В статье определяются теоретические и практические аспекты применения внутреннего маркетинга для совершенствования системы управления персоналом современной организации. Авторами раскрывается сущность маркетинга персонала, характеризуются его инструменты, рассматривается практика их применения в организациях. Маркетинг персонала базируется на концепциях маркетинга отношений и внутриорганизационного маркетинга, которые формируют методологическую основу управления клиентоориентированной организацией. Обосновывается потребность применения инструментов внутреннего маркетинга для повышения устойчивости современных организаций, в систему качественных приоритетов которых входит рентабельность, производственная эффективность, высокая добавленная стоимость продукции и услуг, экологическая безопасность, социальное благополучие персонала, устойчивое развитие регионов присутствия. Анализ сложившихся практик подтверждает, что именно инструменты внутреннего маркетинга способствуют интеграции финансово-экономических, социальных и экологических критериев деятельности, формируют ценностные установки и модели поведения людей, ориентированные на долгосрочные приоритеты развития, эффективность, взаимную ответственность. Обоснованы особенности применения внутреннего маркетинга в некоммерческих и коммерческих организациях.
внутренний маркетинг, система управления персоналом, конкурентоспособность организации.
Актуальность развития внутреннего маркетинга в клиентоориентированных организациях. Современные организации придерживаются осмотрительной политики капитальных вложений, которая сконцентрирована на повышении производительности, оптимизации бизнес-процессов, реализации креативных проектов в сфере обслуживания клиентов. Реализация стратегии, направленной на повышение эффективности, удовлетворенности потребителей, позволяет им получить высокую операционную рентабельность, опираясь на существенные конкурентные преимущества: вертикально интегрированную бизнес-модель, низкие производственные издержки, сильное присутствие на привлекательных быстро растущих рынках.
1. Хайек Ф. Пагубная самонадеянность. Ошибки социализма [Текст] / Ф. Хайек. - М.,1992. - С. 166, 167.
2. Чащин В.В. Маркетинг персонала: теоретические аспекты и практические возможности [Текст] / В.В. Чащин // Проблемы современной экономики. - 2014. - № 22-1. - С. 186-191.
3. Гронрус Х. Маркетинг отношений в сфере услуг: маркетинг и поведение организации [Электронный ресурс] / Х. Гронрус. - 2012. - URL: http://www.webstarstudio.com/marketing/articles/art23.htm (дата обращения: 14.02.2016).
4. Кибанов А.Я. Управление персоналом организации: стратегия, маркетинг, интернационализация [Текст] / А.Я. Кибанов, И.Б. Дуракова. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 301 с.
5. Захаренко М.П. Молодежный аспект кадровой политики библиотеки: факторы, условия, практика [Текст] / М.П. Захаренко // Справочник руководителя учреждения культуры. - 2015. - № 1. - С. 75-87.
6. Торосян Е.К. Управление взаимоотношениями с клиентами как часть маркетинговой стратегии компании [Текст] / Е.К. Торосян // Петербургский экономический журнал. - 2016. - № 1. - С. 87-92.
7. Байков Е.А. Классификация факторов нестабильности в деятельности предприятий социально-культурной сферы [Текст] / Е.А. Байков, Н.Н. Копылова // Петербургский экономический журнал. - 2015. - № 4. - С. 32-38.
8. TNS - умение быть лидером! [Электронный ресурс] //URL: http://www.hr-summit.ru/ru/rejtingi/hr-proekt-2015/56-premiya/itogi-2015/658-tns-umenie-byt-liderom (дата обращения: 19.03.2016).
9. От увлеченности к вовлеченности [Электронный ресурс] // URL: http://www.hr-summit.ru/ru/rejtingi/hr-proekt-2015/56-premiya/itogi-2015/661-ot-uvlechennosti-kvovlechennosti (дата обращения: 27.03.2016).
10. Программа Развития Лидерского Потенциала [Электронный ресурс] // URL: http://www.hr-summit.ru/ru/rejtingi/hr-proekt-2015/56-premiya/itogi-2015/662-programmarazvitiya-liderskogo-potentsiala-leadership-developmentprogram-ldp (дата обращения: 27.03.2016).
11. Houston M.J. 1998. Conceptual and methodological perspectives on involvement / M.J. Houston, M.L. Rothschild // Research frontiers in marketing: Dialogues and directions, 184 (187). - Рp. 262-270.