THE ACTUAL UNDERSTANDING OF INTEGRATION ISSUES IN EDUCATION
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article provides an overview of the concepts devoted to problems of integration in pedagogic. Stages and levels of integration mechanisms, conditions of interaction of education and culture are considered in the context of polyart education. The special attention is paid to the techniques and practices of integration that emerged and developed in the Russian education and at the beginning of the XXI century. Integration is considered as part of the process of humanization and personalization of modern education. We introduce the notion of integration as a special education management technology. It involves: co-creation of teachers and students in a group, event, system-activity approach, which are aimed at creating a leading competencies: communication, science, research, language, social, multicultural.

Keywords:
integration, artistic event, educational space, educational environment, tutor, cognitive activity, artistic activity, communicative event.
Text

Концептуальная основа исследования

Проблемам интеграции в педагогике и образовании посвящено много исследований, в том числе педагогических, монографий, статей и методических разработок. Поэтому, разрабатывая подходы к особенностям интеграции в рамках данного практического исследования, необходимо проследить историю развития этого понятия и выбрать наиболее актуальные подходы. Дополнительная задача авторов — пересказ сложных научных построений доступным для широкого круга читателей языком, что позволит всем участникам образовательного процесса легко понимать, о каких конструктивных идеях идет речь.

Познакомившись с имеющимися трудами, мы пришли к выводу, что наиболее актуальными для решения проблем современного образования, в котором личностные смыслы и ценностные категории культуры вынесены на верхний уровень иерархии, являются подходы к проблеме интегрированного обучения, отраженные в исследованиях группы ученых Института художественного образования и культурологии Российской академии образования, разработанные под руководством Б.П. Юсова с 1987 г. по настоящее время (Л.Г. Савенкова, Е.П. Кабкова, Е.П. Олесина, Е.А. Ермолинская и др.), а также исследования доктора педагогических наук А.Я. Данилюк.

References

1. Bujanova E.A. Sostojanie problemy integracii osnovnogo obshhego i dopolnitel’nogo obrazovanij a shkol’nikov v sovremennyh uslovij ah [Теxt] / E.A. Bujanova. - M.: Kafedra pedagogiki MGOU (na pravah rukopisi).

2. Gorelik N.A. Pedagogicheskaja integracij a hudozhestvennoj i poznavatel’noj dejatel’nosti mladshih shkol’nikov kak uslovie garmonizacii obshhego razvitij a [Electronic resoure] / N.A. Gorelik // Sajt instituta hudozhestvennogo obrazovanij a i kul’turologi RAO. Setevoj jelektronnyj zhurnal «Pedagogika iskusstva». - URL: http://www.art-education.ru/

3. Daniljuk A.Ja. Teoretiko-metodologicheskie osnovy proektirovanij a integral’nyh gumanitarnyh obrazovatel’nyh prostranstv [Теxt]: diss. d-ra ped. nauk / A.Ja. Daniljuk. - Rostov-n/D. - 2001. - 347 p.

4. Daniljuk A.Ja. Teorij a integracii obrazovanij a [Теxt] / А.Ja. Daniljuk. - Rostov-n/D. - 2000. - 440 p.

5. Evladova E.B. Obrazovanie osnovnoe i dopolnitel’noe: problemy vzaimosvjazi [Теxt] / E.B. Evladova // Vneshkol’nik. - 2000. - № 3. - P. 19.

6. Integracij a obshhego i dopolnitel’nogo obrazovanij a [Теxt]: prakt. рosobie; pod red. E.B. Evladovoj, A.V. Zolotarjovoj, S.L. Palad’eva. - M.: ARKTI, 2006. - 296 p.

7. Ichetkina T.A. Modeli integracii obshhego i dopolnitel’nogo obrazovanij a v kontekste vnedrenij a FGOS [Теxt]: metod. rekomendacii / T.A. Ichetkina, V.C. Popova, S.V. Smirnova; pod obsh. red. - Syktyvkar, «Komi-respublikanskij institut razvitij a obrazovanij a», fakul’tet upravlenij a obrazovaniem, laboratorij a modelirovanij a vospitatel’nyh sistem v obrazovanii, 2012.

8. Kashekova I.Je. Metodika prpodavanij a predmetov hudozhestvenno-jesteticheskogo cikla na predprofi l’nom i profi l’nom urovnjah [Теxt] / I.Je. Kashekova. - Mezhdisciplinarnaja proektnaja dejatel’nost’ uchashhihsja 8-9-h klassov na osnove tehnologii integracii i konvergentnosti s iskusstvom. - M.: IHO RAO, 2008. - Pр. 43-50.

9. Kedrov B.M. O sinteze nauk [Теxt] / B.M. Kedrov // Voprosy fi losofi i. - 1973. - № 3. - Pр. 81-85.

10. Kedrov B.M. Klassifi kacij a nauk: Prognoz K. Marksa o nauke budushhego [Теxt] / B.M. Kedrov. - M.: Mysl’, 1985. - 543 p.

11. Kovaleva T.M. Kto takoj «t’jutor» i kakova ego rol’ v vospitanii shkol’nika? V chem specifi ka dejatel’nosti t’jutora? [Теxt] / T.M. Kovaleva // Direktor shkoly. - 2011. - № 6.

12. Melik-Pashaev A.A. Psihologicheskie osnovy hudozhestvennogorazvitij a [Теxt] / A.A. Melik-Pashaev. - M.: MGPPU, 2006. - 160 p.

13. Obrazovatel’nye sistemy sovremennoj Rossii [Теxt]: spravochnik; sost. Ju.L. Troickij . - M., 2010. - 488 p.

14. Poljankina S.Ju. Ponjatie integracii v kategorial’nom apparate fi losofi i obrazovanij a [Теxt] / S.Ju. Poljankina // Filosofi ja i obrazovanie. - 2013. - № 2.

15. Savenkova L.G. Vospitanie cheloveka v prostranstve mira i kul’tury: integracij a v pedagogike iskusstva [Теxt] / L.G. Savenkova. - M.: MANMU-RANHi GS, 2014.

16. Sozykina T.K. Jeff ektivnost’ integracii obshhego i dopolnitel’nogo obrazovanij a v sovremennom obrazovatel’nom uchrezhdenii v uslovij ah realizacii FGOS [Теxt] / T.K. Sozykina // Jelektronnaja gazeta «Interaktivnoe obrazovanie». - 2014. - № 25. - Аprel’.

17. Terentij M.A. Integrirovannaja koncepcij a prikladnoj sistemy shkol’nyh social’no-gumanitarnyh predmetov [Теxt] / M.A. Terentij // Integracij a razvivajushhejsja Rossii: sb. - 2001. - 350 p.

18. Jusov B.P. Vzaimosvjaz’ kul’turogennyh faktorov v formirovanii sovremennogo hudozhestvennogo myshlenij a uchitelja obrazovatel’noj oblasti «Iskusstvo» [Теxt]: Izbrannye trudy po istorii, teorii i psihologii hudozhestvennogo obrazovanij a i polihudozhestvennogo vospitanij a detej / B.P. Jusov. - M.: Institut hudozhestvennogo obrazovanij a. Rossij skaja akademij a obrazovanij a, 2004.

Login or Create
* Forgot password?