сотрудник
В данной статье проанализированы проблемы развития современных туристских дестинаций. Установлены причины стагнационных процессов, способствующих снижению конкурентоспособности туристских регионов. Раскрыты концептуальные функции маркетинга территорий, обеспечивающих оптимальное использование туристско-рекреационного потенциала дестинаций. Выявлена и обоснована необходимость разработки маркетинговой стратегии развития дестинаций, что, в соответствии с контекстом исследования, формирует основу для эффективной коммуникации между менеджментом туристской территории и целевым сегментом туристов.
туристская дестинация, уникальный туристический продукт, маркетинг территорий, потребительское поведение, туристическое пространство.
Введение. Стремительное развитие туристической отрасли за последние годы привело к значительному увеличению количества туристских дестинаций, доступных для туристов разных целевых сегментов, что в свою очередь способствовало обострению глобальной конкуренции между крупнейшими игроками данного рынка. Для некоторых регионов возникшая ситуация обернулась угрозой потери своего индивидуального туристического образа, перевеса уникальных характеристик предлагаемого туристического продукта в сторону унификации. Подобное следствие представляется нам вполне закономерным: ведь чем больше число доступных туристских дестинаций, тем менее индивидуален туристский облик этих мест.
Очевидной в контексте последних лет является тенденция, при которой дестинации становятся легко заменяемыми друг другом как по форме, так и по содержанию, их рекреационная, инфраструктурная и сервисная составляющие перестают выделяться отличительными особенностями, а конкурентное соперничество за определенный сегмент потребителей туристического рынка приобретает все более интенсивный характер [6]. В данном случае наблюдается ситуация, когда значительное количество дестинаций, не имея возможности предложить что-то уникальное и особенное, начинают поставлять на рынок однотипные туристические продукты, что впоследствии приводит к закономерному уменьшению эффективности туристической деятельности региона.
Анализ и обсуждение результатов исследования. Туристы, как и все остальные категории потребителей, оценивают затраты в сравнении с теми преимуществами, которые они приобретают, посещая территорию определенной туристской дестинации. Это соотношение включает в себя временные, физические и ресурсные затраты в сравнении с получаемой отдачей в виде впечатлений от отдыха и нового познавательного опыта [10].
Изменение интереса туристов к той или иной дестинации объясняется принципом действия закона спроса, согласно которому туристы не станут пользоваться услугами дестинации, если полезность этих услуг будет меньше тех издержек, которые связаны с их приобретением. Они сделают это только в том случае, если цена на данные услуги снизится, только тогда станет целесообразно воспользоваться этим предложением, заплатив сумму, соответствующую его реальной рыночной стоимости. Однако только необычное и своеобразное туристическое предложение может стать тем исключением, когда туристы согласятся заплатить за него большую сумму наряду с имеющимися более доступными, но менее уникальными аналогами.
Необходимо отметить, что уникальность и вместе с тем привлекательность для туристов дестинация приобретает не только за счет особенного географического расположения своей территории и находящихся на ней природных и культурно-исторических ресурсов, но и благодаря умелому позиционированию своих рекреационных возможностей, формированию комплексного продукта, учитывающего специфику и тенденции современного туристического рынка.
1. Гончарова Н.А., Кирьянова Л.Г. Управление жизненным циклом дестинации // Известия ТПУ 2011, №6 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/upravlenie-zhiznennym-tsiklom-destinatsii.
2. Вашуров М.В., Хисматуллин М.М., Асадуллин Н.М. Роль спортивных мероприятий в развитии туристских дестинаций // Вестник Казанского государственного аграрного университета. - 2013.- № 2 (28). -С. 10-13.
3. Хафизов Д.Ф., Хисматуллин М.М. Проблемы развития сельского туризма как важного вида несельскохозяйственной предпринимательской деятельности // Вестник Казанского государственного аграрного университета. - 2012.- № 1 (23). -С. 82-84.
4. Хафизов Д.Ф., Хисматуллин М.М., Исайчева Е.С. Сущность и значение предпринимательства в условиях институциональных преобразований // Вестник Казанского государственного аграрного университета. - 2013.- № 1 (27). -С. 55-57.
5. Джанджугазова Е.А. Маркетинг туристских территорий: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.А. Джанджугазова. М.: Издательский центр «Академия», 2006. - с. 4.
6. Л.Г. Маркетинг и брендинг туристских дестинаций: учебное пособие / Л.Г. Кирьянова. - Томск.: Изд-во Томского политехнического университета, 2011. - с. 24.
7. Тарасенок А.И. Геоэкономика туризма : учеб. пособие / А.И. Тарасенок. - Минск : Новое знание; М.: Инфра-М, 2011., с. 167.
8. Дергачев В.А. Геоэкономика (Современная геополитика): учебник для вузов / В.А. Дергачев. Киев: Вира-Р, 2002.
9. Квартальнов В.А. Туризм: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2000. - с. 105
10. Котлер Ф., Боуэн Д., Мейкенз Д. Маркетинг. Гостеприимство. Туризм. 4-е изд., перераб. и доп. / Ф. Котлер, Д. Боуэн, Д. Мейкенз. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - с. 940-950
11. Панкрухин А.П. Маркетинг территорий / А.П. Панкрухин. 2-е изд., доп. СПб.: Питер, 2006.
12. Елагин В.И. Агротуризм как одно из перспективных направлений социального развития сельских территорий нижегородской области /В.И.Елагин//Вестник Алтайского государственного аграрного университета. 2012. - Т. 93. - № 7. - С. 85-89.
13. Кундиус В.А. и др. Сельский туризм на алтае как альтернативный вид деятельности в стратегии диверсификации сельской экономики/ В.А. Кундиус, В.В. Чермянина, М.Г. Кудинова, С.П. Балашова, В.Н. Санталова// Вестник Алтайского государственного аграрного университета. 2011. - Т. 83. - № 9. - С. 113-119.