СОВРЕМЕННОЕ ПОНИМАНИЕ ПРОБЛЕМ ИНТЕГРАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье дается обзор концепций, посвященных проблемам интеграции в педагогике, рассматриваются этапы и уровни интеграции, механизмы, условия взаимодействия образования и культуры в контексте полихудожественного образования. Особое внимание уделяется техникам и практикам интеграции, возникшим и разработанным в российском образовании в начале XXI в. Интеграция рассматривается как часть процесса гуманитаризации и индивидуализации современного образования. Вводится представление об интеграции как особой технологии управления образованием, предполагающей сотворчество педагогов и учащихся в коллективе, событийность, системно-деятельностный подход, направленные на формирование ведущих компетенций: коммуникативных, научных, исследовательских, языковых, социальных, поликультурных.

Ключевые слова:
интеграция, художественное событие, образовательное пространство, образовательная среда, тьютор, познавательная деятельность, художественная деятельность, коммуникативное событие.
Текст

Концептуальная основа исследования

Проблемам интеграции в педагогике и образовании посвящено много исследований, в том числе педагогических, монографий, статей и методических разработок. Поэтому, разрабатывая подходы к особенностям интеграции в рамках данного практического исследования, необходимо проследить историю развития этого понятия и выбрать наиболее актуальные подходы. Дополнительная задача авторов — пересказ сложных научных построений доступным для широкого круга читателей языком, что позволит всем участникам образовательного процесса легко понимать, о каких конструктивных идеях идет речь.

Познакомившись с имеющимися трудами, мы пришли к выводу, что наиболее актуальными для решения проблем современного образования, в котором личностные смыслы и ценностные категории культуры вынесены на верхний уровень иерархии, являются подходы к проблеме интегрированного обучения, отраженные в исследованиях группы ученых Института художественного образования и культурологии Российской академии образования, разработанные под руководством Б.П. Юсова с 1987 г. по настоящее время (Л.Г. Савенкова, Е.П. Кабкова, Е.П. Олесина, Е.А. Ермолинская и др.), а также исследования доктора педагогических наук А.Я. Данилюк.

Список литературы

1. Буянова Е.А. Состояние проблемы интеграции основного общего и дополнительного образования школьников в современных условиях [Текст] / Е.А. Буянова. - М.: Кафедра педагогики МГОУ (на правах рукописи).

2. Горелик Н.А. Педагогическая интеграция художественной и познавательной деятельности младших школьников как условие гармонизации общего развития [Электронный ресурс] / Н.А. Горелик // Сайт института художественного образования и культурологи РАО. Сетевой электронный журнал «Педагогика искусства». - URL: http://www.arteducation.ru/. - 2010. - № 4.

3. Данилюк А.Я. Теоретико-методологические основы проектирования интегральных гуманитарных образовательных пространств [Текст]: дис. …д-ра пед. наук / А.Я. Данилюк. - Ростов-н/Д. - 2001. - 347 с.

4. Данилюк А.Я. Теория интеграции образования [Текст] / Я. Данилюк. - Ростов-н/Д. - 2000. - 440 с.

5. Евладова Е.Б. Образование основное и дополнительное: проблемы взаимосвязи [Текст] / Е.Б. Евладова // Внешкольник. - 2000. - № 3. - С. 19.

6. Интеграция общего и дополнительного образования [Текст]: практ. пособие; под ред. Е.Б. Евладовой, А.В. Золотаревой, С.Л. Паладьева. - М.: АРКТИ. - 2006. - 296 с.

7. Ичеткина Т.А. Модели интеграции общего и дополнительного образования в контексте внедрения ФГОС [Текст]: методич. рекомендации / Т.А. Ичеткина, В.Ц. Попова, С.В. Смирнова; под общ. ред. С.В.Смирновой. - Сыктывкар: «Коми-республиканский институт развития образования», факультет управления образованием, лаборатория моделирования воспитательных систем в образовании, 2012.

8. Кашекова И.Э. Методика преподавания предметов художественно-эстетического цикла на предпрофильном и профильном уровнях [Текст] / И.Э. Кашекова. - Междисциплинарная проектная деятельность учащихся 8-9-х классов на основе технологии интеграции и конвергентности с искусством. - М.: ИХО РАО, 2008. - С. 43-50.

9. Кедров Б.М. О синтезе наук [Текст] / Б.М. Кедров // Вопросы философии. - 1973. - № 3. - С. 81-85.

10. Кедров Б.М. Классификация наук: Прогноз К. Маркса о науке будущего [Текст] / Б.М. Кедров. - М.: Мысль, 1985. - 543 с.

11. Ковалева Т.М. Кто такой «тьютор» и какова его роль в воспитании школьника? В чем специфика деятельности тьютора? [Текст] / Т.М. Ковалева // Директор школы. - 2011. - № 6.

12. Мелик-Пашаев А.А. Психологические основы художественного развития [Текст] / А.А. Мелик-Пашаев [и др.]. - М.: МГППУ, 2006. - 160 с.

13. Образовательные системы современной России [Текст]: справочник; сост. Ю.Л. Троицкий. - М., 2010 - 488 с.

14. Полянкина С.Ю. Понятие интеграции в категориальном аппарате философии образования [Текст] / С.Ю. Полянкина // Философия и образование. - 2013. - № 2.

15. Савенкова Л.Г. Воспитание человека в пространстве мира и культуры: интеграция в педагогике искусства [Текст] / Л.Г. Савенкова. - М.: МАНМУРАНХи ГС, 2014.

16. Созыкина Т.К. Эффективность интеграции общего и дополнительного образования в современном образовательном учреждении в условиях реализации ФГОС [Текст] / Т.К. Созыкина // Электронная газета «Интерактивное образование». - 2014. - № 25. - Апрель.

17. Терентий М.А. Интегрированная концепция прикладной системы школьных социально-гуманитарных предметов [Текст] / М.А. Терентий // Интеграция развивающейся России: сб. - М., 2001. - 350 с.

18. Юсов Б.П. Взаимосвязь культурогенных факторов в формировании современного художественного мышления учителя образовательной области «Искусство» [Текст]: избр. труды по истории, теории и психологии художественного образования и полихудожественного воспитания детей / Б.П. Юсов. - М.: Институт художественного образования. Российская академия образования, 2004.

Войти или Создать
* Забыли пароль?