Information and communication technologies (ICT) occupy a Central place in the innovative development of key spheres of society, and the formation of information and communication competencies of a literate society begins in school. In this regard, you should pay special attention to the creation of a model of psychological and pedagogical support of development of information and communication competence in the basic subjects of the educational process. The definition of information and communication competence is a very difficult task, not least because it is difficult to quantify, and this requires knowledge about psychological peculiarities of formation of the personality of modern man. Analysis of research in this area has allowed to identify some factors that influence the level of development of the IR competence of the main actors of the educational process: personality, motivational and cognitive, etc. the results of the study allow a comparative analysis of the impact of these factors on the quality of training and professional activities, to allocate objectively existing, existing at different levels of the problem.
information and communication technology, ICT competence, ICT competence, levels of development of the IR competences, personality, motivational and cognitive factors
Актуальность исследования
Процессы информатизации, широкое использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) являются условием выполнения государственного заказа на развитие образования. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) второго поколения, президентские инициативы, стратегия построения информационного общества в России формируют запрос не только на обновление информационно-образовательной среды общеобразовательных учреждений (ОУ), но и на эффективное и качественное использование внедряемых информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), повышение гибкости и доступности образования. А это невозможно без развития ИК-компетенций в частности, без уверенного владения всеми составляющими навыками информационно-коммуникационной грамотности для решения возникающих вопросов, что предоставит индивидууму средства для успешной учебы, жизни и работы в обществе. В связи с этим значительно возросло требование к уровню информационно-коммуникационной компетентности основных субъектов образовательного процесса. Создание условий для эффективного формирования информационно-коммуникационных компетенций с целью создания новых возможностей передачи и восприятия знаний, оценки качества обучения и всестороннего развития личности - одна из приоритетных задач современной школы.
Особое значение при этом имеет выявление наличного уровня информационно-коммуникационных компетенций у основных субъектов образовательного процесса. Это позволяет определить направления психолого-педагогического сопровождения развития ИК-компетентности. Что, в свою очередь, оказывает влияние на повышение эффективности образования, повышение гибкости и доступности образования (информатизация образования должна сделать образование более гибким и доступным в смысле своевременного реагирования на изменения социального образовательного заказа), развитие информационной культуры (развитие общих навыков использования информационных технологий, как преподавателями, так и учащимися для повышения эффективности их деятельности) [5].
Анализ существующих методик оценки информационно-коммуникационной компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) учащимися разных классов в процессе учебной и другой деятельности, показывает, что они ориентируются, почти исключительно, на определение уровня сформированности некоторых технологических навыков работы с компьютером и компьютерными программами и алгоритмического мышления учеников. Что же касается определения умственных навыков высокого уровня, которые обеспечивают полноценную информационно-коммуникационную компетентность учащихся, т.е. умение интериоризировать использование цифровых технологий, ресурсов, использовать интерактивные инструменты коммуникации и сетей для получения доступа к информации, управления ею, ее интеграции, оценки и создания для функционирования в современном обществе, с помощью существующих методик очень сложно. Возможно, это связано с тем, что само понятие «информационно-коммуникационная компетентность» остается достаточно расплывчатым, имеет сложную структуру, а также с присутствием большого количества факторов, оказывающих влияние на уровень развития информационно-коммуникационной-компетентности [4].
Одним из путей реализации решения этой задачи является создание модели и организация психолого-педагогического сопровождения развития информационно-коммуникационной компетентности субъектов образовательного процесса не только как средства организации успешной образовательной и профессиональной деятельности, но и для успешной социализации. Необходимым условием формирования и повышения уровня развития ИК-компетентности мы видим в уточнении понимания сущности развития личности в новых реалиях и тенденциях информатизации образования, а также создании условий для получения знаний о собственных личностно-психологических особенностях развития основными субъектами образовательного процесса[3].
Цель исследования: теоретически обосновать и эмпирически исследовать влияние комплекса факторов на уровень развития информационно-коммуникационной компетентности основных субъектов образовательного процесса в условиях учебной деятельности.
Организация исследования. В исследовании приняли участие школьники МБОУ СОШ №10 - учащиеся разных ступеней обучения: младшая ступень (2-4 классы) - 100 чел.; основное внимание в исследовании было уделено средней ступени (5-7 классы) - 357 чел., из которых 5А, 5Б, 6А, 6Б, 7А, 7Б - классы, которые готовят для дальнейшей предпрофильной подготовки - классы с литерой «А» - гуманитарной направленности, с литерой «Б» - химико-биологической направленности, с литерой «Д» - новые, сборные классы, дети, как правило, не обучающиеся в начальном звене МБОУ СОШ №10; старшая ступень (8-11 классы) - 120 чел.
Исследование проводилось в МБОУ СОШ №10 с углубленным изучением отдельных предметов в специализированном кабинете информатики, оборудованном на базе IBM PC совместимых мультимедийных компьютеров с процессором Intel(R) Core(TM) i3-2120 CPU 3,30 GHz, 32-разрядной операционной системой Windows 7 Профессиональная, с выходом в глобальную сеть Интернет с 17.12.2012г. по 22.12.2012г; с 10.03.2015г. по 17.03.2015г.
Методы исследования. В исследовании мы использовали следующие методы:
- теоретические: анализ психолого-педагогической и методической литературы, изучение программной документации по проблемам информатизации образования, моделирование научно-методического, психологического сопровождения основных субъектов образовательного процесса;
- эмпирические: анкетирование, методику определения уровней развития ИК-компетентности респондентов С.А. Зайцевой[1], систему тестовых заданий по определению базовой ИК-компетентности Л.И. Ястребова, интервьюирование, анализ документов, педагогический эксперимент и измерения, педагогическое проектирование программ [5], математико-статистические методики.
Результаты исследования. Проведенные нами исследования с тремястами учениками, обучающимися на разных ступенях, учащимися МБОУ СОШ №10 с углубленным изучением отдельных предметов, выявили наличный уровень информационно-коммуникационных компетенций, а также позволили выяснить степень влияния комплекса факторов на уровень развития ИК-компетентности и их воздействие на исследуемые параметры [1].
Для определения наличного уровня сформированности информационно-коммуникационных компетенций была применена адаптированная методика С.А. Зайцевой (Табл. 1)
Таблица 1
Методика изучения и оценки сформированности наличного уровня информационно-коммуникационных компетенций учащихся
Критерии оценки ИКТ-компетентности |
Измеряемые показатели |
Методы измерения показателей |
Преобладающие факторы, оказывающие влияние |
К1. Эффективность решения собственных учебно-образовательных задач на основе средств информационных и коммуникационных технологий |
Способность находить, передавать и продуцировать учебную информацию с использованием средств ИКТ |
Выполнение контрольного задания |
личностные |
Использование преимуществ средств ИКТ при освоении школьных дисциплин |
Экспертная оценка преподавателей |
||
Активность использования средств информационно-коммуникационной образовательной среды |
Анкетирование школьников |
||
К2. Готовность школьников к формированию компьютерной грамотности |
Знания школьников содержания и технологий формирования компьютерной грамотности |
Тестовая оценка знаний |
мотивационные |
Средняя оценка по уроку информатика и ИКТ по разделу «Прикладные программы», «Компьютерные сети», «Компьютерное моделирование» |
|||
Способность на практике организовывать работу по самообучению элементам компьютерной грамотности |
Экспертная оценка учителя в период выполнения лабораторных и практических работ |
||
К3. Умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в исследовательской и проектной деятельности |
Способность использования мультимедийных программ и сред |
Оценка учебно-исследовательских проектов |
когнитивные
|
Выполнение контрольного задания |
|||
Компьютерное тестирование |
|||
К4. Способность организовать свой учебный процесс с использованием средств информационных и коммуникационных технологий |
Знание различных видов электронных образовательных ресурсов (ЭОР) для учащихся |
Тестовая оценка знаний |
личностные, мотивационные, когнитивные |
Способность применения ЭОР в своей образовательной и другой деятельности |
Экспертная оценка учителей-предметников |
||
Способность разрабатывать некоторые виды ЭОР |
Оценка наполнения электронного портфолио |
||
К5. Подготовленность школьников к освоению новых программных средств |
Способность осваивать новые программные продукты, приспосабливать их функции к решению учебных и других задач, судить о качестве и репрезентативности программного продукта |
Наблюдение за выполнением школьниками лабораторных работ |
|
Выполнение контрольного задания |
|||
Средняя оценка самостоятельной работы учеников |
На основании, обозначенных в табл.1, критериев был определен наличный уровень сформированности информационно-коммуникационных компетенций учеников на разных ступенях обучения (Табл. 2). Процентная характеристика успешности выбрана на основе принятой в настоящее время рейтинговой шкалы оценивания ИК-компетентности.
Таблица 2
Методика определения наличного уровня сформированности информационно-коммуникационных компетенций респондентов 2015-2016 учебный год
Уровни сформированности информационно-коммуникационных-компетенций |
Средний показатель уровня сформированности (Х). Процентная характеристика успешности |
|||||
Начальная ступень обучения |
Средняя ступень обучения |
Старшая ступень обучения |
Начальная ступень обучения |
Средняя ступень обучения |
Старшая ступень обучения |
|
Недостаточный |
Недостаточный |
Недостаточный |
0≤Х≥0,43 |
0≤Х≥0,43 |
0 |
|
Адаптивный |
Адаптивный |
Адаптивный |
0,57≤Х≥1 |
0,71≤Х≥1,2 |
0,86≤Х≥1,29 |
|
Конструктивный |
Конструктивный |
Конструктивный |
0 |
Х=1 |
1,5≤Х≥1,86 |
|
Исследовательский |
Исследовательский |
Исследовательский |
0 |
0 |
Х=2 |
|
Процент от высшего уровня |
Процент от высшего уровня |
Процент от высшего уровня |
25,9% |
38,1% |
77,8% |
Адаптивный - низкий, минимально допустимый уровень сформированности информационно-коммуникационных компетенций ученика, отражающий его способность использовать знакомые средства информационных и коммуникационных технологий при организации своей учебной деятельности. Для ученика, обладающего данным уровнем сформированности ИК-компетенций характерен, в основном, репродуктивный вид деятельности. Ученик готов к учебной деятельности в рамках действующих стандартов [1].
Конструктивный - средний, оптимально необходимый уровень сформированности информационно-коммуникационных компетенций ученика, позволяющий ему осознанно, целенаправленно и дифференцированно использовать средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебной и другой деятельности. Достижение данного уровня сформированности компетенций позволяет ученику сформировать общее видение целей, методов и технологий формирования исследовательской и проектной деятельности с применением компьютерной грамотности [1].
Исследовательский - высший, перспективный уровень сформированности информационно-коммуникационных компетенций учеников, отражающий их системное виденье процесса информатизации школы, готовность использовать постоянно обновляющийся инструментарий информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) как в собственной учебно-исследовательской деятельности, так и быть куратором учеников низших ступеней обучения [1].
В табл. показан средний показатель уровня сформированности информационно-коммуникационной компетентности учащихся, обучающихся на разных ступенях, в сравнении за 2015-2016 учебный год. В ходе сравнительного анализа, выявлено следующее. У учащихся младшей ступени обучения наблюдается недостаточный уровень сформированности ИК-компетенций. В этих классах адаптивный, т.е. минимально допустимый уровень сформированности наблюдается у таких информационно-коммуникационных компетенций, как определение информации - способность использовать инструменты информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) для идентификации и соответствующего представления необходимой информации. Незначительно выше (на 0,2) показатель уровня сформированности таких компетенций, как создание информации - умение работать в знакомой программной среде, применяя ее для решения учебных задач; сообщение информации - способность передавать информацию в среде информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), причем эти компетенции, как правило, не выходят за рамки школьной программы, а также использования знакомых игровых программных продуктов.
Основное внимание было уделено средней ступени обучения, так как именно в среднем звене можно проследить развитие ИК-компетентности. Наличный уровень сформированности ИК-компетенций у учащихся среднего звена в основном адаптивный (низкий). На параллелях 5-х, 6-х, 7-х классов, кроме вышеперечисленных компетенций, добавляются компетенции управления информацией - умение применять существующую схему организации - алгоритм при работе с информацией, а также компетенция оценивания информации - умение выносить суждение о важности, полезности информации. Именно у учащихся предпрофильных классов среднего звена начинает прослеживаться осознанное и целенаправленное использование средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебной и другой деятельности, что позволяет использовать средства ИК-технологий для исследовательской и проектной деятельности (максимальный конструктивный показатель - 1).
На адаптивный и конструктивный уровни сформированности на этих параллелях оказывают влияние такие факторы, как:
личностные - отношение к личности (в т.ч., к себе); активное отношение к ситуации в целом; уверенность в себе; независимость в отношениях с одноклассниками; чувство общности - умение работать в группе, коллективе; удовлетворяющий статус при работе в группах; достаточно высокая самооценка и др;
мотивационные - открытые коммуникации - ученик знает, во имя чего он выполняет задания, каков должен быть результат; с удовольствием выполняет сложные и ответственные задачи; получает своевременную и конкретную обратную связь от одноклассников, учителей, родителей,
для представления о динамике и полноте процесса овладения им знаниями, для оценки своей деятельности, ее коррекции и пр.; реагирует на похвалу и благодарность за выполненную работу, которая служит стимулом для дальнейших активных действий; получает возможность личностного развития [2];
когнитивные - наличие познавательной потребности; потребности в новизне и пр.[1].
Положительное влияние вышеперечисленных факторов наблюдается у учащихся, которые обучаются в классах предпрофильной подготовки, занимаются в системе дополнительного образования по предметам, в дальнейшем, обучаются в классах углубленного изучения предметов, во вновь сформированных классах, наполняемость которых формируется из учащихся, прибывших из различных школ города, в т.ч. школ с углубленным изучением отдельных предметов, лицеев, гимназий, а также, по результатам анализа социальных паспортов, у учащихся, чьи родители имеют высшее образование (Табл. 3).
Таблица 3
Показатели анализа факторов, влияющих на уровень развития ИК-компетенций у учащихся среднего звена
Факторы влияния |
Показатели |
Параллель 5-х классов |
Параллель 6-х классов |
Параллель 7-х классов |
|||||||||||||
А |
Б |
В |
Г |
Д |
А |
Б |
В |
Г |
Д |
А |
Б |
В |
Г |
Д |
|||
Личностные |
Х |
19,4 |
20,4 |
10,8 |
10,3 |
22,7 |
18,9 |
17,9 |
12,7 |
13,3 |
17,3 |
23,1 |
22,1 |
7,0 |
17,3 |
16,9 |
|
σ |
3,2 |
2,1 |
4,8 |
4,6 |
4,5 |
4,2 |
2,3 |
2,9 |
2,3 |
||||||||
SE |
1,3 |
1,6 |
1,2 |
||||||||||||||
Мотивационные |
Х |
16,7 |
16,1 |
11,7 |
10,4 |
17,4 |
17,0 |
15,0 |
12,1 |
11,4 |
15,3 |
18,3 |
15,6 |
5,9 |
11,3 |
12,6 |
|
σ |
8,5 |
8,6 |
7,5 |
7,3 |
7,8 |
7,6 |
7,8 |
6,7 |
7,5 |
8,8 |
8,3 |
8,6 |
6,9 |
8,7 |
|||
SE |
3 |
2,9 |
3,4 |
||||||||||||||
Когнитивные
|
Х |
10,7 |
11,3 |
5,7 |
4,8 |
11,3 |
14,0 |
13,0 |
5,7 |
6,7 |
14,0 |
17,7 |
14,6 |
3,4 |
6,4 |
12,7 |
|
σ |
9,0 |
9,0 |
7,7 |
6,2 |
6,6 |
7,3 |
6,2 |
4,8 |
5,9 |
6,3 |
9,3 |
7,4 |
2,2 |
7,0 |
|||
SE |
3,1 |
2,5 |
2,3 |
В табл. №3, к констатирующему сравнительному анализу по определению степени влияния различных факторов на уровень развития ИК-компетенций, представлены три параллели среднего звена учащихся - 5, 6, 7-х классов.
Полученные показатели по среднему (Х) и стандартному отклонению (σ) по методике «Анализ влияния некоторых факторов на уровень развития ИК-компетенций у учащихся» (табл. 3), по семи шкалам, показали, что учащимся общеобразовательных (универсальных) классов присущи более низкие показатели [3], чем учащимся, обучающимся в классах предпрофильной подготовки, стандартное отклонение (SE) показывает, как распределены значения относительно среднего в выборке. В среднем по параллелям среднего звена, стандартное отклонение равно 2,3, что ненамного отличается от нуля, и указывает на то, что большинство значений находятся рядом со средним. Это позволяет судить о том, что баллы по шкале отражают осмысленность выбора варианта ответа в тестах (уровень надежности - 95%). Надо заметить, что качество знаний в общеобразовательных классах также ниже, в сравнении с предпрофильными - 75% и 100% соответственно.
У учащихся старшей ступени обучения в основном наблюдается исследовательский уровень развития ИК-компетенций (показатель наличного уровня сформированности находится в диапазоне 0,86≤Х≥2), который тем не менее, не выходит, в большинстве своем, за рамки школьной программы. Детальное исследование формирования и развития ИК-компетентности старшеклассников рассматривается в следующей статье.
Обозначенные и охарактеризованные уровни сформированности и определяющие их критерии показали свою эффективность в опытно-экспериментальной деятельности. Результаты соотнесения оценки информационно-коммуникационных (ИК) компетенций школьников и успехи в учебной деятельности показывают, что чем выше уровень сформированности ИК-компетенций, тем выше качество обученности, тем выше уровень ИК-компетенции учащихся. Результаты продемонстрировали достоверность применяемых оценочных методик и значимость сформированности ИК-компетентности для учебной и другой деятельности субъектов образовательного процесса.
Заключение. Полученные в результате исследования данные свидетельствуют о необходимости формирования и развития Ик-компетенций, что возможно посредством формирования и осуществления психолого-педагогического сопровождения основных субъектов образовательного процесса. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся будет эффективным при условии его системности; личностной ориентированности; направленности на формирование ситуации развития личности и ее особенностей, значимых для повышения уровня ИК-компетенции; развития позитивного настроения, эмоциональной стрессоустойчивости, социально-психологической, учебной и профессиональной компетентности.
Психолого-педагогическое сопровождение развития ИК-компетенций основных субъектов образовательного процесса может включать в себя:
- организацию и разработку программ по формированию и развитию ИК-компетенций основных субъектов образовательного процесса;
- проведение социально-психологических и психолого-педагогических тренинговых программ;
- обучение основных субъектов образовательного процесса психической саморегуляции и самокоррекции;
- оказание психолого-педагогической помощи в виде индивидуальных и групповых консультаций;
- разработку электронного учебно-методического комплекса «Психологическое сопровождение развития ИКТ-компетентности основных субъектов образовательного процесса: технологические, методические, психологические аспекты», который может быть использован на разных уровнях системы образования для улучшения эффективности внедрения инновационных информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс;
- разработку модели психолого-педагогического сопровождения развития ИКТ-компетентности основных субъектов образовательного процесса, которая может быть внедрена в т.ч., в систему дополнительного образования;
- построение сетевого взаимодействия основных участников образовательных отношений в информационно-образовательной среде (ИОС).
1. Zaytseva S.A. Teoretiko-metodologicheskie osnovy podgotovki uchitelya nachal´nykh klassov v oblasti sovremennykh informatsionnykh i kommunikatsionnykh tekhnologiy: Monografiya. - Shuya: Izd-vo GOU VPO «ShGPU», 2011. - 166 s.
2. Markova A. K., Matis T.A., Orlov A. B. Formirovanie motivatsii ucheniya. M., 1990. -S.20
3. Yakovlev B.P. Psikhicheskaya nagruzka v sovremennom obrazovatel´nom protsesse Zhurnal / B.P. Yakovlev, O.G. Litovchenko. - GBOU VPO Moskovskiy gorodskoy psikhologo-pedagogicheskiy universitet: «Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie: Elektronnoe spetsializirovannoe nauchno-prakticheskoe periodicheskoe izdanie (Psyedu.ru)», №4.2007.-S.38-44
4. Yakovlev B.P. Teoreticheskiy analiz kommunikatsionnoy i kommunikativnoy kompetentnostey / B.P. Yakovlev, L. S.Chistova. - Zhurnal «Uspekhi sovremennogo estestvoznaniya» №6, 2009 god. Razvitie nauchnogo potentsiala vysshey shkoly, III nauchnaya mezhdunarodnaya konferentsiya, 4-11 marta 2009g., OAE
5. Yastrebov L.I. Opredelenie urovnya bazovoy IKT - kompetentnosti. Voprosy internet-obrazovaniya. - № 52