себя:
- организацию и разработку программ по формированию и развитию ИК-компетенций основных субъектов образовательного процесса;
- проведение социально-психологических и психолого-педагогических тренинговых программ;
- обучение основных субъектов образовательного процесса психической саморегуляции и самокоррекции;
- оказание психолого-педагогической помощи в виде индивидуальных и групповых консультаций;
- разработку электронного учебно-методического комплекса «Психологическое сопровождение развития ИКТ-компетентности основных субъектов образовательного процесса: технологические, методические, психологические аспекты», который может быть использован на разных уровнях системы образования для улучшения эффективности внедрения инновационных информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс;
- разработку модели психолого-педагогического сопровождения развития ИКТ-компетентности основных субъектов образовательного процесса, которая может быть внедрена в т.ч., в систему дополнительного образования;
- построение сетевого взаимодействия основных участников образовательных отношений в информационно-образовательной среде (ИОС).
1. Зайцева С.А. Теоретико-методологические основы подготовки учителя начальных классов в области современных информационных и коммуникационных технологий: Монография. - Шуя: Изд-во ГОУ ВПО «ШГПУ», 2011. - 166 с.
2. Маркова А. К., Матис Т.А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. М., 1990. -С.20
3. Яковлев Б.П. Психическая нагрузка в современном образовательном процессе Журнал / Б.П. Яковлев, О.Г. Литовченко. - ГБОУ ВПО Московский городской психолого-педагогический университет: «Психологическая наука и образование: Электронное специализированное научно-практическое периодическое издание (Psyedu.ru)», №4.2007.-С.38-44
4. Яковлев Б.П. Теоретический анализ коммуникационной и коммуникативной компетентностей / Б.П. Яковлев, Л. С.Чистова. - Журнал «Успехи современного естествознания» №6, 2009 год. Развитие научного потенциала высшей школы, III научная международная конференция, 4-11 марта 2009г., ОАЭ
5. Ястребов Л.И. Определение уровня базовой ИКТ - компетентности // Вопросы интернет-образования. - № 52