МОТИВАЦИЯ КАК ФОРМА ДЕТЕРМИНАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА: СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Материал статьи предполагает познакомить читателя с некоторыми итогами нашего исследования, целью которого является обоснование сущности и содержания мотивации образовательной деятельности посредством философской методологии. В статье кратко изложена эволюция идей и взглядов к содержанию мотивации в отечественной и зарубежной научной литературе. Рассмотрены подходы к сущности мотивации, представленные в психологической науке и философии, обосновано их влияние на становление теории мотивации. Изложен авторский взгляд на мотивацию как форму детерминации образовательной деятельности, опираясь на положения системного и диалектического подходов и представления о детерминизме как диалектическом единстве его классических форм и индетерминизма. При этом мотивация как форма детерминации деятельности обладает характеристиками системного нелинейного процесса, проявляющегося как закон-тенденция.

Ключевые слова:
мотивация, детерминизм, выбор, образовательная деятельность, закон-тенденция, неопределенность.
Текст

На каждом этапе развития человеческого общества формируется система отношений и связей, которая определяет образ жизни человека, характерный для конкретных социально-исторических условий. Создаваемый при этом способ жизнедеятельности личности формирует соответствующие мотивации ее поведения. Изучение сущности и содержания мотивации, форм ее проявлений, позволит обосновать выбор социальным субъектом моделей того или иного поведения при осуществлении различных деятельностей, в том числе и образовательной.

В социологических, психологических, социально-экономических науках изучается одна из сторон такого многопланового явления, как мотивация, при этом в каждом конкретно-научном исследовании формулируются специфические цели и задачи. Со временем накапливается значительный объем информации, который приводит к образованию множества толкований мотивации. Становится очевидным, что данная информация требует глубокого теоретического обобщения и философского анализа самого понятия мотивации. В категориях философии полнее раскроется ее сущность, так как усилия философского и конкретно-научного знания будут скоординированы и направлены на получение содержательного результата. Каждая конкретно-научная теория получает философское обоснование собственных методологических принципов, философия при этом находит в них свое непосредственное проявление. Такой подход не позволяет считать мотивацию как принадлежность одной из наук и предоставляет возможность лучше понять разноплановость в обосновании сущности феномена мотивации.

Список литературы

1. Васильев И.А. Мотивация и контроль за действиями: монография [Текст] / И.А. Васильев, М.Ш. Магомед-Эминов. - М.: Изд-во МГУ, 1991. - 144 с.

2. Зимонин И.Н. Сущность мотивации образовательной деятельности как нелинейного системного процесса [Текст] / И.Н. Зимонин // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2014. - № 8. - С. 13-15.

3. Кемеров В.Е. Философские и социологические предпосылки теории мотивации [Текст] / В.Е. Кемеров // Вопросы философии. - 1972. - № 5. - С. 43-50.

4. Кондратьев В.М. О мотивации к самопознанию как о задаче философии [Текст] / В.М. Кондратьев // Вестник Московского городского педагогического университета. - 2014. - № 3. - С. 78-89.

5. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения [Текст] / К. Маркс, Ф. Энгельс: В 50 т. 2-е изд. - Т. 13.

6. Маркс К., Энгельс Ф. Избранные произведения [Текст] / К. Маркс, Ф. Энгельс: В 3 т. Т. 1. - М.: Политиздат, 1979. - 640 с.

7. Осипов В.Е. Понятие стиля научного мышления: сущность, эволюция и методологическое значение [Текст] / В.Е.Осипов // Современные технологии. Системный анализ. Моделирование. - Иркутск, 2011. - С. 306-324.

8. Осипов В.Е. Принципы неопределенности, соответствия и дополнительности в структуре стиля научного мышления: монография [Текст] / В.Е. Осипов: В 2 ч. Ч. 2. - Иркутск: Изд-во Иркутского университета, 1990. - 178 с.

9. Рубинштейн С.Л. Человек и мир [Текст] / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2012. - 224 с.

10. Рыжов Н.Б. Системные основания психологии [Текст] / Н.Б. Рыжов // Системная психология и социология. - 2010. - Т. 1. - № 1. - С. 5-39.

11. Станюкович А.А. Социально-философский анализ мотивации человеческой деятельности [Текст]: автореф. дис.... канд. филос. наук / А.А. Станюкович. - М., 2000. - 158 с.

12. Троицкий М.М. Наука о духе. Общие свойства и законы человеческого духа [Текст] / М.М. Троицкий. Т. 2. - М.: Типография А. Гайцука, 1882. - 348 с.

13. Цырендоржиева Д.Ш. Динамика общества: синергетический анализ [Текст] / Д.Ш. Цырендоржиева // Известия Томского политехнического университета. - 2010. - Т. 316. № 6. - С. 79-82.

14. Шопенгауэр А. Собрание сочинений [Текст] / А. Шопенгауэр: В 6 т. Т. 3. Малые философские сочинения / Пер. с нем.; общ. ред. и сост. А. Чанышева. - М.: ТЕРРА - Книжный клуб; Республика, 2001. - 528 с.

15. Overview [Электронный ресурс]. - URL: http://www.selfdetermination-theory.org/theory (дата обращения: 20.07.2015).

Войти или Создать
* Забыли пароль?