Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматривается понятие религиозной культуры, в основе которой лежит религиозный догмат. Предпосылкой для постановки проблемы послужила идея неизменности религиозной культуры и осознание того, что этот тип культуры нельзя назвать культуру в полном смысле этого определения, поскольку она имеет статичное основание, а именно, религиозную догму. Среди сущностных характеристик культуры – свобода как ценность. Каким образом в рамках религиозной культуры сочетаются догмат и свобода? Можно ли реализовать свободу в пределах этого типа культуры, основанного на религиозных догмах, устойчивых к трансформации? Свобода как трехуровневое понятие в полной мере реализуется в религиозной культуре на высшем уровне понимания свободы: несмотря на статичное догматическое основание религиозной культуры, в ней нет ограничений для осознания себя свободным в рамках бытия, как личного, так и общественного. Религиозная культура антиномична в соединении высшего, идеалистического посыла к Богу и мирских способов ее воплощения, в чем проявляется специфика данного типа культуры. Анализ категории свободы, осуществляемый в данной работе, позволяет выразить специфику реализации свободы в религиозной культуре, таким образом, выделяя культурную составляющую в понимании этого типа культуры. Рассмотрение свободы не только как философской, но и как культурной категории, дает основание для дальнейшего анализа базовых культурных компонентов, таких как ценность и творчество. Основными методами для данного исследования послужили сравнительный и историко-генетический.

Ключевые слова:
культура, религиозная культура, православие, основные компоненты культуры, свобода в религиозной культуре
Текст

С какой бы точки зрения мы ни подходили к объяснению феномена культуры, религиозной или, скажем, марксистской, какое бы определение ни взяли за основу, в итоге мы все равно будем вынуждены вычленить основные ее компоненты, присущие любому типу культуры. К таким фундаментальным основаниям культуры относят особенности реализации свободы, ценности, лежащие в основе культуры, и процесс творчества.

Рассматривая религиозную культуру с точки зрения этого триединства, мы придем к вопросу о сущности религиозной культуры. Религия и культура не один век идут рядом. Их близость и противоположность — тема для размышлений не только настоящего времени. К этой теме обращалась русская философская мысль конца XIX — начала ХХ в. в лице Н.А. Бердяева, П.А. Флоренского, С.Н. Булгакова и др. Сегодня с ростом количества различных курсов и дисциплин («Основы православной культуры», «Основы религиозных культур и светской этики»), направленных на расширение знания в области православной культуры, актуальным становиться вопрос: «Что такое православная культура?», «Что есть религиозная культура в целом?»

Список литературы

1. Бердяев Н.А. Философия свободы [Текст] / Н.А. Бердяев. М.: АСТ, 2005. - 123 с.

2. Библия [Текст] / Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового Завета. - М.: РБО, 2015. - 311 с.

3. Грех [Электронный ресурс] // Католическая энциклопедия. - URL: http://www.newadvent.org/cathen/14004b.htm (дата обращения: 11.08.2015).

4. Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы [Текст] / Ф.М. Достоевский. - М.: Эксмо, 2005. - 928 с.

5. Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов [Текст] / Л.П. Крысин. - М.: Эксмо, 2008. - 944 с.

6. Новая философская энциклопедия [Электронный ресурс] // Интернет-вариант издания Института Философии РАН. - URL: http://iph.ras.ru/elib/2670.html (дата обращения: 21.08.2015).

7. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка [Текст] / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - 4-е изд., доп. - М.: Мир и образование, 2008. - 944 с.

Войти или Создать
* Забыли пароль?