Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассмотрена актуальность создания научно-образовательных кластеров для воспроизводства интеллектуального потенциала молодежи. Приведены основные условия воспроизводства интеллектуального потенциала на базе социального партнерства между образовательными учреждениями, учащимися, работодателями и государством. Явным достоинством формированием научно-образовательных кластеров для воспроизводства интеллектуального потенциала является фактор повышения привлекательности высших учебных заведений, что проявится в гарантии эффективности профессионального образования со стороны студентов, трудоустройства выпускников, возможности получения нескольких профессий одним специалистом, что даст возможность расширить доступ к разным видам экономической деятельности для молодых людей. В то же время уменьшаются сроки получения профессиональной подготовки, снижаются финансовые затраты на обучение, повышаются шансы трудоустройства студентов именно по выбранной профессии.

Ключевые слова:
интеллектуальный потенциал, молодежь, кластерный подход, научно-образовательный кластер
Текст

Молодежь играет важную роль в жизни современного общества, которая является движущей силой его развития и ключевым носителем передовых идей и технологий, важнейшим фактором перемен. Новое поколение является важной кадровой базой для формирования и функционирования инновационных видов деятельности. Изобретательность, предприимчивость, настойчивость и неординарность мышления молодых людей помогают им как в достижении личных успехов, так и в развитии различных сфер жизни общества в целом: общественно-политической, социальной, экономической и др.

         Существующая в нашем государстве демографическая проблема является значимой как в настоящий момент, так и в ближайшей перспективе. Одним из основных моментов в сложившейся ситуации является эффективная поддержка молодых людей и перспективных специалистов, создание и гарантия условий для их развития, в том числе, поиск лучшего способа инвестирования в науку и образование, который мог бы повлиять на демографическую, экономическую и социальную сферу жизни [6].

         Также, очень остро стоит вопрос поиска рыночных механизмов, которые бы позволили объединить интересы и действия всех заинтересованных социальных субъектов, таких как университет, студент, работодатель, общество и государство. Для того чтобы Россия стала страной с высокоразвитой и конкурентоспособной экономикой необходимо искать возможности вкладывать в образование и науку больше уже сейчас.

          Необходимо разработать комплекс мер по комплексному обучению, подготовке и поддержке профессиональных работников, созданию качественного интеллектуального потенциала, в первую очередь, молодого населения. В настоящий момент в отечественной практике, создается структура, которая ищет и привлекает молодых и перспективных специалистов в науку и инновационные разработки. Система привлечения формируется с помощью различных грантов Президента РФ для поддержки молодых ученых – аспирантов, докторантов и их научных руководителей, кандидатов наук, докторов наук, ведущих научных школ Российской Федерации, федеральные и региональные целевые программы и проекты [5].

          Сфера образования и науки – вот та структура, где основывается воспроизводство интеллектуального потенциала. В нашем государстве существует отличный опыт организации и управления всей системы: школа, институт, производство, опыт отбора в университеты одаренных школьников путем проведения олимпиад, творческих конкурсов и проектов, создания детских научных школ, конференций, организации школ-интернатов для талантливой молодежи. Данный опыт нуждается в обновлении и расширении, учитывая тот факт, что в России с каждым годом уменьшаются стартовые возможности молодых людей, в особенности молодежи из сельской местности и маленьких городов, из-за увеличивающегося социального расслоения современного общества. Существует проблема доступности качественного образования для одаренных и талантливых молодых людей [2, 4].

         Сложившаяся тенденция на рынке трудоустройства, а точнее рост требований к процессу обучения молодых кадров, заставляет образовательные учреждения создавать новые формы и системы подготовки будущих специалистов. Актуальными методами разработки таких систем подготовки молодых кадров являются формирование научно-образовательных кластеров. В действительности научно-образовательные кластеры состоят из совокупности взаимосвязанных учреждений, которые действуют в сфере образования и науки, при этом они дополняют друг друга. Совокупность данных организаций научно-исследовательского характера и профессионального образования, которые объединены по отраслевому признаку и системой партнерства с предприятиями образовательной отрасли и представляют собой научно-образовательный кластер.

         Кластер – объединение нескольких однородных элементов, которое может рассматриваться как самостоятельная единица, обладающая определёнными свойствами.

         Кластер – организационная форма объединения усилий заинтересованных сторон в направлении достижения конкурентоспособных преимуществ.

         Научно-образовательные кластеры, по своей сути, комплексная система подготовки, инструментов обучения в цепочке наука – технологии – бизнес. Ключевыми элементами в таких структурах являются университеты, на базе которых и будет проходить образовательный процесс молодых специалистов.      Научно-образовательные кластеры содействуют полноценному процессу подготовки квалифицированных специалистов на базе предприятий, формируют систему, при которой студенты полностью погружаются в структуру их будущей профессиональной деятельности, создают условия для изучения, систематизирования и аккумулирования практического опыта. Другими словами, создание кластера способствует профессиональному росту студентов, благодаря качественному планированию и перераспределению учебной нагрузки преподавателей, использованию учебного и лабораторного образования, университетских аудиторий, программному обеспечению, эффективному использованию имеющихся ресурсов в системе профессиональной подготовки, созданию единой нормативно-правовой базы, научно-методическому обеспечению для совместного пользования в образовательном процессе.

Научно-образовательные кластеры создают условия для учащихся, в которых они могут более эффективно использовать в работе свои интеллектуальные, материальные и информационные возможности, завести выгодные отношения с некоммерческими компаниями и учреждениями, использовать свои ресурсы и полученный ранее опыт. Такая коммуникация  содействует положительному влиянию на воспроизводство интеллектуального потенциала молодого населения страны и обеспечит их большую конкурентоспособность на рынке труда [7, 9].

         Формирование интеллектуального потенциала населения на основе кластерного обучения, безусловно, является новой формой образовательного процесса. Из написанного ранее вуз является ключевой составляющей в научно-образовательном кластере, поскольку основная цель университета состоит в том, чтобы создать инновационный товар.

         Научно-исследовательские, инновационные учреждения и коммерческие организации региона являются основой для получения молодыми специалистами передового опыта и практических навыков и играют важнейшую роль для подготовки квалифицированного работника на собственной производственной системе в соответствии с перспективами развития и возрастающими потребностями [3, 4].

         Работа научно-образовательного кластера подразумевает, что все заинтересованные субъекты будут действовать в интегрированной системе и оказывать одинаковое пропорциональное воздействие на весь образовательный процесс подготовки профессиональных кадров требуемой квалификации. Компания будет определять требования к процессу обучения, образовательные учреждения – методику обучения, а профессиональная подготовка рассматривается как совокупный процесс, сутью которого является комплексный подход. В итоге весь процесс обучения и профессиональной адаптации можно осуществлять за существенно более короткое время. На основе кластера создается единая система развития, обучения, переподготовки и повышения квалификации работников по стандартизированным образовательным программам различных уровней, появляется современная лабораторная и экспериментальная система, обеспечиваются условия, способствующие появлению дополнительных ресурсов из внебюджетных источников для образования, активнее развиваются международные связи [8, 10].

         Одной из стратегических задач создания научно-образовательных кластеров является развитие трудового потенциала определенного региона, что происходит благодаря повышению экономической целесообразности системы профессиональной подготовки, повышению качества и конкурентоспособности, путем объединения таких ресурсов высших учебных заведений как: материальные, кадровые, информационные, финансовые.

         В рамках научно-образовательных кластеров учебным заведениям необходимо внимательнее относится к своим интеллектуальным, информационным ресурсам, важным фактором считаются и материальные средства, в также способность использовать свои наработки, при этом нужно сформировать тесные связи с некоммерческими компаниями и учреждениями.       Преимуществами научно-образовательных кластеров являются качество, непрерывность, преемственность, доступность, конкурентоспособность образования. Партнерские отношение в системе научно-образовательного кластера создадут условия для:

          - организации непрерывной и многоуровневой профессиональной подготовки; 

         - способствованию совершенствования материально-технической основы учебных заведений;

          - стимулирования профессиональный рост преподавательского состава высших учебных заведений; 

         - гарантий студентам университета трудоустройства по выбранной профессии с явной перспективой карьерного роста [1].

         Все приведенные факторы являются неотъемлемыми частями воспроизводства интеллектуального потенциала молодого населения государства (региона), и поэтому обуславливают эффективность и качество его реализации. Экономическая выгода подобного сотрудничества для компаний и учреждений неоспорима, у предприятий появляется возможность эффективной подготовки, переподготовки, повышения квалификации работников, адаптации систем профессионального образования к потребностям организаций.

         У кластеров большее будущее. Научно-образовательные кластеры сформируют условия, в которых вся краткосрочная подготовка из учебных центров перейдет в учебные заведения, тогда станет возможно контролировать эффективность образовательного процесса учащихся. При этом компаниям не придется тратить большие деньги на переобучение или доучивание работников.

 

         Явным достоинством формированием научно-образовательных кластеров для воспроизводства интеллектуального потенциала является фактор повышения привлекательности высших учебных заведений, что проявится в гарантии эффективности профессионального образования со стороны студентов, трудоустройства выпускников, возможности получения нескольких профессий одним специалистом, что даст возможность расширить доступ к разным видам экономической деятельности для молодых людей. В то же время уменьшаются сроки получения профессиональной подготовки, снижаются финансовые затраты на обучение, повышаются шансы трудоустройства студентов именно по выбранной профессии.

Список литературы

1. Залялова А.Г. «Плюсы образовательного кластера» Аккредитация в образовании [Текст] / А.Г. Залялова: информационно-аналитический журнал. - Йошкар-Ола: 2010г. № 3

2. Игнатова Т.В. Формирование управленческого резерва региона через развитие административно-образовательных кластеров // Креативная экономика. - 2012. - № 3 (63)

3. Колеватова А.В. Молодежь на рынке труда в современных условиях / А.В. Колеватова // Региональные проблемы перехода к инновационной экономике: материалы междунар. науч. конференции (вып. 11, ч. III). - Кемерово, 2010. - С. 47-49 ПО РАО, 2007

4. Марчук Г. И., Пронин Э. А., Данилова Е. А. Гуманизация образовательного процесса как основа профессиональной подготовки студентов // Вестник Московского Государственного Университета Приборостроения и Информации. Серия: социально-экономические науки - 2010 - № 26 - с. 176-182

5. Мухаметзянова Г. В., Пугачева Н. Б. Кластерный подход к управлению профессиональным образованием [Текст]/ Г.В. Мухаметзянова, Н.Б. Пугачева. - Казань: ИПП

6. Мясников В. А., Пронин Э. А. Социальные факторы профориентации и проблемы конкурентоспособности выпускников вузов на современном рынке труда // Вестник Московского Государственного Университета Приборостроения и Информации. Серия: социально-экономические науки - 2009 - № 18 - с. 159-164

7. Пронин Э. А., Положенцева И. В. Современное онлайн-образование в России: проблемы и перспективы // Научные исследования и разработки. Социально-гуманитарные исследования и технологии - 2015 - Том 4 номер 2 - с. 18-20

8. Смирнов А.В. Образовательные кластеры и инновационное обучение в вузе: Монография [Текст]/ А.В. Смирнов - Казань: РИЦ «Школа», 2010

9. Шамова Т.И. Кластерный подход к развитию образовательных систем / Взаимодействия образовательных учреждений и институтов социума в обеспечении эффективности, доступности и качества образования региона: матер. Х Международ. Образовательного форума: 2 ч. (Белгород. 24-26 окт. 2006.) / БелГУ, МПГУ, МАНПО; отв. редактор Т.М. Давыденко, Т.И. Шамова. - Белгород: Изд-во БелГУ, 2006 - ч. I - С. 24-29

10. Яворский О.Е. Организация кластерной модели непрерывного образования - путь к повышению качества профессионального образования [Текст]/ О.Е. Яворский / Перспективы развития систем среднего и высшего профессионального образования в современном обществе: сборник статей Международной научно-практической конференции. Часть 1. - Пенза: Приволжский Дом знаний, 2008

Войти или Создать
* Забыли пароль?