ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И МЕТОДЫ ИЗМЕРЕНИЯ ЕГО КАЧЕСТВА В СТРАНАХ ЗАПАДА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье раскрываются особенности образования в дошкольном и начальном звене в странах Запада (прежде всего, в Германии): анализируются позитивные и негативные факторы влияния на развитие и качество начального образования, методы его оценивания. Описываются критерии готовности детей к переходу из дошкольного учреждения в начальную школу. Выделяется общее и особенное в системе начального образования различных стран Запада.

Ключевые слова:
предшкольная ступень, подготовка к школе, начальная школа, преемственность, методы оценки достижений учащихся, особенности организации обучения.
Текст

Окончание. Начало – № 3, 2016.

В настоящее время программы подготовительных групп в большинстве стран ориентированы на развитие у детей представлений об окружающем их вещественном мире, навыков самопознания и социального поведения. Соответственно, по-разному выбираются и приоритеты при определении показателя готовности к школе. В центре внимания может быть изучение родного языка и развитие речевых навыков (Австрия) или развитие интеллекта, наблюдательности, быстроты запоминания, точности выражения мысли, творческого воображения (Болгария) [19, c. 39]. В ряде скандинавских стран способность детей к обучению в школе рассматривается как результат самого обучения независимо от проявленного ими общего уровня развития к моменту поступления в первый класс. Финляндия находится в числе лидирующих стран

по успеваемости (качеству подготовки) учащихся, выявленных в процессе международных исследований (ПИЗА, ТИМСС, ПИРЛС). В этой стране при зачислении детей в школу не признается дифференцированный подход к определению их способностей, а также деление на «слабых» и «сильных». Принимаются все, включая детей с нарушениями в развитии, и, таким образом, достигается «равенство результатов». В Швеции дифференциация детей по показателю способностей или успеваемости запрещена законодательно. В Германии, напротив, строго дифференцированный подход и отбор по способностям носит открыто селективный характер.

Список литературы

1. Абасов З.А. Школьная отметка: плюсы и минусы // Народное образование. - 2015. - № 8. - С. 121-127.

2. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1968. - 464 с.

3. Единый госэкзамен в общероссийской системе оценки качества образования: материалы III Международной конференции «Национальные экзамены в системе оценки качества образования» // Народное образование. - 2006. - № 2. - С. 7-17.

4. Загвоздкин В.К. Финская система образования: модель эффективных реформ. - М.: Чистые пруды, 2008. - 32 с.

5. Коменская В.Г., Котова С.А. Аксиологическая парадигма здоровья: о российском образовании // Вестник университета им. А.И. Герцена. - СПб., 2007. - № 6. - С. 95-97.

6. Лебедева С.А. Проблема детской игры: материалы Всероссийской заочной педагогической конференции. - Киров, 2008.

7. Найденова Н.Н. Социально-педагогические факторы международных исследований в оценке качества образования. Институт теории и истории педагогики РАО. - М.: Издательский центр ИЭТ, 2012. - 257 с.

8. Опыт интеграции дошкольного и начального образования за рубежом: сб. научных трудов. Институт теории и истории педагогики РАО. - М.: Издательский центр ИЭТ, 2013. - 326 с.

9. Писарева Л.И., Савина А.К., Воскресенская Н.М. Опыт реформирования систем образования в зарубежных странах. - М.: ИТИП РАО, 2004. - 65 с.

10. Писарева Л.И. Оценка учебных достижений учащихся в ФРГ: оценка учебных успехов учащихся в школах за рубежом в контексте стандартов образования / под ред. В.А. Мясникова, Н.М. Воскресенской. - М.: Институт теории и истории педагогики РАО, 2005. - 172 с.

11. Писарева Л.И. Подготовка дошкольников к достижению «школьной зрелости» в Германии // Дошкольное воспитание. - 2012. - № 11. - С. 116-121.

12. Разумова Е. Россия и Европа: образовательные системы сквозь призму стандартизации // Народное образование. - 2009. - № 8. - С. 9-16.

13. Аbkommtn zwischen den Laendern der Bundesrepublik zur Vereinheitlichung auf dem Gebiet des Schulwesens. Vom 24. Oktober 1964 //BASS: Amtliche Sammlung der Schulvorschriften. Verlagsgesellschaft Ritterbach. 1989/1990.

14. Allgemeinde Schulordnung // BASS Verlagsgesellschaft Ritterbach 1989/1990.

15. Вart K. Lernschwachen fruh erkenneu in Vorschul- und Grundschulalter. Munchen, Basel. 1997.

16. Beranek W., Weidinger W. Themenschwerpunkt Fruhforderung // Erziehung und Unterricht. Wien. 2005. - № 9-10.

17. Dobert H. Curriculum in der Schule. Frankurt/Main. 1995.

18. Gemeinsamkeit zwischen Wissenschaft und Politik // Die Deutsche Schule. 2006. Jg. 98, H. 2.

19. Златаева С. Проучване интеллектуална готовност децоста за училице // Предучилищно възпитание. София. Год 56. Бр. 3. 2008.

20. Miller E. Crisis in the kindergarten why children need to play in school // The education gigest. - Ann Arbor. 2009.

21. Verordnung uber die Bildungsgange in die Grundschule // BASS Verlagsgesellschaft Ritterbach 1989/1990. BASS Verlagsgesellschaft Ritterbach. 1989/1990.

Войти или Создать
* Забыли пароль?