ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ В РОССИИ В ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ НА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОМ РЫНКЕ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Общественный контроль — один из главных способов защиты самого широкого круга потребителей нашей страны, а также один из инструментов ее модернизации. На сегодняшний день существует необходимость расширения сферы действия общественного контроля. Только объединенная сила самих граждан и их интеллекта и сплоченности сможет обеспечить достойный уровень жизни в нашей стране и сделает это эффективнее любого органа власти, заставляя власть действовать в интересах людей. В данной статье рассматриваются возможности общественного контроля в сфере защиты прав потребителей, совершенствование законодательства в сфере общественного контроля, взаимодействие органов власти и общества при проведении общественного контроля. Приводится пример успешного взаимодействия при проведении мероприятий общественного контроля. В статье описываются основные проблемы развития системы общественного контроля в Российской Федерации, автором предлагаются пути решения данных проблем.

Ключевые слова:
общественный контроль, права потребителя, общественные организации, правовая регламентация общественного контроля и проблемы повышения ее эффективности.
Текст

Согласно ст. 45 Закона «О защите прав потребителей» общественные организации имеют право проверять соблюдение прав потребителей и правил торгового, бытового и иных видов обслуживания потребителей. Право граждан и общественных организаций предоставлено также Федеральным законом от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции».

Одной из проблем обострения ситуации в области прав потребителей являются инновации, связанные с освобождением бизнеса от многочисленных проверок. В условиях снижения нравственности в российском социуме, замедленных темпов присоединения бизнес-организаций к добровольному принятию стандартов социальной ответственности [1] нарастает тенденция роста нарушения прав потребителей. Аргумент у коммерческих структур, как правило, один — все равно наказания не последует. При этом коммерческие организации организованно протестуют против частых проверок под распространенным лозунгом «бизнес терроризируют проверками», часто желая скрыть нарушения потребительского законодательства, алчность и неумение работать качественно. Здесь возможно использовать «компенсирующие механизмы социальной адаптации, направленные на опережающую нейтрализацию негативных тенденций развития системы, дезорганизации, формирования деструктивных социальных связей через включение граждан в процесс принятия новых правовых норм в соответствии с позитивным для них вектором развития социальной системы». В ситуации негативной направленности, характеризующейся «девиантным поведением индивидов», возможны достаточно серьезные последствия, приводящие «к дезорганизации системы», когда «индивид или социальная группа не в состоянии интегрироваться со стабильными институтами социума» [1]. Этот факт показывает небезобидность таких деструктивных процессов, возможность значительного разрушения ценностных основ социальной системы и важность расширения сфер действия общественного контроля. В современном обществе контроль приобретает новый смысл. Так, например, базируясь на теории модернизации, У. Бек [2] обосновывает процесс перехода к эпохе рисков как объективную историческую необходимость, как результат действия механизмов модернизации. При этом ученый выдвигает идею, что необходим переход к принципиальной организации общества, в котором действуют механизмы самотрансформации, основанные на самокритичности, эффективном социальном контроле и управлении.

Список литературы

1. Василенко Л.А., Василенко В.И. Социальные инновации в контексте управления будущим. - Махачкала: Радуга-1, 2013.

2. Бек У. Общество риска на пути к другому модерну. - М.: Прогресс-Традиция, 2000.

3. Василенко Л.А. Социальный контроль // Организация и технологии антикризисного социального управления. - М.: Проспект, 2004. С. 56.

4. Инновационные технологии проведения общественной экспертизы государственно значимых решений и общественных слушаний, с включенным гендерным подходом и с применением «высоких» информационных технологий / Под общ. ред. Л.А. Василенко, Т.Е. Сафоновой. - М.: Проспект, 2010.

5. Шарков Ф.И. Коммуникология: основы теории коммуникации: Учеб. для бакалавров. - М.: Дашков и К, 2013. С. 171.

6. Шедий М.В. Коррупция в России: опыт концептуализации и механизмы противодействия: Монография. - Орел: ОРАГС, 2011.

7. Кадровый контроль в системе государственной службы / Под ред. А.И. Турчинова. - М.: РАГС, 2002.

Войти или Создать
* Забыли пароль?