ЭТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО БИЗНЕСА И УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Высказывается опасение, что нормы и правила морали и нравственности в условиях современного российского общества в целом, и бизнес-сообщества в частности, значительно разрушены. Понятие «интеллигентность» исчезает и это выглядит как естественный процесс. Актуальным становится вопрос о повышении деловой культуры бизнесменов, недостаток или отсутствие которой рано или поздно обернется экономическими убытками, а впоследствии — кризисом. Рассматривать роль этики в сфере экономических отношений сложно из-за их природы, основанной на утилитарном интересе, отсутствие которого неизбежно приводит к застою, деградации экономики и в итоге к понижению уровня жизни населения. Экономикой управляют не только экономические законы. Нельзя игнорировать человеческий фактор, что означает невозможность исключения свободы морального выбора из экономических процессов. Следовательно, моральные принципы тоже являются экономическим фактором, поскольку правила свободного рынка основаны на том, что люди придерживаются общих моральных и этических ориентиров в процессе трудовой деятельности.

Ключевые слова:
мораль, нравственность, интеллигентность, бизнес, экономические убытки.
Текст

ПРИЧИНЫ ПОВЫШЕНИЯ ВНИМАНИЯ К ЭТИКЕ БИЗНЕСА

Для руководства организации этика представляет собой «мягкий» инструмент управления по сравнению с другими традиционными методами. Это не означает, что классические методы менеджмента годятся только для рутинного тактического управления организацией. Однако создание благоприятной моральной атмосферы в коллективе, ориентированной на долговременную перспективу, не только повышает производительность труда, удовлетворенность сотрудников своей деятельностью, но и способствует созданию высокой репутации компании, увеличивает ее конкурентоспособность.

Иногда полагают, что высокий моральный уровень менеджера — достаточное условие для создания этичных деловых отношений. На самом деле это не так. Деловая этика призвана давать бизнесменам научно обоснованные ориентиры, отвечая на злободневные вопросы современного мира. 

На уровне руководителя предприятия этика приобретает огромное значение. Какие проблемы являются типичными для современного бизнеса, для управленческой деятельности и в то же время недостаточно регулируются уставами и должностными инструкциями? На каком уровне находится нравственное сознание отдельного менеджера? Какие меры могут повлиять на повышение этического уровня организации в целом? Ответы на эти и другие вопросы способны помочь в прогнозировании поведения того или иного сотрудника в сложной и нестандартной ситуации.

Менеджеры должны обладать широтой взглядов и признавать, что правильно понимаемый личный интерес призывает организацию соблюдать разумные требования общества, чьи позиции затрагиваются ее действиями. Прибыль и развитие идут рука об руку со справедливым отношением к сотрудникам, к непосредственным заказчикам, к потребителям и обществу.

Бизнес существует в социальной среде, поэтому бизнесмены должны оценивать степень моральности своих действий не с точки зрения разумности, а с точки зрения правильности. Поступать морально в интересах самого бизнеса, поскольку здравый смысл служит мотивом и обоснованием этичного поведения. В истории отечественного бизнеса есть немало примеров, когда поведение, долго считавшееся в деловой среде приемлемым, позднее стало считаться аморальным (например, выброс вредных отходов в окружающую среду исключительно с целью увеличения прибыли, изменения в политике органов управления в угоду влиятельным бизнесменам).

Список литературы

1. Алехина И. Имидж и этикет делового человека. М.: Дело, 2008.

2. Архангельская М. Бизнес-этикет, или Игра по правилам. - СПб.: Питер, 2011.

3. Блюм М.А., Герасимов Б.И., Молоткова Н.В. Этика деловых отношений. - М.: ФОРУМ, 2009.

4. Галиев Г.Т. Социальная ответственность бизнеса: зарубежные модели и российские реалии. // Вестник ВЭГУ. 2008. № 3. С. 67-73.

5. Зубко В. Социальная ответственность бизнеса как фактор развития интеллектуального капитала компании // Государственная служба. 2001. № 6. С. 115-116.

6. Крымов А.А. Управление персоналом на 100%, как стать эффективным HR-директором. - СПб.: Питер, 2010.

7. Пайпс Р. Собственность и свобода. М., 2001.

8. Свергун О. Организационный климат как часть корпоративной культуры // Справочник по управлению персоналом. 2010. № 8.

9. Херцен Г. фон Мораль - двигатель прогресса: Об этике и бизнесе. - СПб., 1997.

10. Хоман К., Блане-Дрез Ф. Экономическая и предпринимательская этика. М., 2001.

11. Чебунин В. Корпоративная культура // Управление персоналом. 2011. № 17.

12. Чеаенко И. Воспитывать - значит установить некую эмпатию, связь, и ты поймешь, что ждать от человека. // Управление персоналом. 2010. № 6. С. 68-73.

Войти или Создать
* Забыли пароль?