Abstract and keywords
Abstract (English):
In the article the urgency of creation of scientific-educational clusters for the reproduction of the intellectual potential of young people. The basic conditions of reproduction of the intellectual potential on the basis of social partnership between educational institutions, students, employers and government. A clear advantage of the formation of scientific-educational clusters for the reproduction of intellectual potential is a factor in increasing the attractiveness of higher education institutions that will be manifested in the guarantee of efficiency of vocational education on the part of students, employment of graduates, opportunities for multiple professions with one expert, which will give an opportunity to increase access to different types of economic activities for young people. At the same time, reduces terms of vocational training, reduced financial costs of training, increased the chances of employment of students on their chosen profession.

Keywords:
intellectual potential, young people, the cluster approach, the scientific-educational cluster
Text

Молодежь играет важную роль в жизни современного общества, которая является движущей силой его развития и ключевым носителем передовых идей и технологий, важнейшим фактором перемен. Новое поколение является важной кадровой базой для формирования и функционирования инновационных видов деятельности. Изобретательность, предприимчивость, настойчивость и неординарность мышления молодых людей помогают им как в достижении личных успехов, так и в развитии различных сфер жизни общества в целом: общественно-политической, социальной, экономической и др.

         Существующая в нашем государстве демографическая проблема является значимой как в настоящий момент, так и в ближайшей перспективе. Одним из основных моментов в сложившейся ситуации является эффективная поддержка молодых людей и перспективных специалистов, создание и гарантия условий для их развития, в том числе, поиск лучшего способа инвестирования в науку и образование, который мог бы повлиять на демографическую, экономическую и социальную сферу жизни [6].

         Также, очень остро стоит вопрос поиска рыночных механизмов, которые бы позволили объединить интересы и действия всех заинтересованных социальных субъектов, таких как университет, студент, работодатель, общество и государство. Для того чтобы Россия стала страной с высокоразвитой и конкурентоспособной экономикой необходимо искать возможности вкладывать в образование и науку больше уже сейчас.

          Необходимо разработать комплекс мер по комплексному обучению, подготовке и поддержке профессиональных работников, созданию качественного интеллектуального потенциала, в первую очередь, молодого населения. В настоящий момент в отечественной практике, создается структура, которая ищет и привлекает молодых и перспективных специалистов в науку и инновационные разработки. Система привлечения формируется с помощью различных грантов Президента РФ для поддержки молодых ученых – аспирантов, докторантов и их научных руководителей, кандидатов наук, докторов наук, ведущих научных школ Российской Федерации, федеральные и региональные целевые программы и проекты [5].

          Сфера образования и науки – вот та структура, где основывается воспроизводство интеллектуального потенциала. В нашем государстве существует отличный опыт организации и управления всей системы: школа, институт, производство, опыт отбора в университеты одаренных школьников путем проведения олимпиад, творческих конкурсов и проектов, создания детских научных школ, конференций, организации школ-интернатов для талантливой молодежи. Данный опыт нуждается в обновлении и расширении, учитывая тот факт, что в России с каждым годом уменьшаются стартовые возможности молодых людей, в особенности молодежи из сельской местности и маленьких городов, из-за увеличивающегося социального расслоения современного общества. Существует проблема доступности качественного образования для одаренных и талантливых молодых людей [2, 4].

         Сложившаяся тенденция на рынке трудоустройства, а точнее рост требований к процессу обучения молодых кадров, заставляет образовательные учреждения создавать новые формы и системы подготовки будущих специалистов. Актуальными методами разработки таких систем подготовки молодых кадров являются формирование научно-образовательных кластеров. В действительности научно-образовательные кластеры состоят из совокупности взаимосвязанных учреждений, которые действуют в сфере образования и науки, при этом они дополняют друг друга. Совокупность данных организаций научно-исследовательского характера и профессионального образования, которые объединены по отраслевому признаку и системой партнерства с предприятиями образовательной отрасли и представляют собой научно-образовательный кластер.

         Кластер – объединение нескольких однородных элементов, которое может рассматриваться как самостоятельная единица, обладающая определёнными свойствами.

         Кластер – организационная форма объединения усилий заинтересованных сторон в направлении достижения конкурентоспособных преимуществ.

         Научно-образовательные кластеры, по своей сути, комплексная система подготовки, инструментов обучения в цепочке наука – технологии – бизнес. Ключевыми элементами в таких структурах являются университеты, на базе которых и будет проходить образовательный процесс молодых специалистов.      Научно-образовательные кластеры содействуют полноценному процессу подготовки квалифицированных специалистов на базе предприятий, формируют систему, при которой студенты полностью погружаются в структуру их будущей профессиональной деятельности, создают условия для изучения, систематизирования и аккумулирования практического опыта. Другими словами, создание кластера способствует профессиональному росту студентов, благодаря качественному планированию и перераспределению учебной нагрузки преподавателей, использованию учебного и лабораторного образования, университетских аудиторий, программному обеспечению, эффективному использованию имеющихся ресурсов в системе профессиональной подготовки, созданию единой нормативно-правовой базы, научно-методическому обеспечению для совместного пользования в образовательном процессе.

Научно-образовательные кластеры создают условия для учащихся, в которых они могут более эффективно использовать в работе свои интеллектуальные, материальные и информационные возможности, завести выгодные отношения с некоммерческими компаниями и учреждениями, использовать свои ресурсы и полученный ранее опыт. Такая коммуникация  содействует положительному влиянию на воспроизводство интеллектуального потенциала молодого населения страны и обеспечит их большую конкурентоспособность на рынке труда [7, 9].

         Формирование интеллектуального потенциала населения на основе кластерного обучения, безусловно, является новой формой образовательного процесса. Из написанного ранее вуз является ключевой составляющей в научно-образовательном кластере, поскольку основная цель университета состоит в том, чтобы создать инновационный товар.

         Научно-исследовательские, инновационные учреждения и коммерческие организации региона являются основой для получения молодыми специалистами передового опыта и практических навыков и играют важнейшую роль для подготовки квалифицированного работника на собственной производственной системе в соответствии с перспективами развития и возрастающими потребностями [3, 4].

         Работа научно-образовательного кластера подразумевает, что все заинтересованные субъекты будут действовать в интегрированной системе и оказывать одинаковое пропорциональное воздействие на весь образовательный процесс подготовки профессиональных кадров требуемой квалификации. Компания будет определять требования к процессу обучения, образовательные учреждения – методику обучения, а профессиональная подготовка рассматривается как совокупный процесс, сутью которого является комплексный подход. В итоге весь процесс обучения и профессиональной адаптации можно осуществлять за существенно более короткое время. На основе кластера создается единая система развития, обучения, переподготовки и повышения квалификации работников по стандартизированным образовательным программам различных уровней, появляется современная лабораторная и экспериментальная система, обеспечиваются условия, способствующие появлению дополнительных ресурсов из внебюджетных источников для образования, активнее развиваются международные связи [8, 10].

         Одной из стратегических задач создания научно-образовательных кластеров является развитие трудового потенциала определенного региона, что происходит благодаря повышению экономической целесообразности системы профессиональной подготовки, повышению качества и конкурентоспособности, путем объединения таких ресурсов высших учебных заведений как: материальные, кадровые, информационные, финансовые.

         В рамках научно-образовательных кластеров учебным заведениям необходимо внимательнее относится к своим интеллектуальным, информационным ресурсам, важным фактором считаются и материальные средства, в также способность использовать свои наработки, при этом нужно сформировать тесные связи с некоммерческими компаниями и учреждениями.       Преимуществами научно-образовательных кластеров являются качество, непрерывность, преемственность, доступность, конкурентоспособность образования. Партнерские отношение в системе научно-образовательного кластера создадут условия для:

          - организации непрерывной и многоуровневой профессиональной подготовки; 

         - способствованию совершенствования материально-технической основы учебных заведений;

          - стимулирования профессиональный рост преподавательского состава высших учебных заведений; 

         - гарантий студентам университета трудоустройства по выбранной профессии с явной перспективой карьерного роста [1].

         Все приведенные факторы являются неотъемлемыми частями воспроизводства интеллектуального потенциала молодого населения государства (региона), и поэтому обуславливают эффективность и качество его реализации. Экономическая выгода подобного сотрудничества для компаний и учреждений неоспорима, у предприятий появляется возможность эффективной подготовки, переподготовки, повышения квалификации работников, адаптации систем профессионального образования к потребностям организаций.

         У кластеров большее будущее. Научно-образовательные кластеры сформируют условия, в которых вся краткосрочная подготовка из учебных центров перейдет в учебные заведения, тогда станет возможно контролировать эффективность образовательного процесса учащихся. При этом компаниям не придется тратить большие деньги на переобучение или доучивание работников.

 

         Явным достоинством формированием научно-образовательных кластеров для воспроизводства интеллектуального потенциала является фактор повышения привлекательности высших учебных заведений, что проявится в гарантии эффективности профессионального образования со стороны студентов, трудоустройства выпускников, возможности получения нескольких профессий одним специалистом, что даст возможность расширить доступ к разным видам экономической деятельности для молодых людей. В то же время уменьшаются сроки получения профессиональной подготовки, снижаются финансовые затраты на обучение, повышаются шансы трудоустройства студентов именно по выбранной профессии.

References

1. Zaljalova A. «Advantages of the educational cluster» Accreditation in education [Text] / A. Zaljalova: Information-analytical magazine. - Joshkar-Ola: 2010. № 3

2. Ignatova T. The formation of the management talent pool in the region through the development of administrative-educational clusters // Creative economy. - 2012. - № 3 (63)

3. Kolevatova A. Young people in the labor market in modern conditions / A. Kolevatova // Regional problems of transition to the innovative economy: materials of the international scientific conference (edition 11, part 3). - Kemerevo, 2010. - P. 47-49 2007

4. Marchuk G., Pronin E., Danila E., Humanization of the educational process as the basis of professional training of students // Vestnik of the Moscow State University of Instrument engineering and Information. Series: socio-economic science - 2010 - № 26 - p. 176-182

5. Mukhametzyanova G., Pugacheva N. Cluster approach to the management of professional education [Text]/ G. Mukhametzyanova, N. Pugachev. - Kazan: IPP

6. Myasnikov A., Pronin, E. Social factors of vocational guidance and problems of competitiveness of graduates on a modern labour market // Vestnik of the Moscow State University of Instrument engineering and Information. Series: socio-economic science - 2009 - № 18 - p. 159-164

7. Pronin, E., Polozhentseva I. Modern online education in Russia: problems and prospects // Scientific research and development. Social humanitarian researches and technologies - 2015 - Volume 4 number 2 - p. 18-20

8. Smirnov A. Educational clusters and innovative education at the University: Monograph [Text]/ A. Smirnov - Kazan: RIC "School", 2010

9. Shamova T. Cluster approach to the development of educational systems / Cooperation of educational institutions and the institutions of society in ensuring the effectiveness, accessibility and quality of education in the region: mater. X Is CL. Education forum: part 2 (Belgorod. 24-26 Oct. 2006.) / Belgorod national research University, Moscow state pedagogical University, IASP; resp. editor T. Davydenko, T. Shamova. - Belgorod: Publishing house of BSU, 2006 - part I - P. 24-29

10. Yavorskaya E., the Organization of cluster model of lifelong learning is a way to increase the quality of professional education [Text]/ O. Jaworski / the Prospects of development of systems of secondary and higher professional education in the modern society: collected articles of the International scientific-practical conference. Part 1. - Penza: Privolzhsky House of knowledge, 2008

Login or Create
* Forgot password?